Стивен Кинг. Сияние
М.: АСТ, 2014 г., 544
Серия: Тёмная Башня
+
Стивен Кинг. Сияющий
М.: Кэдмэн, 1992 г., 430
Серия: Мастера остросюжетной мистики
В ноябре этого года выходит на экраны новый фильм по относительно новой книге Стивена Кинга — «Доктор Сон» — это продолжение одного из самых известных его романов — «Сияние». А это хороший повод снова взять в руки и само «Сияние».
«Сияние» по сути является третьим официально опубликованным романом Стивена Кинга. Далеко не третьим по написанию — к этому времени он уже значительно набил руку на ранних романах, которые впоследствии были изданы под псевдонимом Ричард Бахман. Но реально «Сиянию» предшествовали только «Кэрри» и «Жребий Салема».
В предисловии к роману, написанном самим Стивеном Кингом в 2001 году, он признаётся, что «Сияние» было для него переходной книгой, в которой он хотел поднять планку значительно выше, нежели во всех его предыдущих книгах. И там же он объясняет главное различие в восприянии этой книги им, как её создателем, и режиссёром Стэнли Кубрикм, снявшим в 1980 году свой одноимённый фильм. Но отвлечёмся пока от фильма и сосредоточимся на книге.
Завязка романа типична для жанра — семья из трёх человек приезжает в некое место на временное жительство. Пусть это не дом, а отель, и они там будут не просто жить, а присматривать за отелем — это всё детали. Главное другое — основной акцент в книге ставится вовсе не на этом сюжетном ходе, а на внутреннем мире героев — этим и ценен Стивен Кинг как автор страшных книг. И страх здесь имеет не только внешний, но и внутренний характер.
Интересно, что авторское внимание распределяется примерно поровну на всех членов семьи, описывается их история и переживания. Каждая из глав изображает происходящие события с точки зрения одного из персонажей...
Джек Торранс — бывший преподаватель, уволенный за избиение одного из своих студентов и вынужденный сейчас пойти на работу смотрителем отеля. По природе своей он человек творческий, хочет закончить пьесу и даже начать писать роман. Восемнадцать месяцев назад он бросил пить и сейчас держится в завязке. Но прошлые переживания по прежнему периодически всплывают в его сознании. И главная его проблема — его агрессия, с которой он не всегда может справиться, а алкоголь лишь усугублял дело. Она стала причиной его увольнения. Она же стала причиной многих семейных конфликтов...
Уэнди Торранс — жена Джека, домохозяйка, любящая читать современные исторические романы. Претерпела от своего мужа целый комплекс бытовых ужасов, который уже чуть не подвёл её к разводу. Но она чудом справилась с алкоголизмом и вспышками агрессии своего мужа, и решилась попробовать жить дальше...
Дэнни Торранс — их шестилетний сын. С ним не всё так просто, так как он помимо прочего обладает неким даром, названным в романе «сиянием». По сути это очень высокий уровень тонкого восприятия реальности и в некоторых случаях даже способность влиять на неё. Иногда он может прочесть мысли или настроение других людей, иногда предвидеть будущее. Но в голове Дэнни настоящий сумбур переживаний — родители еще недавно были на грани того явления, которое называется страшным словом «развод» — пожалуй, одним из самых ужасных из возможных для ребёнка событий. Дэнни не понимает всех тонкостей отношений своих родителей, но он вполне понимает, к чему это может привести. И для него это очень страшно...
Другой герой романа — это сам отель. У него достаточно долгая история. На протяжении многих десятилетий у него многократно сменялись владельцы, а в нём самом происходили совершенно разные события. И, как говорит один из персонажей книги «в каждом отеле есть свои привидения, потому что через них проходит очень много людей». Собственно из отеля и исходит главное внешнее зло в книге.
Но чтобы внешнее зло смогло укрепиться в сердце человека, ему нужно зацепиться за зло внутреннее — собственные нерешённые проблемы человека, его пороки.
Стивен Кинг мастерски описывает этот процесс. С одной стороны это можно назвать описанием деградации человека как личности и разрушения его сознания, подверженного с одной стороны негативному психическому воздействию, а с другой — потаканию собственным низменным наклонностям. И, как обычно, рвётся именно там, где тонко. Роман потрясает своей психологической глубиной и реализмом — герои по настоящему живые, им сопереживаешь даже в те моменты, когда они творят не совсем адекватные вещи. А их истории, уходящие в детство помогают понять ход их мысли и действий. Понять, но не оправдать.