Скотт Оден Стая воронов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Seidhe» > Скотт Оден "Стая воронов" (2017)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Скотт Оден «Стая воронов» (2017)

Статья написана 11 февраля 2020 г. 23:19

Пару лет назад, когда ещё только была анонсирована новая серия редакции «Астрель-СПб» с претенциозным названием «Шедевры фэнтези», я загорелся прочитать на русском языке два романа — «Стаю воронов» Скотта Одена и «Неумершего» Жана-Филиппа Жаворски. С тех пор я неоднократно отвечал на вопросы уважаемых лаборантов как на форуме, так и в личных сообщениях, суть которых можно свести к одной фразе — «с чего это я так уверен, что эти романы стоят внимания?»

Сейчас пришло время откровенно признаться: я никогда не был в этом уверен! :-)))

Однако, это никак не мешало мне ждать выхода этих книг на русском. По одной простой причине: если в первом обещают обращение к мифологии северо-западной Европы с явными аллюзиями на «Беовульфа», а во втором — к теме континентальных кельтов второй половины I тысячелетия до нашей эры, когда Рим был ещё не особо примечательным италийским городом с царским правлением, я попросту не могу пройти мимо...

И как же приятно осознавать, что с романом Скотта Одена я не ошибся!

Итак, встречайте: Скотт Оден Стая воронов




Для начала — размещённый на странице произведения отзыв:

Эта история начинается в 999 году от Рождества Христова в суровых фьордах датского острова Зеландия, а заканчивается на залитой кровью равнине Клуэн Тар, на которой произошла одна из самых грандиозных битв в истории Ирландии, известная как битва при Клонтарфе. Это история о временах, когда всё чаще кровавой пляской мечей решались не притязания вождей и народов на владение той или иной территорией, — решалась судьба Старого мира, во всём блеске его языческого великолепия противостоящего приходу мира Нового, в котором на ведущие роли выходило христианство. История о временах, которые Роберт Говард — кстати, один из главных вдохновителей Скотта Одена — называл «последней титанической агонией уходящей эпохи, сумерками гаснущих столетий»...

Это история мести, которой жаждет последний из древнего племени, что было изгнано Одином из Йотунхейма, и сохранилось в человеческой историей под множеством имён. Скрелингами звались они в Скандинавии, оркнеями — в эпических поэмах англосаксов, ирландцы же звали их фоморами, и именно их рати были повергнуты племенами богини Дану в кровавой битве у Маг Туиред, воспетой бардами Зелёного острова. И хотя погибли тысячи их, называвших самих себя каунар, выжившие рассеялись по миру, продолжая грабить и убивать, наводя ужас на человечество одним своим именем...

Минули столетия, и теперь Гримнир, последний из каунар, ищет своего заклятого врага, дабы совершить возмездие за давнее злодеяние против его народа. Быстротечные человеческие жизни ничего не стоят для существа, прожившего столетия, поэтому он готов убить любого, кто встанет у него на пути, однако, окружающая действительность стала совсем другой, и он — чудовищное порождение древних времён — остро нуждается в связующем звене с человеческим миром. Случай сводит его с молодой христианкой Этайн, которую он выбирает (разумеется, не спрашивая желания последней!) для достижения своей цели — выяснить, где нынче скрывается некий Бьярки Полудан, следы которого потерялись, когда он отправился грабить Англию...

Начинается странствие по стремительно меняющемуся миру, в котором найдётся место и кровавым битвам, и древней магии, и интригам власть предержащих, и испытаниям, которым подвергнутся самые основы веры Этайн...   

Не будет преувеличением сказать, что роман Скотта Одена «Стая воронов» был для меня одним из самых ожидаемых анонсов не только серии «Шедевры фэнтези», но и переводного фэнтези вообще за последние пару лет. Интриговало всё – и опора на мифологию и фольклор северо-запада Европы, и выбранное время действия на рубеже I-II тысячелетий нашей эры, когда на указанных территориях окончательно утвердилось христианство, и обещанный своеобразный стиль изложения, напоминающий слог скандинавских саг, и даже тот факт, что в центре повествования должен был находиться представитель условных «злых сил», которого сам автор считает неким собирательным образом, послужившим основой для орков Толкина.

И я скажу сразу — мои ожидания роман полностью оправдал, а автор несколько раз сумел по-настоящему удивить. Давненько я не засиживался ночами с книгой, наплевав на сон, будучи не в состоянии оторваться от книги, пока не узнаю, чем закончился тот или иной эпизод странствия Гримнира и Этайн!

О достоинствах романа можно говорить долго, но сделать это без спойлеров довольно сложно, поэтому ограничусь перечислением трёх плюсов, которые стали самыми значимыми лично для меня.

Во-первых, «Стая воронов» — это впечатляющий синтез из исторической прозы и мифологии. Чтобы «прочувствовать», так сказать, все прелести романа, нужно хотя бы поверхностно быть знакомым как с историей Северной и Западной Европы рубежа тысячелетий, так и со скандинавской, древнеанглийской и ирландской эпическими традициями. Это ни в коем случае не означает, что роман нельзя читать без определённого багажа знаний по всем вышеперечисленным предметам, просто по тексту столь щедро рассыпаны отсылки и откровенные пасхалки, что вылавливать их глазом – отдельное удовольствие. И если вы знаете, кто такой Олаф сын Триггва, что означает выражение «китовый путь», и на какое эпическое произведение намекает эпизод с королём Хродгаром, насадившим на копьё голову и отрубленную руку поверженного противника — поверьте, читать «Стаю воронов» вам будет значительно интереснее! К чести автора, нужно отметить, что в романе он использует не широко распространённые штампы, свойственные романам на «северную» тематику, зачастую сводящиеся к триаде «руны/валькирии/берсерки», а демонстрирует действительно глубокое погружение в материал. Особенно шикарным получился эпизод с английским городом Бадоном, в описаниях которого Оден прекрасно сумел, причём буквально на нескольких страницах, продемонстрировать, как на относительно небольшой территории последовательно сменили друг друга автохтонное население Британских островов, завоеватели-кельты, римская культура, краткий период возрождения былого кельтского величия и англо-саксонские королевства, которым, в свою очередь, предстояло пасть под ударами викингов и их потомков норманнов. Ну а уж когда герои добрались до берегов Зелёного острова и я понял, какие силы появятся в повествовании дальше... Тут уж моя кельтоманская душа вообще запела от счастья!

Одним словом, все три условных локации — Скандинавия, Англия, Ирландия — Скотту Одену однозначно удались.

Во-вторых, автору сумел пройти по тонкой грани, которая отделяет по-настоящему мрачное и кровавое повествование от откровенной чернухи и модного нынче веяния «dark ради dark’а», как я его называю, когда грязь, кровь и прочие выделения присутствуют через каждые пять страниц, но ничего, по итогу, не дают ни сюжету, ни атмосфере. Честно признаться, когда герои попали в раздираемую войной Англию, и на горизонте сюжета замаячил религиозный фанатик с пыточными и расчленёнкой, я было совсем приуныл и приготовился к худшему, однако Оден сумел столь изящно вывернуть сюжет, что все эти сцены насилия чётко и стройно легли в общую структуру повествования.

То же самое можно сказать и о противопоставлении «христианство-язычество». Вопреки ожиданиям, никакого однозначного неприятия последнего у автора нет, и он весьма чётко это демонстрирует. У каждого из героев, коих на страницах романа немало, своя правда. Разумеется, Гримнир относится к христоверам и их Белому Христу резко негативно, не стесняясь в выражениях и оценках, ну так это вполне объяснимо – он ведь порождение совсем другого, юного ещё мира, о тайнах которого он знает гораздо больше, чем любой из людей, а новая вера буквально отбирает у него этот мир, лишая его своеобразной магической подпитки, которую его народ черпал в нескончаемых войнах.

Ну, и в-третьих, шикарным вышел, конечно, образ главного героя. И дело даже не в том, что в нём Оден удачно сплавил воедино мифологические образы скрелингов, фоморов и таинственных оркнеев англосаксонской традиции. Дело в расстановке фигур на доске. Я просто до одури люблю, когда автор сразу и чётко обрисовывает «условия игры»: есть герой, который по умолчанию круче всех. Не будет никакого открывшегося второго дыхания, чудесно обретённого Ещё Более Сильного Колдунства и превозмогания собственных сил в духе приснопамятного некроманта Неясыти =))) Всё предельно честно и реалистично — Гримнир изначально сильнее, быстрее и выносливее ЛЮБОГО человека или даже нескольких человек. То есть сотне воинов на открытой местности он противостоять, разумеется, не сможет, но уложить полтора десятка профессиональных воинов в ночном лесу – это да, пусть и не запросто, но вполне ему по силам. И подобный баланс сил Одену удалось сохранить, что немаловажно, на протяжении всего повествования, даже в финале не размениваясь на излишний и совершенно неуместный для выбранной стилистики пафос — да, всё решает сила, удача и честная сталь, а не божественное вмешательство и рояли в кустах. Неожиданно, но от этого вдвойне круто!

Подводя итог, могу сказать, что практически два года ожиданий оправдались на все сто!

«Стае воронов» от меня — заслуженная десятка. Да, я знаю, что я предвзят, но я очень давно не встречал настолько точного попадания одновременно и в сферу моих многолетних интересов, и в то, что я больше всего ценю в фэнтези – достоверности выписанного мира и бережного отношения к первоисточникам, если уж за основу берётся какая-либо религиозно-мифологическая система и конкретный исторический период.

Шикарный роман. Однозначно рекомендую всем, кто в равной степени ценит исторические романы об эпохе викингов, суровую красоту скандинавских саг и безудержную фантастичность ирландских преданий.

Одним словом, начинаем двухгодовое ожидание второго романа цикла под названием «Сумерки Богов»… =)))

Хотя, справедливости ради, я, как страстный поклонник внецикловых романов, не могу не признать — история у Одена получилась логически завершённая и совершенно самодостаточная.




Повторюсь ещё раз: я остался от романа в полном и безоговорочном восторге! Это действительно глубокое погружение в тему и материал, причём материал весьма непростой. У меня были очень серьёзные опасения, что автор-американец попросту не сможет прочувствовать все необходимые нюансы той истории, на которую он замахнулся, но Оден сумел-таки удивить! Это действительно книга, написанная с очень бережным отношением к первоисточникам. Шикарный образчик исторического фэнтези, когда в тексте присутствует и магия, и сверхъестественные существа, и переосмысление под неожиданным углом известных фольклорно-мифологических элементов (одна история Беовульфа — куда ж без неё! — вывернута под таким углом, что я несколько опешил даже, осознав, насколько качественно автор завернул интригу!), но всё это никак не влияет на общую картину происходящего, которая строго исторична, и опирается на множество письменных источников.

Вообще удивительно, как автору удалось нигде не скатиться в активно навязываемые сейчас фантастической литературе штампы. Когда выяснилось, что один из героев — переодетая женщина (это не спойлер — это в самом начале романа выясняется), подумал было, грешным делом, что сейчас автор расскажет нам очередную историю о сильной и независимой женщине с отчётливым феминистским привкусом. Ан нет, и здесь Оден не оплошал! Да, Этайн женщина, и духом она действительно сильна, но отношение к ней строго аутентично описываемой эпохе.

Определённые опасения вызывало и качество перевода. Материал романа по-настоящему сложен, и от потенциального переводчика требовалось быть, что называется, «в теме». Скажу сразу, что на мой непритязательный взгляд Дарья Сергеева с задачей справилась. При большом желании можно, разумеется, придраться к некоторым тонкостям... В частности, я так и не понял, почему vestálfar в переводе стали «восточными эльфами» — по логике вещей должны быть, вроде «западными», да и Ирландия, которая, согласно ирландской мифологии, являлась местом обитания Племён богини Дану, на протяжении античности и Средних веков представлялась именно как западный край обитаемого мира. Однако, это уже откровенные придирки, никак на общее восприятие романа не влияющие. Зато в данном переводе ирландский клан Dál gCais — наконец-то назван Дал Каш, а не просто дана очередная сноска к Дал Кайс, гласящая, что «правильно: Дал Каш (ирл. Dál gCais, англ. Dalcassians)». Хотя наших переводчиков тоже можно понять: «далкасцы» звучит героически-пафосно и экзотично, а назови представителей этого клана по правилам, «далкаши» — даже с ударением на второй слог определённых нежелательных ассоциаций в русскоговорящем пространстве не избежать... ;-) :-)))

Да и вообще — лично меня в переводе уважаемой Дарьи всё устроило и всё понравилось!

Спасибо ей огромное за проделанную работу!

Ничуть не менее постарались и люди, причастные к изданию «Стаи воронов» на русском в плане оформления и полиграфии (и я не про бумагу — этот вопрос меня мало волнует ;-)).

Книга издана действительно качественно и, что называется, с душой. Шикарный арт от Михаила Емельянова на красочной суперобложке (кстати, данный образ Гримнира весьма понравился и самому Одену), строгая чёрно-белая гамма той же иллюстрации на обложке, стильные форзацы в скандинавской стилистике — всё прекрасно работает на общую атмосферу. Отдельное спасибо издателям за авторское примечание, рассказывающее о работе над романом и многое расставляющее по местам в авторской задумке.

Как бы там ни было, роман пользуется определённой популярностью на Западе — ему посвящают хвалебные рецензии на различных площадках, по нему создаются иллюстрации, вроде приведённой ниже альтернативной обложки (автор — Robert Zoltan, в его профиле на ArtStation есть и другие работы по Одену), о нём говорят, а главное — ждут продолжения, которое выйдет совсем скоро.

А я искренне рад, что теперь и русскоязычные читатели получили возможность прочитать эту шикарную книгу, и мне остаётся лишь повторить: «Сумерки Богов» я уже начал ждать! Да и как не ждать, если обещают крестовый поход против язычников, воинство берсерков и вмешательство богов Асгарда!? ;-)





334
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 февраля 2020 г. 06:13
Спасибо, Саша!
Теперь точно постараюсь не упустить эту книгу.
Мне, как человеку, повернутому на скандинавах, древних германцах и кельтах, тоже крайне интересны были именно книги Одена и Жаворски.
«Стая воронов», судя по твоему описанию — 100% моя книга:cool!:
З.Ы. Не читал книгу Жадриен Белл (она же Кристи Голден) «A.D.999»?
Тот же хронотоп, саксы, скотты, викинги, фейри, Локи и его дети, Откровение Иоанна Богослова... Не шедевр, но весьма качественный продукт в жанре исторического фэнтези.
Рекомендую.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2020 г. 07:14
Не за что, Паш, не за что! :beer:
Белл не читал, хотя на читалке уже пару-тройку лет точно валяется. Надо бы как-нибудь заценить, там книжка небольшая совсем, я её ещё по «Веку Дракона» бумажной помню — и в магазине в руках вертел, и у товарища потом листал ;-)
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2020 г. 07:26
Да, книга Белл небольшая, на два — три вечера.
Прочёл в прошлом году не без интереса. Не «Сломанный меч», но потраченого времени не жаль.


Ссылка на сообщение15 октября 2022 г. 16:17
Отличная статья! Полностью согласен с вашим мнением относительно этой замечательной книги. В свою очередь, пока ожидаем (надеюсь дождемся) «Сумерки Богов», не могли бы вы дать рекомендации по книгам, в духе упомянутой выше концепции — «герой, который по умолчанию круче всех»? А если еще будет в подобном жанре и сеттинге, то за столь ценный совет не грех даже заплатить:-)))


⇑ Наверх