При этом прежние стратегии издательств, конечно, не отменены полностью. Есть издательства, которые заняты «рекрутированием» новых, свежих «бойцов», есть такие, кто охотнее работает с проффи, и даже наши издательские монстры вполне «раскрывают объятия» состоявшимся коммерческим литераторам. Но определяющим ныне является именно нацеленное на «брендовость» поведение и издательств, и авторов, и читательской публики.
Следующей фазой нашего развития станет, как кажется, этап некоторой «нетленки». Разумеется, для тех литераторов, у кого это произойдет естественно, нормально, в режиме последовательного развития, это будет по-настоящему. Литератор, прошедший и период обучения и роста, прошедший форму бренда, или хотя бы коммерца, создавший несколько «нестареющий» текстов, перейдет в это состояние автоматически, в силу общих законов литературы, и мы это увидим на протяжении последующих лет пяти- семи-десяти...
Вот только боюсь, не всегда и не везде, ведь мы живем в России, а следовательно, найдутся издатели, которые попытаются «ускорить» процесс, объявят что-то нетленкой, исходя из собственных интересов торговли, ориентируясь на условие «обладания» автором и его текстами. Тогда мы получим несколько ложных авторитетов, возможно, что в какой-то момент столкнемся с переоценкой наших достижений, прокламируемых, впрочем, достаточно серьезно, с использованием всех форм и видов рекламы.
Но конечно, это будут просто «мыльные пузырики», которые так же, как появились, и лопнут, очищая пространство. То есть, будет некая уже не квалификационная, а действительно «высокая» конкуренция. Когда решающим фактором станет не издательский произвол в рекламных технологиях, а подлинный выбор читающей публики, честной школы русской фантастики, возникникшей уже не в силу коммерческого использования тех или иных трюков, а сказывающийся в длительном влиянии наших достижений на общее развитие литературы.
И замечательным является то, что мы оказались вовлечены в уникальный, неповторимый момент развития русской словестности. Потому что мы, русские фантасты, на протяжении очень недолгого времени, стали свидетелями возникновения, становления и развития очень мощной и продуктивной, эффективной и, надеюсь, весьма влиятельной школы фантастики, и к счастью, принимали в этом какое-никакое, а все же участие. Потому что это очень редкое, случающееся раз за много столетий и поколений явление — развитие национальной литературной школы практически от нуля...
Ну, даже если не от нуля, то безусловно, на совершенно новых, парадоксально незнакомых никому из участников «игры» условиях... Ведь прежде правила и условия коммерческого развития литературы существовали в нашей стране лишь тогда, когда и фантастика-то находилась «в пеленках» (так сказать, еще до исторического материализма — ха!). Вот это сочетание отчаянной новизны условий и новизна жанра, под эти самые условия подверстываемая, — и обуславливают уникальность ситуации.
Это нужно понимать, это следует замечать всем, кто сколько-нибудь интересуется литературой или занимается ею. И понимание этого явления, не побоюсь так выразиться, необходимо для оценки всего происходящего в целом, и для правильного представления всего, что нас ждет, надеюсь, уже в недалеком будущем. Очень не хотелось бы упустить это понимание, трезвое, внятное отношение к этому событию. Как говорится, чего и вам желаю...
28 февраля — 6 марта 2006