Дыйканбаева Айгерим. Кыргыз уламыштары (Киргизские предания). — Бишкек: 2005. — 348 с. (на кирг. языке)
ISBN 9967-23-004-5
Аннотация из самого издания: В монографии представлены тексты, структурный анализ, тематическая классификация кыргызских легенд. Также опубликованы тексты 206 кыргызских легенд, которые были собраны в семи областях Кыргызстана. Книга адресована студентам, преподавателям, ученым гуманитарных наук, а также широкому кругу читателей, интересующихся кыргызским фольклором и культурой.
стр. 226 — текст предания — № 37. Почему вода в озере соленая (источник — № 22)
стр. 334 — сведения об источнике предания —
№ 22. Фамилия и имя рассказчика: Чыныбаева Гюлсюн;
Место рождения: Киргизская Республика, Иссыккульская область, Джетиогузский район, село Тамга;
Год рождения: 1951;
Образование: высшее;
От кого услышала это предание: от деда;
Место работы: сельская управа;
Место записи предания: Киргизская Республика, Иссыккульская область, Джетиогузский район, село Тамга;
Дата записи: 14 июля 2003 г.
Фамилия и имя записавшего: Дыйканбаева Айгерим
Номера преданий, записанных от этого источника: 37, 75, 113, 164
Почему вода в озере соленая
У одного старика было два сына. Один был богатый, а другой — бедный. Не было у бедняка даже куска хлеба.
Однажды бедный брат на охоте подранил одну птицу. Вдруг птица заговорила по-человечески, стала умолять охотника: «Отпусти меня, я тебе сделаю подарок». Бедняк отпустил птицу и получил от нее в дар джаргылчак*.
Богатый старший брат прослышав про этот подарок, стал думать как завладеть им. Ночью он забрался в юрту своего бедного младшего брата и выкрал джаргылчак. Чтобы скрыть украденное от всех, он решил перевезти его на лодке. Вдруг джаргылчак стал вращаться и из него стала сыпаться соль. Вся лодка заполнилась солью. Не выдержав тяжести этой соли, лодка затонула. Именно поэтому вода озера Иссык-Куль стала соленой.
* Джаргылчак (англ. quern-stone) — каменная ручная мельница у киргизов, представляет собой два дисковидных камня, уложенных друг на друга; в нижнем камне по центру вставлен деревянный колышек, служащий осью для верхнего камня, верхний камень имеет в центре отверстие, которым он насажен на нижний камень, также имеет ручку — деревянный колышек, вставленный в камень ближе к краю; камни устанавливают на скатерть для сбора помола, после чего человек одной рукой вращает верхний камень, а второй засыпает размалываемый продукт (зерно, сухой сыр, ядра орехов, каменную соль) пригоршнями через отверстие верхнего камня (оно шире деревянной оси нижнего камня).