Паранаука как новый стиль в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Паранаука как новый стиль в русской научно-художественной литературе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Паранаука как новый стиль в русской научно-художественной литературе

Статья написана 6 мая 2019 г. 20:04

Андреев А.А. Паранаука как новый стиль в русской научно-художественной литературе // Вестник славянских культур, 2019, том 51, №1, с. 75-80.

цитата
В статье проводится сравнительный анализ паранауки и стилей русской научно-художественной литературы. Выявляются творческие основания сюжетной взаимосвязи паранауки с такими стилями, как научная фантастика и фолк-хистори. Определяются художественные сходства и различия паранауки с данными стилями. Сравнительный анализ показывает, что паранаука способна выступать в качестве нового стиля в русской научно-художественной литературе и является новой художественной формой выражения творческих идей в современном искусстве. Паранаучное творчество имеет определенные основания, позволяющие выступать в роли нового направления в современном художественном творчестве. Данные основания прослеживаются в содержательном и сюжетном соответствии паранаучных учений, произведений научной фантастики и фолк-хистори. Проявляется это в одинаковых художественных приемах воспроизведения сюжета, способах исполнения основных идей и методах создания произведения. Выясняется, что паранаука обладает всеми необходимыми содержательными и сюжетными качествами современного художественного творчества. Поэтому паранаука, наряду с научной фантастикой и фолк-хистори, способна выступать в качестве нового направления в современном художественном творчестве и может формировать новые идеи. В этом состоит главная творческая роль паранауки в современном художественном искусстве.

Ключевые слова: паранаука, литература, стиль, научно-художественная литература.

с. 75-76:

цитата
Научно-художественная литература представляет собой определенный род литературы, повествующий о науке, научных идеях и судьбах ученых. Данное направление литературы описывает человеческую сторону науки, духовный облик ее создателей, психологию научного творчества, философские начала и последствия научных открытий. Научно-художественная литература имеет интеллектуально познавательную и эстетическую ценность, поскольку сочетает в себе общий интерес с научной достоверностью, образное исполнение с документальной точностью.

Наиболее популярными в русской научно-художественной литературе являются такие стили, как научная фантастика и фолк-хистори.

Главным художественным приемом научной фантастики являются фантастические вымыслы в области науки. Научная фантастика представляет сюжеты с вымышленными технологиями и научными открытиями, контактами с внеземным разумом, предполагаемым будущим или возможными вариантами развития человеческой цивилизации. Научно-фантастические явления и события имеют не сверхъестественный, а околонаучный вид. Отличное от научной фантастики направление научного фэнтези является синтезом научной фантастики и фэнтези, объединяющим в себе научно-фантастические представления со сверхъестественными и мифологическими идеями.

Одновременно с научно-художественной литературой в современной русской культуре развивается такое нетрадиционное направление, как паранаука. Паранаука определяется нами как совокупность учений, представляющих собой имитацию научных теорий. К паранаукам относят астрологию, нумерологию, парапсихологию, уфологию, криптозоологию, теорию торсионных полей. Главная проблема состоит в том, что сегодня остаются невыясненными основания, позволяющие паранауке выступать в роли нового стиля в русской научно-художественной литературе.

Для выявления данных оснований обратимся к сравнительному анализу паранаучных учений и произведений русской научно-художественной литературы на примере такой современной паранауки, как уфология, и такого научно-фантастического произведения, как «Моряки Вселенной», опубликованного русским писателем-фантастом Борисом Анибалом.

с. 76-77:

цитата
Сравнивая данное произведение со свидетельствами современных уфологов, необходимо указать на имеющиеся сходства в описаниях инопланетян. Например, инопланетяне в рассказах уфологов также представлены как человекоподобные существа с низким ростом, имеющие непропорционально большую голову с маленьким ртом и большими черными глазами без зрачков, удлиненные верхние конечности, неразвитые мускулы, кожу серого цвета. Также отмечается отсутствие пола, носа, ушей и волосяного покрова на теле.

Данное сравнение показывает, что такая паранаука, как уфология, имеет множество свойств и признаков, аналогичных стилю научной фантастики. Их сюжетная и структурная взаимосвязь проявляется в фантастических, сверхъестественных или мифологических представлениях. В учениях уфологов, как и в научно-фантастических произведениях, присутствует символика цвета, форм и чисел, образы инопланетян, внеземных цивилизаций, различные явления космоса и небесных светил. Паранауку и научную фантастику роднят такие общие идеи, как многомерность времени и пространства, фантастические достижения науки и техники, например, вечный двигатель, машина времени, волшебная таблетка, эликсир бессмертия. По мнению современного исследователя паранауки Н.И. Мартишиной, научно-художественная литература, как и паранаука, заимствует научные идеи, научно подтвержденные факты и содержит структуру логико-дискурсивного моделирования реальности.

Другим сходством паранауки и научной фантастики является их способность предугадывать будущие технические изобретения и научные открытия. По мнению американского писателя-фантаста П. Андерсона, технические идеи научной фантастики чаще всего в реальности не воплощаются. Также в реальном мире появляются и такие идеи, которые фантастика даже не предполагала. Учитывая мнение данного автора, важно отметить, что паранаука и научная фантастика все же способны играть роль научного авангарда в культуре, поскольку могут содержать в себе такие идеи, которые в будущем подтверждаются официальной наукой.

Помимо имеющихся сходств, необходимо указать и на существенные различия между научной фантастикой и паранаукой. Научная фантастика полагается на веру в технократию и безграничные возможности науки. В ней присутствует технократическая романтика и мечтательность, используются научные идеи и мифы для создания захватывающих сюжетов. Паранаука же не ограничивает свой сюжет технократическими идеями и мифами. Она имитирует науку и изобретает собственный миф, объединяющий в себе различные сферы культуры и общества. Технократические идеи, достижения науки и техники представляют собой лишь малую часть среди используемых паранаукой художественных приемов с целью создания своего учения. Паранаука не ограничивается мечтательностью, фантастичностью и эмоциональностью. Научная доказательность, логичность и рациональность также являются приоритетными в паранаучных учениях.

В паранауке осуществляется собственное, ненаучное познание либо происходит имитация научного познания, создаются свои лаборатории и «общественные академии». Авторы научно-фантастических произведений заимствуют результаты научного познания с целью усилить эмоциональный эффект и создать большое впечатление. Фантастика выступает как жанр художественного искусства. А паранаука находится между наукой, искусством, мифологией, мистицизмом и обыденным мировоззрением. Произведения фантастики для массового читателя представляют творческую, художественную ценность, служат средством развлечения и получения эмоционального удовольствия.

Паранаучные учения, помимо этого, содержат еще и экзистенциальную значимость, поскольку воспринимаются массовым читателем как источник жизненных ценностей и целей, которые начинают служить руководством в повседневной жизни.

с. 77-78:

цитата
Следующий стиль русской научно-художественной литературы — фолк-хистори, который также известен под такими названиями, как параистория, альтернативная или популярная история. Фолк-хистори (от англ. «folk history» — народная история) представляет собой совокупность литературно-публицистических произведений на исторические темы, которые претендуют на научный статус и создаются непрофессиональными авторами. Представителями данного стиля являются писатели-фантасты и авторы паранаучных учений об истории.

Например, русский писатель-фантаст В.И. Щербаков в своей повести «Далекая Атлантида» говорит о древнем государстве под названием Атлантида, которое, по мнению древнегреческого философа Платона, существовало в Атлантике. Главному герою данной повести удается создать впечатляющую гипотезу катаклизма, произошедшего в десятом тысячелетии до нашей эры, который привел к гибели Атлантиды. Писателю-ученому, много раз находившемуся в творческих командировках на Дальнем Востоке, удается отыскать возможные доказательства своей гипотезы о катаклизме. По его предположению, на Землю мог упасть большой космический метеорит или астероид, который разбудил земные вулканы и спровоцировал землетрясение. После серии сильных извержений вулканический пепел должен был осесть далеко от основного места действия. В результате, вблизи реки Берелех главный герой находит тот самый вулканический пепел в форме мощных слоев глинистого лесса, в которых были погребены останки мамонтов. Проведенный им радиоуглеродный анализ показал время события — 11800 лет назад. Подтверждения обнаружились и на другом конце земного шара в виде отложений ила, присутствующих на дне ирландских озер, которые имели тот же возраст.

Аналогичный сюжет содержится в параисторической теории новой хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского. Авторы данной теории утверждают, что принятая в научном мире историческая хронология является неверной. По их мнению, письменная история человечества намного короче, чем принято считать сегодня, и дальше X века н.э. не прослеживается. Поэтому древние культуры Античности и раннего периода Средневековья представляют собой некое «фантомное отражение» более поздних цивилизаций, попавших в историю по причине неправильной интерпретации и фальсификации исторических источников. Далее авторы предлагают свою трактовку истории человечества. В ее основу положена гипотеза о существовавшей в Средние века огромной империи, политический центр которой находился на территории Руси. Данная империя географически охватывала почти всю Европу и Азию, а также континенты Южной и Северной Америки.

Описанные произведения показывают, что стиль фолк-хистори и язык паранауки имеют такие сходные признаки, как наукообразие; построение сюжета по художественным принципам беллетристики, предполагающим отбор отдельных фактов, содержащихся в изначально принятых автором границах концепции; ориентация на сенсационность и глобальность; стремление к научному опровержению традиционных представлений об исследуемом предмете; склонность к смене научной картины мира и модели мировой истории; пересмотр или достраивание исторических событий в новых, выгодных для автора смысловых контекстах.

с. 78-79:

цитата
Таким образом, проведенный сравнительный анализ паранауки и произведений русской научно-художественной литературы показал, что паранаука имеет определенные творческие основания, позволяющие ей выступать в роли нового стиля в русской научно-художественной литературе. Данные основания прослеживаются в стилистическом соответствии паранауки и научной фантастики, которое проявляется в одинаковых художественных приемах воспроизведения сюжета, способах исполнения основных идей и методах создания произведения. Выясняется, что паранаука обладает всеми необходимыми стилистическими качествами русской научно-художественной литературы. Поэтому паранаука совместно с такими стилями, как научная фантастика и фолк-хистори, способна выступать в качестве нового стиля в русской научно-художественной литературе и может питать новыми идеями современное художественное творчество. В этом состоит культуротворческая роль паранауки и русской научно-художественной литературы в современной культуре. Исходя из этого, можно сделать вывод, что современное художественное искусство, находясь в постоянном развитии и поиске новых творческих оснований в культуре, порождает новые виды творчества, к которым относится и паранаучное творчество. На основе паранауки художественное искусство реализует свое духовное содержание в культуре и воплощает в реальность свои новые творческие идеи. Паранаука в современном искусстве становится новой художественной формой выражения основных идей.

Артем Андреевич Андреев — соискатель, Национальный исследовательский Томский государственный университет.





438
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 мая 2019 г. 20:06
Впечатлена НЕ тривиальными параллелями...

При интересе — обращайтесь в личку...

Моя сборка материалов по теме:

http://historiae.borda.ru/?1-12-0-000...
Фантастика и вокруг 3


Ссылка на сообщение7 мая 2019 г. 08:35
Не такой уж и новый стиль, скорее малоисследованный.

В 2013 году была диссертация «ФЭНТЕЗИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: актуализация условно-древнеславянской топики в контексте русского
культурного национализма», где исследовалось славянское фэнтези в связи с паранаукой:

http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClic...

цитата



славянская фэнтези анализируется в основном по функциональному признаку (герой славянской фэнтези; «Волкодав» – самый известный роман М. В. Семеновой – как пример современной феминистической прозы и т. д.); попыток же исследовать славянскую фэнтези как этап развития русского культурного национализма, истоки которого прослеживаются со второй половины XVIII столетия, и как своего рода «отражение» воспринятых современным обществом идеологем «фолк-хистори» (популярной паранауки), не предпринималось вовсе, если не считать недавней статьи М. П. Абашевой, по сути, только обозначившей проблему
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 мая 2019 г. 16:31
Я в курсе сей работы — помнится, мне присылали на отзыв, но отчего-то я тогда не написала... :-)

Смутно припоминаю — мне вроде как показался сомнительным уже изначальный тезис:

цитата

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существующие дефиниции фэнтези как литературного направления и как социокультурного явления не учитывают важнейший родовой признак фэнтези – ее принадлежность массовой культуре. Фэнтези вне массовой культуры не существует: долгая предыдущая история изображения невозможного, невероятного и чудесного в литературе и культуре – это история эволюции конкретного художественного приема. Лишь в XX столетии, в эпоху современной массовой культуры, чудесное, иррациональное сделалось самостоятельной художественной парадигмой: сверхъестественное превратилось в необходимое условие существования вымышленного возможного мира.
Хотя с высот дня сегодняшнего я с сим, скорей, согласна, нежели наоборот...


⇑ Наверх