Сдать экзамен по «зомби-апокалиптике...»
Могу поздравить российский кинематограф с очередным — без всяких шуток — успехом.
Сделана хорошая жанровая вещь, которая выступает отдаленным эквивалентом «Черного лета» и «Ходячих».
Причем, если «Непобедимый» — был чистой калькой джеймсбодовщины, то «Эпидемия» — это экранизация традиции, которую начал покойный А. Круз, продолжает док Берг и множество российских же авторов.
Натурализованные последствия пандемии с зомби-эффектом.
Чисто сеттинговые условия:
— большой город, как отправная точка повествования — Москва или Питер это идеальные полигоны. Причем там надо показывать сколько-то служебных локаций, сколько-то учебных, сколько-то общественных;
— различные виды транспорта — тут все зависит от бюджета и остроумия сценаристов;
— сколько-то локаций в селе и коттеджных поселках — при том очень важно показать различные социальные срезы. И тут смогли — вот вам роскошный современный дом, вот вам изба, вот вам вообще корабль пустой на берегу, а вот вам вагончик-теплушка;
— надо определиться с поведением зомби — тут их сделали не такими уж быстрыми и опасными, без морфирования;
— распад или враждебность государства, которое не в состоянии парировать подобные угрозы.
Сюжетные условия:
— распад старых социальных отношений, который сопровождается обнулением инфраструктуры;
— люди из привычных коллективов-семей-землячеств — вдруг оказываются или одиночками, или в самых крошечных группах (даже полная семья становится почти недостижимым идеалом, просто потому, что в начале эпидемии «папа вышел за хлебом»);
— постоянные кризисные ситуации, которые связаны не столько с исчезновением социальных механизмов, сколько с невозможностью заключить сделку с обычным человеком (вчера купюры, сегодня золото и бензин, завтра консервы и патроны — а что прямо сейчас?);
— виды паники во всем их разнообразии...
— нормализация насилия: невозможно быть пацифистом, плохо быть отморозком — и тех, и других тихонько душат по углам. Какой уровень насилия необходимо принять, чтобы просто приехать из пункта А в пункт Б? Это одна из важнейших задач, которую решают герои. Причем персонажи регулярно промахиваются мимо этого уровня;
— трансформация героев — тут оторвались, потому как пандемия позволяет девушке избавиться от алкоголизма, а «без пяти минут аутисту» начать бурную деятельность, и вообще, современные городские типажи начинают перековываться. Был психолог — стал житель фронтира. Так же должны сложиться новые социальные группы;
— регулярно нужны неожиданные повороты, причем требуется отыграть сколько-то обязательных коллизий (против ментов, против взбунтовавших зэков, против людоедов, против спекулянтов...), и придумать сколько-то новых. Когда китаец берет в заложники врача и пользуется мобильником, чтобы переводить свои требования, это неожиданно. И хорошо смотрелся ю-тьюбовский ролик об эпидемии в Москве...
— нужен правильно дозированный и показанный трэш... Кромешники должны быть как изюм в булочке повествования... Тут бульварная пресса прошлых десятилетий — в помощь.
Актеры:
— нужна труппа — надо перебрать основные социальные и возрастные типажи. Тут в помощь С. Кинг — но общество вокруг ни разу не американское. И тут очень удачный момент в сериале, когда видно, что авторы держали в голове именно Кинга сотоварищи, но изменения в стране за последние тридцать лет превратили бывших советских людей в набор подходящих личностей. Как клип по «Молитвенной» Шнура — это четкая экранизация кабака-кабаре новой эпохи, так и «Эпидемия» — предельно четкая работа с новыми типажами (что-то похожее я видел разве в «Моём сводном брате Франкенштейне»).
— актеры не должны быть зомби :) И тут да, вполне живые люди... Есть характеры, можно в должной мере предвидеть их действия и понимать, что если ошибся, то человек поменялся.
Наконец, требуется хорошая работа с цветом, светом, динамикой кадра. И тут — хорошо.
Мне самому не все нравится в сюжете и временами авторов все-таки подводит чувство меры — но как жанровая вещь это смотрится. Твердая 9-ка в своей нише, и 7-ка в общем ряду...