Сериал беспощадной цветокоррекции...
Задача снять новые «Сумерки» — никогда не снималась с повестки дня. Равно как новый «Титаник», «Аватар», «Чужого», и так по всем кассовым хитам.
Проблема в том, что поляну истоптали так, что сложно найти хоть одну свежую опробированную идею. Оксюморон?
Просто вопрос не в оригинальности содержания — что можно поменять в слащавой истории? — а лишь в обёртке.
Итак, что надо:
— «по-бохатому», дорого, но с налетом благородства. То есть быть таким мещанином во дворянстве, чтобы все аристократы побелели, почернели... политкорретное слово требуется. А, вот, «поголубели от зависти». Что, собственно, и обеспечено цветокоррекцией: в сериале буквально торжествуют голубые и розовые оттенки, а сине-желтое противостояние холодного и теплого прошито везде. В сериале практически нет лузеров. Каждый персонаж это воплощение какого-то специфического успеха. Даже «серенькая мышка», которая должна оттенять добродетели главной героини — она ведь живет в чрезвычайно престижном окружении... Плюс общая чистота (нет бедламу и убожеству!), дизайнерские декорации и толстый-толстый слой гламура. Если в некоторых российских фильмах слишком много фекалий («Викинг»), то здесь — решительная борьба с образами говна. Принцессы должны быть киношными;
— «исторично» Родословная, старинные замки и древние манускрипты. Вусмерть зафотографированные туристами местам будут представлены, как место обитание древних созданий (которые продолжают там обитать). Конечно, будет пара малоизвестных развалин;
— «умно». Интеллектуальная тусовка, у всех дипломы. При том говорят просто, сюжет не завязан собственно на серьезные научные загадки. Они подменены пророчествами. Тут пролегает грань между детективом (где загадки основаны на представленных зрителю раскладах), сложных научно-реалистических вещах (где читатель должен додумывать, подгружать многое из сети, либо читать большие сноски) и «ведьмачьими сумерками матрицы» где основную роль играет толкование предустановленного короткого текста (Вот тебе мануал винды и форматируй вселенную. Но как? Читай мануал!!!). Естественно, каждый из трех жанров редко присутствует в чистом, лабораторном виде. Но если детективная линия вырождена (мелкие загадки и жуткие нестыковки), а глубины фольклора не играют — то остаётся пророчество. Его текст снова и снова вдалбивается в голову зрителю, пока все возможные его варианты не перепробуют на экране (тут есть определенная аналогия с вариациями интрижек ловеласа и неизбежностью свадьбы — в мелодраматическом сериале зрителям продемонстрируют все варианты тетриса, и только в финале будет создана семья);
— «фольклорно» — визуализируется часть известных образов. Скажем, «голова мавра»/ «говорящая механическая голова» (пусть это и не мавр, и не механика). Используются стандартные термины (ведьмы, вампиры, демоны). Все пляшут вокруг манускрипта, алхимии и т.п. Но вся фольклорность — следствие предыдущего пункта. Она не работает сама по себе, как целостная система и обеспечивает лишь мелодраматический накал событий. Пример тому — пресонажи с одной стороны явно не могут обеспечить себя целиком объектами своей же материальной культуры («Хогвартс» не строят), с другой — упорно не хотят использовать пистолеты и растяжки наряду с заклинаниями. Или хотя бы гипнотизировать людей (военных), которые дадут жару штатными средствами... Хотя в первой серии вампир, чтобы его не заметила героиня, просто тупил в мобильный телефон, а в качестве экзамена ведьма убила вооруженного дробовиком охотника на ведьм, но это все равно исключения. В серьезных делах лишь магия, а не ракеты...
— «политкорректно» Таки да. Расовая политкорретность: Ведьма + вампир = любовь. Ожидается и весь остальной набор. И тут есть тонкость: преумущественно речь идет о европейском фольклоре и существах, которым не одна сотня лет. То есть требуются европеоидные актеры, которых именуют представителями разных видов. Но требуется и обычная расовая квота, которую аккуратно предоставляют :).
Так сериал можно препарировать еще долго. Но разговор не совсем об этом.
Есть большая проблема любого жанрового кино — оно стремиться стать штампом, наполниться стереотипами, играть лишь на самоповторах. См. фильмы «Чужой» последних лет, это ведь обыкновенная история :(
У сценаристов открывается два магистральных направления, «как не топтаться на пятачке»:
— идти вглубь жанра. Усложнять детективные загадки, переходить от эротики к порнографии, от набора простых данных на уровень квантовой физики... Порой это сложно, и часто приводит к очевидным конфликтам («Настоящая кровь» — это неплохо про вампиров, но там рейтинг 18+). Вглубь создатели не пошли. Очевидный выход, если не хочется слишком заморачиваться, это хорошо и качественно работать. В этом смысле «Открытие ведьм» явно пытается сидеть на хорошей операторской работе, дорогих съемках, подборе интерьеров, костюмов и т.п. Ирония над жанром — строго в рамках жанра (собственно российский «Шерлок Холмс» варианта 2013-го года — именно такая очень аккуратная работа строго в рамках жанра с попытками иногда иронизировать). Сказать, что все идеально я не могу, но создатели пытались. Главным образом их старание свелось к подбору актеров. Вот тут — хорошо. Но в остальном — обертка осталась именно оберткой;
— сочетать жанры. С одной стороны привносятся мотивы путешествия во времени, с другой — все очень плохо. Социальные и политические мотивы, экономика, технологические кунштюки (ну, они делают анализ ДНК, выясняют, что магия слабеет... и все?), сложности взаимодействия с людьми... Словом, смотрите первые два сезона сериала «Чужестранка». Тут подобного и близко нет.
Итого: если долго всматриваться в шаурму, шаурма начнет всматриваться в тебя :) При анализе подобных, узкожанровых сериалов с претензией, возникает похожий эффект: на общем довольно печальном фоне начинаешь замечать массу деталей, которые стремятся превратить этот продукт в произведение искусства. И понимаешь, что денег вложено ведь немало. И выгодный ведь бизнес. И может самому написать... Нет. Не наш путь :)))
Это цветокорректированная гламурная шаурма. На любителя.