Очень жаль, что роман Дениса Назарова вышел в серии «Варго. MYST» (сборник «Татуировка», названный по повести А.Варго, входящей в него).
То есть, с одной стороны, замечательно, что он вообще вышел — много ли у нас книжных серий, где публикуют отечественный хоррор?.. А с другой – все мы знаем, что серию Варго формируют и в значительной мере содержат читательские вкусы другой аудитории – фанатов и почитателей писателя Сергея Демина, тру-Варго номер один. Аудитория эта, вполне вероятно, может и не оценить произведения другого автора. Просто потому что этот автор — другой.
Но не будем о грустном.
Лучше представим иной вариант развития событий — серия Варго встряхнется и оживет от вливаемой в нее новой и свежей крови. Или от нее отпочкуются другие авторские серии – ведь свою задачу открывать новые имена в русском хорроре в какой-то мере выполняет подсерия «Варго и Апостолы Тьмы». Так почему нет?
В конце концов, оно того стоит. А силу свежей крови никто не отменял.
Так что будем надеяться.
Но все-таки объясню, почему я бы хотела, чтобы «Матерь бездна» вышла в другой серии (куда я ее рекомендовала, но ко мне не прислушались).
Потому что я считаю роман «Матерь Бездна» поворотным явлением в русском хорроре. И оно заслуживает внимания.
По силе фантазии автора, по увлекательности книга не уступает «Судным дням» Адама Невилла. А по психологизму и глубине – даже и превосходит.
Это настоящий русский мистический роман ужасов, где есть все: и любовь, и загадочный маньяк, и тайны, и чертовщина, и бездна… Есть атмосфера жгучей, удушающей тайны, затягивающей героя в водоворот расследования помимо его воли — просто потому, что либо он раскроет эту тайну, либо наступит конец – и ему самому, и, возможно, всему миру.
Я не спроста сравнила «Судные дни» Адама Невилла и «Матерь бездну» Дениса Назарова. Так совпало, что эти книги я читала одну за другой: сперва Невилла, потом Назарова.
С ними обеими мне повезло. Последнее время не часто удается испытать простое читательское удовольствие от чтения. Это связано с профессиональным выгоранием: я слишком долго работала редактором, и отношение к тексту у меня выработалось, в первую очередь, профессиональное. Редко попадаются книги, захватывающие настолько, чтобы эмоции одолели анализ и вышли на первый план. Но оба романа — и Невилла, и Назарова я проглотила за один день, не отрываясь.
Однако, если финал невилловских «Судных дней» меня откровенно разочаровал, финал «Матери бездны» Назарова – напротив: окончательно убедил в том, что передо мной – очень сильная книга и автор вполне зрелый. Не смотря на то, что роман этот – дебют, молодой автор ни у кого не просит форы и не делает скидок: напротив, ставя перед собой сложнейшие художественные задачи, решает их со всей тщательностью профессионала и добивается нужного результата.
Это, безусловно, новое явление в русском хорроре.
Финал «Матери бездны» заставляет читателя не просто пережить катарсис, откровение, но и поднимает его на новый духовный уровень – в романе есть послевкусие. Финал ведет за собой целый шлейф мыслей и чувств, которые каждый человек обязан когда-нибудь пережить в одиночку.
И в этом смысле «Матерь бездна» не просто жанровый роман – причем жанра, все еще считающегося, да и во многом являющегося у нас заимствованным – а настоящий традиционный роман русской литературы, со всеми присущими нашей литературе атрибутами: тонким психологизмом в проработке персонажей, духовным содержанием, нисколько не уступающим занимательности формы. И при этом – повторяю! — никаких заимствований. Это абсолютно оригинальное и абсолютно жанровое произведение, без уступок и снисходительных компромиссов.
И оригинальность произведения автор строит не на посконно-доморощенном фундаменте: в книге нет ни языческой мифологии, ни славянства и деревенских ужасов, которые, безусловно, хороши, но ведь Гоголя по-любому никто не переплюнет?.. Конечно, нет.
В том-то и прелесть, что весь роман построен на современном материале: он о городе, о городских людях, о современных молодых людях и современных идеях.
Именно поэтому я считаю «Матерь бездну» поворотным явлением в русской литературе ужасов: «Матерь бездна» — не городское фентази, не деревенские страшилки, не чернушный триллер о маньяке и даже не «русский Кинг». Это нечто совершенно новое, необычное, чему трудно найти определение. Если все-таки необходимо подыскать какие-то аналогии, я бы, скорее назвала это сплавом Лавкрафта, «Матрицы» и «Чужого»; Ганнибала Лектора и Гамлета…
Но все-таки – это не они. Это – Матерь бездна. Лик ее ужасен. Но он чудовищно прекрасен...
Загляните в бездну.
Роман начинается спокойно и вкрадчиво, обыденно: молодой человек переезжает из сибирской провинции в Петербург и с радостью окунается в новую для него
жизнь — строит карьеру, находит новых друзей и даже настоящую любовь. Но у всего
есть второе дно! Мистическая связь дневника пропавшего человека с безумными
деяниями серийного маньяка, с любимой девушкой и жизнью главного героя —
запутывают все в кошмарной фантасмагории. Хватит ли у парня мужества и сил,
чтобы выбраться из круговорота лжи и таинственных намеков, и можно ли спастись от кровавого кошмара, если твой противник — непостижимая Бездна?
Если вы любите русские ужасы, радеете за этот жанр литературы и хотите знать, в какую сторону он может и будет развиваться – обязательно приобретите и прочитайте книгу «Матерь бездна». А заодно запомните имя автора: Денис Назаров. Я уверена, что этот автор еще не однажды удивит нас.