Павел Муратов Образы Италии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Павел Муратов "Образы Италии. Том 3: От Тибра к Арно. Север. Венецианский эпилог"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Павел Муратов «Образы Италии. Том 3: От Тибра к Арно. Север. Венецианский эпилог»

Статья написана 6 марта 2020 г. 21:26

Этот том Муратова показался наиболее теплым и близким мне. Дело в том, наверное, что он посвящен в большей мере самым любимым и хорошо изученным мной регионам Италии — Умбрии и Ломбардии. Умбрия — это вообще бесконечная любовь, я не знаю места лучше в мире. В большей части городов, которым посвящены отдельные главки, я была, и соответствующие картины и фрески тоже видела. Правда, увы, у меня не «художественная» память. Вот муж мой помнит, в каком соборе чьи фрески — а я помню, как идти к тому собору от парковки и какие там цветущие кусты росли по дороге. Так что с упоминаемыми Муратовым городами у меня тоже свои ассоциации, подчас совершенно противоположные его впечатлению. Конечно, и сто лет прошло, ситуация в Италии изменилась. Но я никак не назвала бы Ассизи тихим городом, точно так же как и Бергамо — мрачным и скучным.

В этом томе мне еще понравились обширные исторические экскурсы не только в жизнь художников (что далеко не всегда интересно, увы), но и в историю описываемых городов. Учитывая, насколько бурным был период Средневековья в Италии, не говоря уж о Ренессансе — там есть, чем развлечься. Эта часть привлекает меня куда больше, чем описания картин и фресок. И не потому, что я равнодушна к искусству — но к третьему тому они становятся уже слишком однообразными и начинают утомлять, а вот у истории фантазия никогда не подводит, так что рассказы о восстаниях, предательствах и междоусобных войнах, а также немного о любовных приключениях, куда веселее.

Приятно читать Муратова не до того, как ты побывал в каких-то местах, а после. И не чтобы «сравнить впечатления», но чтобы перевести свои буднично-туристические впечатления на несколько другой уровень, более общий и более серьезный.

Мне запал особо один момент, не относящийся, собственно, к Италии:

«Наша эпоха не имеет ясного отношения к искусству. Современная живопись существует неведомо для кого и для чего, и достижений ее не ждут ни стены храмов, ни стены дворцов, ни стены частных жилищ. Не имея истинного обиталища, ютится она на выставках и в музеях. Единственное живое общение, возникающее ныне между вещью искусства и человеком, не создавшим ее, рождается в страсти собирателя и коллекционера».

Не знаю, как насчет начала 20 века, а к началу 21 все эти слова применимы в полной мере. Да и кто сейчас серьезные коллекционеры искусства? Скажем, великое множество сверхбогатых людей на нашей планете — что-то я не слышала, чтобы они тратили свои деньги на составление стоящих коллекций живописи или, скажем, скульптуры. Недавно видела какую-то статистику, что выросли значимо вложения (с целью коллекционирования) в дорогие сумки, виски и часы. Скоро носки начнут коллекционировать, которые сам Армани под свечкой штопал.

Но это еще и объясняется тем, каково современное искусство. То, что висит в музеях, средний человек, которому нравится Ботичелли, не захочет повесить к себе в квартиру (даже, например, если габариты квартиры будут это позволять). Это не искусство ради красоты, а ради чего-то другого, что часто кажется очень вымученным и надуманным.

Интересно, есть ли в Питере места, где можно купить не за бешеные деньги произведения современных художников (я не имею в виду мазил напротив св. Екатерины, конечно)? И есть ли люди, которые их покупают — не теоретически какие-то где-то, а вот среди моих читателей, например?



Тэги: муратов, art


221
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 марта 2020 г. 22:26
«Умбрия — это вообще бесконечная любовь, я не знаю места лучше в мире». Вот! вот!..


Ссылка на сообщение6 марта 2020 г. 23:12
Конечно есть. Но это надо ходить, искать, понимать и разбираться. У нас полно частных картинных галерей, которые этим живут. Но только если ты разбираешься , то только тогда возможен вариант за разумные деньги. Были бы деньги кое-что мог бы купить, а так просто хожу и смотрю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2020 г. 23:54

цитата Kons

У нас полно частных картинных галерей, которые этим живут.

Какие, например? Я никогда не интересовалась по той же причине, что и у тебя, а тут вдруг задумалась — хоть посмотреть. То, что продает Эрарта — совсем заоблачное.
 


Ссылка на сообщение7 марта 2020 г. 23:56
Смотря что тебя интересует — более классическое или современное непонятно что))?
 


Ссылка на сообщение8 марта 2020 г. 10:59
Более классическое) Мне вот очень нравится наш пастелист Сергей Бакин, но это слишком дорого:-(


⇑ Наверх