Андрей Валентинов Квентин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Андрей Валентинов «Квентин». -- Харьков: Фолио, 2017 (Первый роман первой трилогии цикла «Аргентина»)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Андрей Валентинов «Квентин». -- Харьков: Фолио, 2017 (Первый роман первой трилогии цикла «Аргентина»)

Статья написана 31 декабря 2018 г. 14:54

Пришпоривающие войну, или Приключенческо-шпионские зарисовки

argentina.jpg

1936 год. Отправляясь на цеппелине из Америки в Европу, сотрудник географического фонда Уолтер Квентин Перри не загадывал наперед «что да как». Отвык. Да, задание туманное: «отвезите книги, заберите документы», плюс горные ботинки и книжка про скалолазов не добавляли ясности. Но в работе курьером на фонд адмирала Фаррагута бывало всякое. Благо 25 долларов в день позволяли смириться с неудобствами.

Австрийский спецагент Мухоловка на цеппелине не летала. Некогда, дел выше крыши. Разгрести потенциальный скандал с убийством видного шведского социал-демократа. Разобраться с предательницей. А тут еще непонятный американец, которого приходится брать в разработку, и за жабры.

И все ближе величайшая война в истории человечества. Но что если выйдет остановить или, по крайней мере, оттянуть начало этой жуткой бойни?


Андрей Валентинов, автор многих сильных романов, среди которых шикарная римская реконструкция «Спартак» и программный цикл «Око силы» всегда полюблял смешивать историю с мистикой. Для него даже поджанр специальный придумали добрые люди: криптоисторией обозвали. Фанаты тезиса «история не терпит сослагательного наклонения», кривятся. А мне по нутру. Крепкий исторический антураж, смелые гипотезы, хорошо проработанные персы, мощная эмоциональная составляющая. Вот только раньше Андрей основной ход истории почти никогда не менял, по крайней мере, описывая 20-й век (признаюсь, четвертую трилогию «Ока» не читал, там по слухам уже иначе, причем действие «Аргентины», похоже происходит в том же мире). Частности – да. Допущения – сколько угодно. Мистика и злокозненные организации – да пожалуйста! Но результат все равно как в учебниках.

«Аргентина» не такая. Тут преизрядно альтернативных мотивов. Во многом их Земля схожа с нашей. Мир на пороге войны, Рейнская зона, угроза аншлюса, фашизм, Гитлер, Сталин, Муссолини, все более-менее по классике. Но есть одно серьезное отличие – параболоид и гравитационное оружие. Или это только выдумки досужих фантазеров и игры спецслужб? Ответ на этот вопрос хотят знать все. Но больше всех информация о неведомом вундерваффе интересует некоего бесноватого ефрейтора, отгрызающего у соседей кусок за куском. Что он сделает? Придержит лошадей, или наоборот прыгнет вперед, пытаясь опередить врагов, а заодно развязать мировую войну?

«Квентин» состоит фактически из двух линий: приключенческой, в духе Индианы Джонса и шпионской. Сперва преобладает одна, затем другая. После они сплетаются в запутанный клубок, в переплетении нитей которого приключение и шпионика составляют две гармоничные и красивые стороны одной медали.

В этой связи объемно проявляется морально-этическая сторона романа. Валентинов искренне «болеет» за светлую сторону в вечном конфликте Тьмы и Света. При этом отлично понимая, что в людском обществе насилие, обман, лицемерие, выгода всегда занимали призовые места. А светлые рыцари, во-первых, водились чаще всего лишь в литературе. Во-вторых, довольно плохо заканчивали. В своем романе автор противопоставляет чистых духом и сердцем «приключенцев», оптимистов вроде Перри, и циничных, выжженных изнутри шпионов, хорошо информированных реалистов, таких как Мухоловка. Еще Валентинов верит в то, что даже для этих самых прожженных есть шанс понять и попытаться исправить хоть что-то из своих многочисленных грехов. А первая категория, преодолевая проблемы, боль и смерти (подчас свои собственные) по дороге все же хоть чуточку, но меняет мир к лучшему. Книги Валентинова печально-оптимистичны, невзирая на боль, страдания, кучу сложных перипетий и даже периодическую гибель героев. К чему тогда мучиться, сражаясь за хороших? «Квентин» к примеру, показывает, почему не стоит грешить – в Аду очень больно. А благородство и честность порой все же вознаграждаются. По крайней мере, в начале длинного цикла.

«Квентин» — классический и типичный валентиновский текст. Своеобразная квинтэссенция его криптоисторических увлечений. Реальные драки пауков в банке, соединенные с мистическими, духовными, религиозными элементами и исканиями. Ироничный, богатый язык. Узнаваемые типажи героев (ау, Арцеулов!).

Персонажи, как и всегда, стали еще одной «плюшкой» романа. Привлекательный, смелый, готовый защищать слабых, но до одури доверчивый Уолтер. Циничная, прожженная, умная, пережившая страшные вещи Анна. Наивный ребенок/теленок из Америки и битая жизнью взрослая женщина из Австрии. Между этими людьми – пропасть. Кардинальная разница – в знаниях, интеллекте, умениях соображать и манипулировать. Мухоловка проигрывает Уолтеру лишь в морально-духовном аспекте, но когда он кого заботил? Ан нет, утверждает автор. На самом деле именно он один из наиважнейших моментов людской жизни. Эти персонажи раскрываются перед нами до донышка, становятся близкими людьми, за судьбы которых читатель переживает со всей искренностью.

Эмоциональная сторона книги, опять же, как почти всегда у Валентинова, на высоте. Тяжелая судьба Анны Фогель. Жуткая усталость от грязной и кровавой работы. Сложный выбор (и не один). Простодушность Уолтера, вызывающая у нас желание одновременно подивиться этому позабытому в наше время качеству и пнуть Перри посильнее, чтобы хоть иногда включал мозги. Его доброта, рыцарственность, забота о слабых. И, конечно – любовь. Великое чувство, без которого не обходится почти ничего на белом свете. Причем чувство, способное подбрасывать своим паладинам сложные ребусы.

Экшена в романе немного, даже его шпионская линия скорее напоминает Ле Карре, и чуток Штирлица, чем Бонда. Зато атмосферности автор отгрузит нам сполна. Стилизация под конец 19-го начало 20-го века. Географические зарисовки. Альпинистский фольклор. Шпионские и государственные интриги. Забавы спецслужб, определяющие историю (начать рано – начать даром). Тайные общества в количестве и ассортименте. Поиски Грааля. Налет мистики. Рефрен потустороннего, причем самой высшей (пардон, низшей) марки. Вот только кто все же дергает за ниточки? Кто обрушил на Землю беззаконную планету? Кто автор книг, которые произвели в Европе такой фурор?

Так как пред нами лишь первая из шести книг цикла, ответы на эти и многие другие вопросы пока за кадром. Но заинтриговал Валентинов знатно. Будем читать дальше.

Эрго. Стильная стилизация под начало века, смешивающая приключение, шпионский роман, историю и духовную мистику. Типичный валентиновский текст, сполна порадующий любителей криптоистории.





1939
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 декабря 2018 г. 16:50

цитата imra

Так как пред нами лишь первая из шести книг цикла


Их будет девять, насколько понимаю. Над седьмой автор сейчас работает. ;-)

С наступающим! :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 января 2019 г. 15:16
откуда информация о продолжении? что-нибудь известно в деталях?
 


Ссылка на сообщение1 января 2019 г. 15:49
Ну, судя по тому, что шестая книга завершается совершенно ничем (никак) с точки зрения цикла, продолжение неизбежно. Другой вопоос, насколько автор уложется еще в ОДНУ трилогию)))
 


Ссылка на сообщение1 января 2019 г. 16:43
На ФБ он писал, что работает над седьмым томом.


Ссылка на сообщение31 декабря 2018 г. 17:25
Вторую трилогию сегодня достану из-под елочки в качестве новогоднего подарка.


Ссылка на сообщение31 декабря 2018 г. 17:58
Спасибо за рецензию. Сам прочел все шесть книг (последнюю — в декабре). (Кстати говоря там не конец 19 — начало 20-века, а преддверие Второй Мировой. ) Постараюсь без спойлеров, но если вкратце, то «Аргентину» можно читать
* как трибьют старому голливудскому кино
* как нуар-роман (а Валентинов еще начиная с «Ангела Спартака» их писать умеет и любит)
* как альтернативную историю (тут всё понятно — допущение «а что если во Второй Мировой войне появилась бы еще одна сторона»)
* как еще один этюд на любимую автором тему — человек в жерновах истории / кто кого перемелет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2018 г. 19:47
как вы ее в Москве добыли?
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2018 г. 22:56
Можно пдф-ку на сайте издательства купить, например:)
 


Ссылка на сообщение1 января 2019 г. 21:15
я не хочу пдфку, я бумагу хочу
 


Ссылка на сообщение2 января 2019 г. 16:12
В теории, распечатать на заказ можно, учитывая отстойное качество оригинальных книг.
 


Ссылка на сообщение1 января 2019 г. 00:08
Ну и есть, конечно, ещё один метод — знакомство с электронной версией текста. Она уже расползлась по Сети.
P.S. Сразу предупреждаю — с данными конкретными произведениями лично я не знакомился подобным образом. Но информацию имею.
 


Ссылка на сообщение1 января 2019 г. 01:24
На Литресе продаются во всех форматах.
 


Ссылка на сообщение2 января 2019 г. 09:43
именно Литрес, да.
 


Ссылка на сообщение1 января 2019 г. 15:16
в том то и цимес, что его стилизация захватывает не только начало второй мировой, но и предыдущие десятилетия


Ссылка на сообщение3 января 2019 г. 13:39
Словом читать книгу рекомендуется фанам Валентинова что заглатывают его саги без проблем с пищеварением. Учитывая что качество отечественной НФ и прочей сильно упало то даже страшно брать в руки очередную n-логию
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 2019 г. 21:28
Не совсем верно. Да — для поклонников Валентинова, в первую очередь. Нет — качество весьма достойное. Но, резюмируя, я бы, если бы еще не читал первую трилогию Аргентины, подождал еще годик-другой, когда выйдет весь цикл. Именно сейчас — это событие (на общем фоне), но пока незаконченное ;).
 


Ссылка на сообщение4 января 2019 г. 00:15
Каждая книга — законченный роман с вполне себе завершенными историями главных героев, независимо от трилогии. Каждая трилогия -- конкретный год. На то она и эпопея. Я бы ждать не стала. Очень яркий, современный и своевременный цикл.
 


Ссылка на сообщение4 января 2019 г. 15:27
Я же не спорю. Прочел, только первую, купил и собираюсь читать вторую, но не уверен, что, когда дождусь третьей буду хорошо помнить все нюансы. К сожалению/ к счастью нюансов много :-) И по законченности романов — не согласен тоже — но ваша оценка и повыше моей будет. Согласен в главном — очень своевременное произведение.
 


Ссылка на сообщение4 января 2019 г. 17:27
Это да, столько деталей в голове удержать сложно с первого раза. На мой взгляд, романы Валентинова тем и хороши, что их можно с удовольствием перечитывать, выискивая все новые нюансы, смыслы, размышления, слои, отсылки и пр. и др. Причем, с прошествием лет, они совсем не устаревают. Думаю, с Аргентиной будет то же. Мало таких книг, которые хочется перечитывать.


⇑ Наверх