Сегодня, наконец-то, современные иллюстрации к «Василисе Прекрасной». Полная сюита выдающегося художника А.Кошкина, известность к которому пришла ещё в советское время.
У меня имеется вот такое издание: М.: Серафим и София, 2011. Сказка дана в обработке Афанасьева.
Свои фото я рискнул предъявить только в ограниченном виде. Даю профессиональные сканы из Интернета. Страничные иллюстрации взяты отсюда: https://shaltay0boltay.livejournal.com/36.... Развороты взяты отсюда: https://igrateney-ru.livejournal.com/1461.... В последнем случае сканы сделаны с раннего издания: М.: Тропа, 1992. Надо же! Частное издательство выпустило в 1992 году полноцветную книжку (казалось, что кооперативы в то время только детективы на газетной бумаге выпускали). Да еще и в хорошем качестве: мне показалось, что в раннем издании картинки ближе к авторскому цвету (на щеках румянец, высветленный позднее на компьютере).
Но две маленьких картинки в сканах обнаружить не удалось. Привожу свои фото. На первом после титула развороте и на последнем развороте даны птицы с женскими головами. Это не бессмыленные украшательства — это нить, протянутая от Билибина с его птицей Алконост и птицей Сирин (которые у Билибина центральное место на заставке заняли).
Пройдёмся по иллюстрациям.
Житие Василисы чинное, даже в горестях.
В сюите присутствуют все три всадника — такая впечатляющая космография не могла пройти мимо ренессансного Кошкина. Красный всадник (красно солнышко) имеется на передней крышке переплёта (на обложке). А белому и чёрному всаднику посвящены развороты. Эти изображения захватывают дух.
Наибольшей оригинальностью отличается образ Бабы-Яги. Она центральный персонаж. Если развернуть книжку, то переплёт предстанет диптихом, где слева — Баба-Яга, а справа — Василиса.
Бабу-Ягу художник изобразил чем-то вроде скандинавского тролля. Неприятное существо.
В.Пропп писал, что Баба-Яга в одной из своих ипостасей (той самой, что в нашей сказке в обработке Афанасьева) стережёт вход в царство мёртвых, летает по границе миров. И сама при этом мёртвая. Это жуткая Баба-Яга. И у Кошкина она показана в соответствии с пропповским научным анализом: хоть и не абсолютное зло, но всё же что-то очень чуждое человеку. На книжных форумах не все согласились с подобной трактовкой: слишком резкое отличие от привычной билибинской Бабы-Яги — скорбной старухи в человеческом обличье. Да и вообще, Кошкин не вписывается в тенденцию реабилитации в детской литературе Бабы-Яги как склочного, но беспомощного персонажа.
Выделена нога Бабы-Яги, торчащая поверх ступы (видимо, обыгрывается тема «баба-яга — костяная нога»). На переднеи плане показана одинокая парящая рука. Есть у Бабы-Яги помощники: три пары рук, отделенных от туловища. Помощники загадочные: Василиса хотела спросить про них, но воздержалась, за что заслужила похвалу Бабы-Яги. Эта тема присутствует в сказке как в варианте Афанасьева, так и в пересказе Любарской (вычеркнуты сцены с руками только из третьего известного пересказа — Карнауховой).
Баба-Яга отпустила (пусть и в грубой форме) Василису домой и выдала ей череп (в глазницах которого огонь) для сводных сестричек. В обработке Афанасьева Василиса с черепом спокойно возвращается от Бабы-Яги, никто её не преследует.
Сцену уничтожения мачехи с её дочками Кошкин рисовать не стал, а концовку с завоеванием Василисой сердца царя дал.
А в конце уместно пару портретов Василисы поместить: до и после Бабы-Яги (оба раза с куколкой). История успеха. За труды, а не за танцы получила Василиса корону. Особый путь русской Золушки. С мачехой и сводными сестрицами вот тоже...
Билибин в русле стиля модерн должен был, вслед за западными родоначальниками, опираться на средневековые образцы (отсюда и подчёркнутое плоскостное изображение в канонических афишах сецессионистов). А Кошкин делает следующий шаг — он опирается на образцы эпохи Возрождения (это меня осенило, когда я сравнил леонардовскую Мону Лизу и кошкинскую Хозяйку медной горы — см.). Причём, Кошкин не имитирует Возрождение, он в нём живёт. По-моему, это гениальный художник. Может быть, только он один сегодня вправе бросить вызов Билибину.