Пьер Байяр Дело собаки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > Пьер Байяр "Дело собаки Баскервилей": Автор был не прав
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пьер Байяр «Дело собаки Баскервилей»: Автор был не прав

Статья написана 24 октября 2019 г. 00:49

Пьер Байяр «Дело собаки Баскервилей»

Странным образом в текст затесались СПОЙЛЕРЫ.

Бывает так. Вот человек читает какую-нибудь книгу. И ему все в ней нравится. Потрясающие персонажи. Крутой сюжет. Мир столь привлекателен, что хотелось бы в нем жить. В общем, человек просто в восторге от этой книги. И вот книга дочитана. Человек несколько расстроен. Ему хочется продолжения. Он надеется, что автор его написал. Если это цикл, то человек найдет вторую книгу и прочтет ее. Возможно, есть и третья, четвертая, пятая. Но рано или поздно (если только интерес человека не угаснет, и цикл останется недочитанным) окажется, что вот – перевернута последняя страница, окончательная точка, ну, или многоточие. Человеку останется только погрустить. А потом найти еще что-нибудь почитать. Или перечитать полюбившийся текст. Но иногда человек не выдерживает и берется за перо (садится за клавиатуру), чтобы написать свой собственный текст по мотивам полюбившегося произведения (ну, или цикла произведений). Чаще всего получается никудышная вещь. Но порой может выйти если и не хорошая, так хотя бы вполне приличная. Очень редко на свет появляется достойное произведение. В общем, человек написал фанфик. Говорят, что многие известные писатели начинали именно с фанфиков. Писали по мотивам, подражали любимым авторам, просто дурачились. Ну, а потом задумались о том, чтобы сочинить что-нибудь свое. Ну, в итоге и сочиняли.

Если рассмотреть саму идею фанфиков, то станет ясно, что они бывают трех типов. Первый: уважительное следование оригинальному тексту, прямое продолжение или развитие определенной темы. Второй: автор не прав, все не так, мы сейчас все переосмыслим. Третий: сочетает в себе особенности первого и второго, то есть это как бы продолжение оригинального текста, но по ходу дела выясняется, что автор многое перепридумал. При этом форму автор может выбрать самую парадоксальную и неожиданную. Например, написать псевдонаучное эссе на тему любимого текста, в котором предоставит городу и миру альтернативную его трактовку. Именно такую штуку и написал Пьер Байяр. Перед нами вполне себе фанфик, в котором автор строит теорию о том, что в знаменитой «Собаке Баскервилей» Шерлок Холмс ошибся и так и не раскрыл злодея. В общем, перед нами фанфик второго типа – автор не прав.

Кажется, что Пьер Байяр чрезвычайно серьезно подошел к поставленной задаче. Во введении он формулирует основную цель своего исследования. Она заключается в том, что он собирается изобличить настоящего преступника, действующего в «Собаке Баскервилей» Артура Конан Дойла, который смог ускользнуть не только от Шерлока Холмса, но и от самого автора оригинального произведения. Мол, персонажи творят, что хотят, за ними надо пристальней следить, а то сбегут по своим делам или наломают дров. Далее Пьер Байяр пересказывает фабулу повести Артура Конан Дойла. Это, конечно, не лишнее. Не надо ее перечитывать, можно довольствоваться синопсисом от Пьера Байяра. Если же вы не читали «Собаку Баскервилей», то все же перед чтением «Дела собаки Баскервилей» с ней стоит ознакомиться. Далее Пьер Байяр деконструирует представление о том, что Шерлок Холмс никогда не ошибался. Еще как ошибался! Множество доказательств есть в других произведениях, посвященных его приключениям, а несколько найдется даже в первой главе именно что «Собаки Баскервилей». Это позволяет Пьеру Байяру утверждать, что Шерлок Холмс действительно мог ошибиться. И далее он показывает, что не так было в том, как великий сыщик понимал события, разворачивающиеся вокруг Баскервиль-холла. После этого Пьер Байяр останавливается на анализе сложных отношений между вполне себе реальным Артуром Конан Дойлом и выдуманным им Шерлоком Холмсом, доказывая, что подсознательно Конан Дойл хотел того дискредитировать. Ну, а потом нам представляется альтернативная трактовка «Собаки Баскервилей». После чего следует заключение, в котором формулируются второй вывод. Он несколько неожиданен, но позволяет еще раз с интересом взглянуть на всем известный текст. Вот, собственно, и все. Не так уж и скандально получилось у автора, который прославился несколькими книгами на вполне парадоксальные темы – «Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали» и «Искусство рассуждать о странах, в которых вы не бывали».

Тем не менее, книга Пьера Байяра не так проста, как кажется. Если вчитаться в «Дело собаки Баскервилей», то можно найти в нем дополнительный смысловой слой, который превращает псевдолитературоведческое эссе в натуральный фантастический триллер. Пьер Байяр бросает периодически некие замечания, которые сперва воспринимаются как метафоры. Они касаются, например, всем известного факта, что порой читатели скорбят по полюбившемуся герою, убитому в финале какого-нибудь романа, так сильно, словно умер живой человек. Этим фактом никого не удивишь. Вот только эти метафоры можно прочитать буквально. И тогда в тексте возникают несколько неожиданные смыслы. Новыми красками играет тот факт, что Пьер Байяр вынес в эпиграф к своему эссе цитату из романа Джаспера Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия», относящегося к жанру, скажем так, иронического постмодернистского фэнтези. Не самый очевидный источник для эпиграфа к пусть и «псевдо», но все же литературоведческому тексту. А учитывая то, что происходит в книжках Ффорде, то многое в книжке уже Пьера Байяра точно предстает в неожиданном свете. В общем, возможно, Пьер Байяр написал вовсе не фанфик в виде научной работы, а вполне себе самостоятельное произведение в жанре фантастики, просто построенное на материале знаменитой повести Артура Конан Дойла. В общем, при чтении «Дела собаки Баскервилей» надо быть очень внимательным. Тут, конечно, легко впасть в паранойю. Если уделять внимание каждой мелочи, то можно серьезно задуматься о том, что неслучайно в издании от «Текста» эпиграф к «Делу собаки Баскервилей» подписан несколько непривычно. Вместо «Ффорде» «Ффорд», роман называется «Дело Джейн Эйр». Понятно, что это, скорее всего, просто нестыковка. Но никто не исключает, что все это неспроста и совсем неслучайно… Хотя окончательные выводы остаются за читателем. И это еще одна мысль, которую нам доносит Пьер Байяр.





1467
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 08:17
Так всё-таки это фанфик второго типа или третьего?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 10:17
Второго, как и написано в тексте.


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 09:04
Хм. Где-то я уже читал подобное.
Подлинная история Баскервильского чудовища
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 10:18
Ничто не ново под луной)
Так как Байяр вряд ли читал Щепетнева, было бы любопытно сравнить их выводы. Вот и есть у меня теперь мотивация прочесть антологию «Череп Шерлока Холмса», благо она у меня шкафу стоит.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 10:31

цитата Igor_k

Ничто не ново под луной)

Идеи витают в воздухе.
Кстати сказать, вопрос о том, что в романе АКД «не все чисто» преследует меня чуть ли не с первого прочтения. Видимо, не меня одного.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 10:51
Я эту вещь АКД читал ещё в детстве. И таких ощущений у меня не возникло. То ли дело «Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи)
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 10:56

цитата Igor_k

Я эту вещь АКД читал ещё в детстве.

В детстве я смотрел прекрасный фильм с Ливановым и Соломиным. А читал уже будучи подростком.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 11:18
У меня первое знакомство с «Собакой Баскервилей» случилось в 11 лет.
Наверное, это все ещё детство)


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 15:27

цитата

цитата avsergeev71

в романе АКД «не все чисто»
Щепетнев прямо утверждает, что АКД поиздевался над читателями, заставившими воскресить ШХ.


Ссылка на сообщение26 октября 2019 г. 14:45
Так что, убийца другой?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 09:58
Я бы сказал, что злодей другой.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 11:59
А он есть в оригинальном произведении?
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 12:08
Убийца то — собака в любом случае. А вот тот, кто ее натравил...
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 00:46

цитата avsergeev71

Убийца то — собака в любом случае. А вот тот, кто ее натравил...


Все несколько сложней)
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 00:42

цитата С.Соболев

А он есть в оригинальном произведении?


Да.


Ссылка на сообщение1 ноября 2019 г. 13:05
В фанфикшене есть такие пункты/категории в классификации
AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно).
ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона.

Про характеры у Байяра не знаю, но изменение подлинного злодея уже является достаточным для тега AU.
Это проще, чем придумывать самому категоризацию вместо общеизвестной:)

И спасибо, что привлекаете внимание к необычным, но редким книгам.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2019 г. 13:40
Существующая в субкультуре фанфикшена классификация столь сложна и громоздка, что ее использование утяжелило бы мое небольшое эссе. И потому я сознательно от нее отказался.

цитата Green_Bear

И спасибо, что привлекаете внимание к необычным, но редким книгам.


Стараюсь)
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2019 г. 13:43

цитата Igor_k

Существующая в субкультуре фанфикшена классификация столь сложна и громоздка, что ее использование утяжелило бы мое небольшое эссе. И потому я сознательно от нее отказался.

Ну вот мне кажется, что два лаконичных предложения утяжеляют явно меньше, чем целый абзац, про который все равно задали уточняющий вопрос)
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 00:29
Позволю себе не согласиться)
Если бы я писал эссе для сайта, посвященного фанфикшену, то поступил бы именно так, как вы предлагаете. Но, предполагая, что меня могут читать далекие по от этого дела люди, предпочел предложить их вниманию упрощённую авторскую классификацию. Ибо все равно пришлось бы комментировать и объяснять, что могло бы занять достаточно много места.
Я так понимал ситуацию, когда писал текст.
И так же я понимаю ее сейчас.


⇑ Наверх