"Василиса Прекрасная" в иллюстрациях Марианны Беляевой. С подозрением относился я к этой художнице: смешение сталинского послевоенного стиля (если людей рисует) с мультяшной пупсовостью (если зверей рисует). Народ на некоторых форумах заподозрил художницу в китче.
Мне очень нравятся эксперименты в детской иллюстрации последних лет советского периода. У Беляевой известные книги появились как раз в конце 1980-х гг. и совершенно выбивались из тогдашнего мейнстрима. Это, видимо, добавило отчуждения. Теперь пересмотрел свою позицию. К таким художникам следует присмотреться: не исключено, что это очень круто...
Московская "Детская литература" переиздала в наши дни все книги с картинками Беляевой. Из-за сумасшедших скидок в "Лабиринте" пришлось за 80 рублей несколько дней назад купить этот сборник. Судя по грамотной информации об авторском праве (указали, как положено, рядом с именем художницы год первой публикации) рисунки к этому сборнику вышли впервые уже в постсоветское время — в 1996 году. Указание там же на наследников означает, что художницы уже нет с нами.
Сначала проникся уважением к тексту — настоящие сказки из академического собрания Афанасьева. С "Василисой Прекрасной" проблем нет — мы уже посмотрели множество изданий в обработке Афанасьева, но некоторые сказки из этого сборника в первоначальном виде лет сто не издавались. Потом уж и художницу реабилитировал. Уровень мастерства у Беляевой высокий, а если при этом рисунки вызывают неприятие, значит, они отличаются высоким уровнем самобытности (оригинальности).
Очень скромная страничка художницы на Фантлабе: https://fantlab.ru/art19192. Заявку на этот сборник я подал
Первая страница настраивает на традиционный лад: маленькая сиротинушка Василиса с куколкой. У куколки затейливый домик, а в руках девочка еду для неё держит (куколку надо было кормить). По тексту сказки и Василису-то недокармливали, так что уделить долю куколке — это была самоотверженность. На рисунке пайка для куколки солидная.
Сюрприз. Никто, кроме Беляевой, не показал важного момента взросления Василисы: женихи на неё засматривались, а с мачехиными дочками водиться не хотели. Но главное, на что прямо указано у Афанасьева:
цитатаВасилиса всё переносила безропотно и с каждым днём всё хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости...
Все художники Василису стройненькой рисуют, а идеал-то красоты в старинной крестьянской сказке совсем другой. Вот только Беляева и рискнула нарисовать как всё по правде было.
Это объясняет животную ненависть сводных сестёр. По-настоящему хотят Василису со свету сжить, отправляя её к Бабе-Яге. Злые и худые девки.
Всадников, которые заставляют вращаться Землю, Беляева приземлённо изобразила: всадники как всадники.
Но зато эти всадники органично помещены в природные ландшафты.
Баба-Яга изображена обычной старушкой: без инородных черт. И даже не злобной старухой. И даже не скорбной хозяйкой пограничья с миром мёртвых.
А теперь взаимоотношения Василисы с Ягой.
Вот оно: бесстыжее простодушие сказки. Василиса сладко-сладко дрыхнет, а куколка за неё трудится. Только Беляева из всех художников решила дать эту сцену во всей красе. Вспоминая по-настоящему каторжный крестьянский труд (и труд женщины по хозяйству тоже), надо признать, что Беляева точно отражает представления сказителя о счастье.
Утомлённая мудрая бабушка с сочувствием к судьбе Василисы решает помочь ей в убийстве мачехи и сестёр, из-за которых Василиса не может ответить взаимностью деревенским парням.
Василиса, хорошо укутанная, с достоинством несёт смертоносный череп домой (не бежит со всех ног в одной рубашонке, как у других художников).
А вот разворот полностью. Какой пейзаж! Только у Н.Устинова такую роскошь можно увидеть, но ведь Беляева ещё и людей рисовать умеет! Отличная выучка — что-то здесь не то...
Подробно художница иллюстрировала инородную концовку этой сказки. Все стадии производства рубашек и сватовства осветила. Даю последний разворот — его одного достаточно. Царь, конечно, до галантных лапотников, показанных в начале, не дотягивает.
Может, Беляева троллит публику? Её решения настолько тонкие и меткие, она так внимательно читает сказку и понимает сущность отношений, что невозможно воспринимать всерьёз всю эту пышность. Как будто чистый душой художник-примитивист настолько простодушен, что, окончив с золотой медалью Академию художеств, применяет полученные навыки для рисования лубков. Впрочем, это не противоречит понятию китча. А я буду верить в теорию заговора и считать иллюстрации Беляевой постмодернизмом.