Впервые о писателе Джо Р. Лансдэйле я узнал семь лет назад благодаря выходу на русском языке его книги «У края темных вод», которую я поспешил приобрести, будучи заинтригованный ее краткой аннотацией. Правда, потом я отвлекся на другие произведения, в результате так и не познакомившись с творчеством автора.
Восполнить пробел мог бы омнибус «Дорога мертвеца», но и он по ряду причин был отложен мной до лучших времен.
Однако, когда в серии «Мастера ужасов» появился сборник Лансдэйла «Бог Лезвий», я решил больше не тянуть резину и поскорее его прочесть.
Первым номером в книге (если пропустить вступление) идет роман «Пронзающие ночь», рассказывающий о молодой семейной паре и банде отморозков, охотящихся на них.
Несмотря на то, что текст, похожий по своему по духу на работы Ричарда Лаймона, выглядит довольно простецким, он все-таки обладает несколькими достоинствами, благодаря которым намертво врезается в память.
Для начала это присутствие в сюжете того самого Бога Лезвий, покровительствующего разного рода психопатам, любящим холодное оружие, да и вообще любые острые предметы. Его образ получился не только эффектным и пугающим, но и загадочным. Иными словами, Лансдэйл не стал полностью раскрывать природу своего персонажа и оставил часть ее под покровом тайны. А как давно известно, ничто так не интригует человека как очередная тайна, встретившаяся на его жизненном пути.
Далее хотелось бы отметить мастерки написанные диалоги между героями, наблюдать за которыми было одно удовольствие, и то, как лаконично Джо изобразил сцены насилия в своем романе, не скатившись в откровенную чернуху, хотя возможностей для этого у него было хотя отбавляй.
Ну и поскольку отличные финалы в хорроре — это редкость, то не могу не заметить, что кульминация в «Пронзающих ночь» удалась на славу. Быстрая, брутальная и бескомпромиссная — именно так и должен завершаться шикарный сплаттерпанк!
По поводу рассказов, следующих за романом, сказать особо нечего.
«Бог Лезвий» — небольшая зарисовка о поиске антиквариата в логове «зверя», выпавшая из основного произведения цикла. Любопытная, но и только.
«Такое с конвейеров в Детройте не сходит» и «Дом-оборотень» — всего лишь переработанные идеи из «Пронзающих». Пресные, скучные и необязательные.
«Джанет находит бритву» — неприлично краткий отчет о резне в пригороде, похожий скорее на черновик, нежели на полноценный рассказ.
Только две истории я бы безоговорочно рекомендовал к ознакомлению — это «Король теней» и «Случай на горной дороге». Там и с сюжетами полный порядок, и с атмосферой, и с экшеном. Жалко, что не вся малая проза сборника оказалась такой.
Оценки:
«Пронзающие ночь» — 9/10.
«Бог Лезвий» — 7/10.
«Такое с конвейеров в Детройте не сходит» — 5/10.
«Король теней» — 8/10.
«Дом-оборотень» — 4/10.
«Случай на горной дороге» — 8/10.
«Джанет находит бритву» — 5/10.