Образ героя детектива


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Образ героя-детектива: специфика интерпретации литературой и современным кинематографом
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Образ героя-детектива: специфика интерпретации литературой и современным кинематографом

Статья написана 20 июля 2019 г. 19:44

Осьмухина О.Ю. Образ героя-детектива: специфика интерпретации литературой и современным кинематографом // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2019, том 12, №2. с. 389-393.

цитата
Статья посвящена анализу образа героя-детектива и его киноинтерпретации. Установлено, что герой-расследователь сочетает отдельные свойства психопатических личностей (асоциальный стиль поведения, аффективное раздражение, эгоцентризм, стремление игнорировать общественные нормы и социальные табу, намеренная отчужденность от общества, упрямство в достижении цели) с высокими интеллектуальными способностями, нестандартным мышлением. Этот тип героя в противовес шаблонизированным персонажам масскульта с искаженной системой ценностей воспринимается как положительный.

Ключевые слова: образ детектива, киноинтерпретация, Шерлок Холмс, Эраст Фандорин, Лисбет Саландер, Харри Холе.

с. 389:

Общеизвестно, что детектив как особый жанр художественной словесности зародился практически одновременно в США, Англии и Франции, причем появление его связывается с творчеством Э.А. По, А. Кристи и Э. Габорио соответственно. Однако генезис детективного жанра восходит, по общепризнанному мнению исследователей, к творчеству Э.А. По. Именно он, как указывает А.В. Казачкова, «заложил в своих новеллах ключевые принципы детектива, а также определил его главную жанровую особенность: сюжет должен строиться на логическом разгадывании какой-либо тайны, связанной с преступлением». Кроме того, именно в новеллистике Э. По впервые появляется детективный герой – отчасти маргинальный интеллектуал-одиночка, ведущий расследование, образ которого будет активно эксплуатироваться впоследствии в детективе классическом (достаточно вспомнить, например, рассказы Г.К. Честертона и А. Конан Дойла). Подчеркнем, что именно у Э. По впервые были объединены черты, отдельно встречавшиеся и ранее в художественной прозе, но в совокупности ставшие характерными для детективного жанра: таинственное преступление; тайна, лежащая в основе сюжета, и ее разгадка; увлекательность расследования, нередко ведущегося непрофессиональным сыщиком; необычайная наблюдательность и нестандартность мышления главного героя, способного распутать самое сложное «дело».

Впоследствии практически во всех произведениях детективного жанра будет конструироваться особый тип героя – чаще всего непрофессиональный, интеллектуально одаренный частный сыщик-любитель, не обремененный родственными или крепкими дружескими связями, с поведенческими странностями и весьма нетипичным мышлением. Объясняется это неординарными преступлениями, избранными в качестве объекта изображения: герой, раскрывающий их, должен быть способным к особому видению происходящего. В связи с этим «расследователем» становится непрофессионал (или бывший профессионал, оставивший по каким-либо причинам службу в полиции), обладающий нестандартным развитым мышлением, не скованный, в отличие от персонажа-полицейского, какими-либо стереотипами или жесткими бюрократическими нормами. Примеров тому в литературе и кинематографе множество: сестра Пелагия и Эраст Фандорин Бориса Акунина, Харри Холе в серии книг Ю Несбё (от «Нетопыря» и «Тараканов» до «Жажды», «Снеговика» и «Крови на снегу»), Лисбет Саландер и Микаэль Блумквист в трилогии Стига Ларссона, Декстер в одноименном телевизионном сериале, отчасти – доктор Лектер в «Молчании ягнят» и т.д. Показательным в данном контексте представляется и образ Шерлока Холмса А. Конан Дойла, актуализированный в ряде кино- и телеверсий.

с. 391:

Отчасти сходным типом героя-детектива является Эраст Петрович Фандорин, персонаж серии книг Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». Это типичный герой-сыщик, потомок Шерлока Холмса. На страницах «фандорианы» предстает утонченный аристократ рубежа XIX-ХХ столетий: благородный педант, образованный рационалист, человек принципа, которого ничто не может вывести из состояния спокойной уверенности. Одной из основных черт героя является «эмоциональная инвалидность»: Эраст крайне холоден и скуп в выражении своих чувств. В многочисленных экранизациях («Азазель» (2002) А. Адабашьяна, «Статский советник» (2005) Ф. Янковского, «Турецкий гамбит» (2005) Д. Файзиева) образ героя не претерпевает особых изменений, авторы с уважением относятся к литературной основе, что говорит о кинематографичности самой серии и о популярности типажа Эраста Фандорина. Равно как и его литературный «предшественник», Шерлок Холмс, Фандорин обладает незаурядным умом, аналитическими, дедуктивными способностями, владеет боевыми искусствами. Несмотря на то, что он социально стабилен и продвигается по карьерной лестнице, он постепенно разочаровывается в «системе», на несколько лет уезжая в Японию, а по возвращении окончательно превращается в частного расследователя.

И наконец, в контексте заявленной проблематики нельзя не отметить образ современной героини-сыщицы, разительно отличающийся от добродушной традиционной женщины-детектива, к примеру, Мисс Марпл у Агаты Кристи. Лисбет Саландер, главная героиня трилогии шведского писателя Стига Ларссона «Миллениум», предстает фактически первым в литературе сыщиком-хакером. В американской и шведской экранизациях, равно как и в первоисточнике и его продолжениях (после смерти Стига Ларссона известным шведским прозаиком и журналистом Д. Лагеркранцем были опубликованы романы «Девушка, которая искала чужую тень» и «Девушка, которая застряла в паутине», продолжающие историю расследований Блумквиста и Лисбет) стержнем являлся противоречивый образ главной героини.

с. 392:

Безусловно, трилогию Ларссона в жанровом отношении нельзя идентифицировать как «чистый» детектив, в связи с крайне злободневной для шведского контекста проблематикой (женское насилие, неофашизм и т.д.). При этом героем-сыщиком здесь выступает Лисбет Саландер – весьма нетипичная в ряду классических женщин-расследователей, но вполне вписывающаяся в общую тенденцию героев детективных произведений последних двух десятилетий: бисексуалка, одевающаяся в стиле панк и являющаяся искусным хакером, интеллектуально одаренная, склонная к нестандартным умозаключениям и логическим построениям (равно как и Холмс, Холле, Фандорин, Декстер и др.). Функцию детектива она в ыполняет в силу о бстоятельств, и основная ее миссия, подсознательно определяющая ее поведение, – месть мужчинам, грязно обращающимся с женщинами.

Итак, несмотря на разность рассмотренных нами героев-детективов, все они обладают рядом доминантных общих свойств, определяющих их личность, и в конечном итоге определяющих и тип героя-детектива начала нового тысячелетия. К превалирующим психологическим характеристикам героев относятся эксцентричность, скрытность, блестящий ум, виртуозность, эпатажность, непредсказуемость и пренебрежение правилами. Такие симптомы, как «антиобщественные и психопатические черты (эгоцентризм, жажда сильных ощущений, стремление к доминированию, вербальная агрессия и завышенная самооценка), а также очень низкие показатели негативных аффективных переживаний (страхов, психологических травм, депрессии)», по словам психолога Дж. Ф. Иденса, свидетельствуют о диссоциальном расстройстве личности, более известном как социопатия. Все вышеперечисленные характеристики в большей или меньшей степени присущи Шерлоку Холмсу, Эрасту Фандорину, Лисбет Саландер. Примечательно также, что в отличие от детективных романов первой половины ХХ в., где на первом плане выступали приключения героя, процесс расследования, в которое он был включен, в детективах последних лет – и их киноверсиях прежде всего – архетип сыщика с расширенным и усложненным набором психологических характеристик является главной ценностью. Именно герой-расследователь, его неоднозначные поступки, реакция на происходящее вокруг являются доминирующими характеристиками детектива современного.

Конечно, Шерлок, в сравнении с Лисбет Саландер, – латентный социопат. Он и другие эгоцентричные сыщики (тот же Декстер или Лайтман) скорее «нарциссические истерики, которые привлекают к себе внимание любыми способами». Эти герои постоянно делают что-то необычайное, желая привлечь к себе внимание. Их внутренний конфликт противоречив: они отталкивают людей, но нуждаются в их отклике. «Это действительно такой собирательный образ современного невротика, который пытается показать свою самодостаточность и независимость, в том числе за счет высокого интеллекта. И при этом мучительно нуждается в том, чтобы постоянно оказываться в центре внимания». Еще одной противоречивой чертой является общее для героев-детективов нового тысячелетия небрежное и даже аморальное поведение по отношению к окружающим, которое, однако, сопряжено с альтруистическими наклонностями, сильнейшим желанием помочь. Практически все герои отрицают традиционные, навязанные обществом ценности, не заводят семью, не стремятся сделать карьеру или достичь материального благополучия.

Всем им присуще стремление отделиться от общества, свести возможные контакты и взаимодействие с окружающим миром к минимуму, игнорировать, а то и явно нарушать общественные нормы и социальные табу. Герой-детектив в большинстве случаев – явно асоциальная личность, даже если и «сотрудничает» с социумом или делает что-то на благо его. Его героизм ему несколько неудобен, и он его тщательно маскирует за собственной асоциальностью. При этом именно этот тип героя-детектива все более тиражируется и воспринимается как герой сугубо положительный. На наш взгляд, связано это с тем, что массовая культура диктует определенные стереотипы и навязывает ложные ценности, лишая человека индивидуальности. Современные же герои-детективы, напротив, – герои с ярко выраженной индивидуальностью. И на фоне шаблонизированных типов масскульта именно эгоцентризм, независимость, индивидуалистичность, пусть даже порочная или же граничащая с пороком, нередко маргинальность, сочетающаяся с личным обаянием и альтруизмом, обретают не столько художественную, сколько этическую ценность.

Осьмухина Ольга Юрьевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, Саранск





2006
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 19:45
При интересе обращайтесь в личку — при определённых условиях могу и поделиться...


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:07
Занятный анализ.
Теперь я буду знать, что если увижу на улице плюющегося, пихающегося человека в цилиндре и лаптях, то это частный детектив. :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:42
Тенденция сия дошла уже и до наших палестин...

В самых примечательных наших картинах сего славного жанра преступления расследуют (и крайне успешно) весьма сверхстранные персонажи:
Фрейд (Метод Фрейда)
Родион Меглин (Метод)
режиссёр Карманов (Декорации убийства)

А со временем, думаю, и девушки наши соответствующия подтянутся... :-)


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:18
«Общеизвестно, что детектив как особый жанр художественной словесности зародился практически одновременно в США, Англии и Франции»
Дальше первого предложения можно не читать. Доктор филологических наук Осьмухина даже не знает, что немец Гофман за двадцать лет до Эдгара По писал детективы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:25

цитата asakuro

немец Гофман за двадцать лет до Эдгара По писал детективы
Просветите? :-)
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:37
Мадмуазель де Скюдери.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:48
Действительно, некоторые исследователи (к примеру, Alewyn в Ursprung des Detektivromans, 1974) считают, что это первый в истории детективный рассказ, написанный за 19 лет до «Убийства на улице Морг» Эдгара По...

Но мнение сие, скажем так, НЕ общепризнанное — у специалистов...
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:50
Причем здесь специалисты? Прочитайте эту повесть и напишите свое собственное мнение.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:53
Читала когда-то в детстве и детективом НЕ определяю...

И что? :-)
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 23:02
есть преступник, есть расследование — не детектив.
все с вами понятно, переписывайте и дальше бездумно статьи из интернета.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2019 г. 01:23
Преступление и наказание

Есть преступник, есть расследование — а не детектив... :-)
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:29

цитата

Первыми произведениями детективного жанра на западе обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина (1756—1836) «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Эжена Видока, опубликованные в 1828 году. Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика — сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и отца Брауна (Гилберт Честертон), Лекока (Эмиль Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов Уилки Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Шеридан Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Золотым веком детектива в Англии считаются 1930—1970-е годы. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи, Френсиса Бидинга и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Эмиль Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке. Роберт Льюис Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).
И ни слова про немца Гофмана... :-)
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:38
Наверное, надо самой книги читать и составлять собственное мнение, а не цитировать какие-то статьи из интернета.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 22:51
Думаю, наверное, не стоит и по любому пустяшнему казусу изобретать исключительно свой велосипед...

Жизни (как герою Моэма) НЕ хватит... :-)
 


Ссылка на сообщение20 июля 2019 г. 23:02
а на картинке-то кто??????
 


Ссылка на сообщение21 июля 2019 г. 01:19
Ясно дело, Саландер... :-)


Ссылка на сообщение21 июля 2019 г. 00:39
Кровь на снегу к Х.Холе не имеет никакого отношения. И это не детектив. Все, собстно


Ссылка на сообщение21 июля 2019 г. 05:26
Я их называю просто: герои-нытики. Начиная с конца нулевых интеллектуальные баталии детективов стали перерастать в душевные переживания ГГ и драмы! нужно больше драмы! Убийство, Саландер, Мост, Холле, Исчезнувшая, Настоящий детектив — пик в 2014, а потом пошёл на спад. Похоже, что сейчас людям это уже поднадоело — судя по рейтингам. Поэтому ждем новой волны) Сам скучаю по Коломбо, а из последней детективной литературы понравилось (уже давно не последней)) — « Имя Розы», хотя не отрицаю, что люблю пересматривать первый сезон Трушников, по мне, они просто смогли соблюсти баланс между депрессухой и интересным интеллектуальным расследованием.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2019 г. 17:18
Мне лично симпатичны (чисто по-человечески) расследователи совсем иного плана:

Патрик Кензи и Анджела Дженнаро (Деннис Лихейн)...

Элвис Коул (Роберт Крейс)

Дэнни Бун (Дон Уинслоу)

Весьма успешные частные сыщики, но при том совершенно никаких метаний-соплей... :-)

Хотя зачастую книги, где они имеют место быть, это, скорей, социальные романы с криминальной подоплёкой...


⇑ Наверх