О временах


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «VitP» > О временах былых
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О временах былых

Статья написана 22 июля 2018 г. 13:40

Итак, две мифологемы (скажем так) отечественной фантастики мы обсудили (и в Фэйсбуке, и здесь).

1. Разгон редакции Жемайтиса нанёс непоправимый вред советской фантастике (не так).

2. В 1984-м власть целенаправленно старалась разогнать КЛФ (неправда).

Переходим к третьей: во второй половине 1970-х и в 1980-х «Молодая гвардия» сознательно печатала слабые произведения, и серия «БСФ» стала прибежищем «серости и бездарности».

Что скажете господа-товарищи-баре?





1305
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 15:10
Как то так получалось, что из изданий БСФ 1974-1988гг, которые удалось достать, половина была серость и «Фирменный поезд «Фомич» не понравился. А недавно узнал, что его сильно сократили.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 15:14
А можно расшифровать определение «половина — серость»? Как говаривает герой моего (простите) романа: «Конкретно, по сути». :-)
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 15:17
Конкретно: Печорный день, Фаэтон, Красные кони, Судная ночь, Здравствуй, галактика, Черное безмолвие, Долгий восход на Энне, Ураган.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 16:32
Относительно «Долгого восхода на Энне» не согласен категорически (впрочем, это уже отдаёт вкусовыми пристрастиями). Но даже, если во всём согласиться с Вами — 6 книг, это никак не «половина». А много ли ярких книг издавалось в других издательствах? Боюсь, что и они в значительном большинстве попадают под Ваше определение...
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 16:38
Я написал: из тех сколько смог достать и прочитать. Больше бы достал-больше серости обнаружил
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 16:48
тессилуч Не исключено :) А кто, с Вашей точки зрения, из авторов того времени находится за пределами этого «поля серости»?
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 16:54
Павлов «Лунная радуга»
Гуляковский «Сезон туманов»
Тупицын «Перед дальней дорогой»
Гуревич «Темпоград»
Гансовский «Инстинкт?»
Ларионова «Знаки зодиака»
Багряк «Синие люди»
Возможно «Долгий восход» показался серостью после первой книги.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 17:05
тессилуч Я уже не только о серии. Леонид Геллер (профессор Лозанны и исследователь НФ) считает, что к началу 80-х время «третьего этапа» прошло, и советская фантастика во многом потеряла новизну и остроту. Я с ним согласен. Печатавшееся в МГ (да и других издательствах) подтверждает этот вывод.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 17:16
Но вы же говорили о серии. В это время отличную фантастику писали Войскунский и Лукодьянов, Рыбаков, Лукины, Геворкян, Жилин, Трускиновская
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 17:28
тессилуч Войскунский и Лукодьянов, увы, уже не писали (старший из соавторов скончался), а у остальных, кого Вы перечислили, на авторскую книгу ещё и не было...
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 17:40
«Незаконная планета» вышла в 1980 году. У Лукиных и Геворкяна вполне было. Рыбакова и Жилина вполне могли в сборнике «Фантастика» публиковать.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 17:48
тессилуч Бог с ней «Незаконной планетой» (далеко не лучшее произведение соавторов, да и вышла книга без большой задержки). Но, Вы правы, возникает вопрос: ПОЧЕМУ не публиковали даже то, что могли (яркие блёстки нового уже появлялись)? И не только в МГ. Злой умысел — самое лёгкое объяснение — «Нам бы только крайнего найти». Проблема, на мой взгляд, глубже и интереснее.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 17:54
Проблема конечно, но в результате эти авторы печатались в других издательствах и читатели их принимали с удовольствием. А Молодую Гвардию упрекали в недальновидности.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 18:17
тессилуч Не упрекали, а прямо обвиняли. Вот и посмотрим, в чём виновата МГ и могли ли её сотрудники поступать по-иному.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 19:19
Посмотрим. Для меня эти разборки всегда были неприятны. Считал, что межиздательскую БФ издавали неправильно: надо было объединить разные школы.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2018 г. 21:20
Перевал Булычева позабыли 8-)
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 19:51
Конкретно черновик «Фирменного поезда Фомича» с санкции вдовы Колупаева выложен в открытый доступ. Можете попробовать сравнить. Я сравнивал, на мой взгляд, там просто отжим воды (несколько неаккуратный -- да, от одной удалённой сцены в тексте осталось упоминание в дальнейшем -- но и только). Примерно то же, что сделал АНС с «Экипажем Меконга», который был урезан вообще на треть. Но двойные стандарты в действии, и когда это делала старая редакция, это было хорошо и правильно, а когда новая -- сразу стало не забудем, не простим.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 07:37
Просто мне не понравилось издание. Сравнивать не с чем-от БСФ-ки я избавился ещё в 80-х


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 15:29
Ну, вот я обе дискуссии в ФБ читал. по первым двум пунктам там совершенно некорректные формулировки, настолько, что делают обсуждение почти бессмысленным
оно таким в результате и оказалось
точно такая же и третья формулировка, совершенно из серии «Вы уже перестали бить жену по утрам?» или «Все русские ездят на работу на медведях с балалайками»
Насколько я увидел, в фэйсбуке каждый остался при своём мнении.
Что касается БСФ указанных годов. Это была ЕДИНСТВЕННАЯ фантастика, которую либо вовсе не брали в обмен, либо по самой низкой категории. ЕДИНСТВЕННОЕ исключение — «Лунная радуга» Павлова, которая шла аж по 3 балла (остальным БСФ и 1 балл был за счастье). Это как бы пример из нейтральной сферы, не клфшной, не ангажированной, тупо экономика.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 15:52
Ещё один пример из нейтральной сферы. Можно посмотреть, как оценивает те произведения сегодняшний фантлабовский читатель. Зайти на страницу серии
http://fantlab.ru/series58
Оттуда уже выходить на страницу издания, а со страницы издания — на страницу сборника (если это сборник) и страницы отдельных произведений. И там смотреть читательские оценки.
Конечно, оценки будут разные, но бросается в глаза, что довольно много невысоких оценок. 5-6-7 — обычное дело. Хотя есть и более высокие. (Это для книг конца 70-х — 80-х)
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 16:38
razrub Хороший пример. Но назовите произведения этого периода, которые нынешний читатель оценивает высоко (Стругацких приводить не нужно — там всё ясно).
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 18:50
Ну, вот если, к примеру, посмотреть ленинградские сборники тех времен,
http://fantlab.ru/work927...
то оценки сегодняшнего фантлабовского читателя будут повыше. Где-то 7-8, примерно (по прикидке «на глазок»).

цитата VitP

Но назовите произведения этого периода, которые нынешний читатель оценивает высоко

На Фантлабе есть замечательный сервис «Поиск по жанру», где можно посмотреть списки произведений различных жанров, за определенный период времени и в разной сортировке. Вот советская фантастика 1977-1987 гг., отсортированная по фантлабовской оценке (Стругацкие тоже в этом списке, но даже не в тройке лидеров).
Ссылка на рейтинговый список

На мой взгляд, «Молодая Гвардия» всё-же частенько издавала откровенно слабые книги. Я не говорю о всех книгах МГ и даже не утверждаю, что таких книг было большинство. Но таких книжек было немало. Одновременно существовало немалое число талантливых авторов (в первую очередь я говорю о «четвертой волне»), которые в то время с огромным трудом пробивались к читателю. Да, изредка их и в МГ печатали, но сильно изредка.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 19:49
razrub МГ и издавала больше, чем другие издательства, соответственно, больше рисковала ошибиться. А «Четвёртая волна» всё же несколько более поздний период. Года примерно с 88-го было издано практически всё, написанное её представителями (стоящее, во всяком случае). Почему не издавали раньше? А никому (кроме самих авторов) это не было нужно.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 16:46
Karavaev 1. Предложите корректные формулировки — буду признателен. 2. Вы оцениваете «мнения», то есть — «веру», а я — факты. 3. «Тупо экономика» совсем не при чём — посмотрите на тиражи многих сегодняшних «раскрученно-модных» и оцените литературный уровень их текстов.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 17:10

цитата VitP

Предложите корректные формулировки — буду признателен.

1. Какое влияние оказала смена молодогвардейской редакции фантастики на развитие фантастики в СССР?
2. Как отразились меры по контролю КЛФ на развитии движения?
Это к примеру. Здесь нет разгонов, непоправимых вредов и целенаправленных властей.

цитата VitP

Вы оцениваете «мнения», то есть — «веру», а я — факты.

Вы не можете знать, что я оцениваю. Я пытаюсь составить картину, свободную от субъективных оценок. Что касается Вашей позиции, то у меня создалось мнение, что она — доказать, что вообще ничего не было. Аэлита сама запретилась, Жемайтис ушел сам на пенсию, а КЛФовцы просто все понавыдумали, ибо были юны и глубокая истина им была не ведома. Я повторюсь: Я ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО читал те дискуссии.

цитата VitP

3. «Тупо экономика» совсем не при чём — посмотрите на тиражи многих сегодняшних «раскрученно-модных» и оцените литературный уровень их текстов.

Не корректно. Женщины в букинистах ничего не знали о разгоне Жемайтиса и им плевать было на все околофантастические дрязги, и литературное качество их не особо волновало. Но СПРОС они знали как никто. В книгообменах как правило работали чрезвычайно профессиональные сотрудники. И если БСФшки пользовались низким спросом — то и получали соответствующую оценку. Так и было. Для Вас это, конечно, не факт, а для меня вполне.
Ну и в завершении: что значит сознательно слабые? Вы сознательно провоцируете ход дискуссии в определённом русле. Я об этом и написал в первом посте. Вы полемизируете непонятно с кем.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 17:32
Karavaev С интересом узнаю Ваше мнение — ответ на вопросы, которые Вы сформулировали. Серьёзно. Как и Ваше объяснение того, почему советская фантастика периода, о котором идёт речь, шла на спад. Остальное, извините, — эмоции.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 17:57

цитата VitP

почему советская фантастика периода, о котором идёт речь, шла на спад.

Ну, тут есть определенные терминологические нюансы.
Ни одна национальная фантастика не развивалась одинаково во все периоды времени. Советская не исключение.
Потиражно и по количеству изданных книг, например, особого спада не было. Был пересмотр места фантастики, например, она в незримой табели стала более взрослой литературой. Касательно же почему БСФшка стала «скучной», то я это скорее связываю с личными качествами тогдашних редакторов — Щербакова и Медведева. С их «попытками» создать некую школу молодых фантастов — Де-Спиллера помните же наверняка? Потому как, если посмотреть вокруг, по тем же журналам, например, там никаких спадов не наблюдалось.
Ну и кроме того, было в серии и много томов, которые мы читали тогда взахлёб. Вот, например, ныне считавшимся одиозным Юрьева. Читался он всегда прекрасно. Да и сейчас не утратил своей привлекательности в своих лучших вещах.
Ну и вспомним опять же Геллера. Не зря же эту эпоху назовут временем застоя. К тому времени СССР утратило какие-то пассионарные вехи, космос стал обыденным, коммунизм не наступил, а завлекать комсомольскими стройками, как это пытались делать младлгвордейские редакторы, получалось не особо.
Т.е. это был скорее системный «спад», чем «сознательное равнение на серость», хотя, повторюсь, личное участие в процессе Щербакова и Медведева с их своеобразным пониманием фантастики скидывать со счетов нельзя.
ИМХО. Это если в нескольких если словах, так как понятно, что проблема глубже, чем это можно описать одним абзацем.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 18:27
Karavaev Вот с этим не согласиться трудно. За исключением того, что спад касался только «молодогвардейской» фантастики. Мне кажется, что практически всё поколение фантастов-шестидесятников писало всё хуже и хуже (расшифровывать этот не совсем корректный термин сейчас не буду). Изданное в других издательствах тоже не блистало. Журналы — да, они были гибче. А главная причина состоит в том, что общество изменилось, как и его запросы, но многие фантасты этого не смогли либо понять, либо принять. Объективно наступило время следующего этапа, а его принимали в штыки многие и «левые», и «правые» — новое поколение никто не хотел пропускать на первые роли. Правда, такое происходит во все времена...
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 18:37
То, что к 80-м советская фантастика была не блистательна еще определялось на мой взгляд, жестким и строгим воззрением на фантастику. Всё-таки в жанровом плане она была зажата довольно сильно — строго нф, в космос оружия не берём, разве что лазеры против метеоритов, никакого фэнтази и т.д. Т.е. поле для экспериментов было практически закрыто, авторы после оттепели уже наработали стиль, чтоб отвлекаться на эксперименты, приток молодежи происходил только в рамках традиционных тем (это легко видеть на примерах тематических публикаций в номерах). Иными словами — в жанре практически отсутствовала новизна. Это тоже накладывает отпечаток на восприятие фантастики тех лет.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 19:03
Karavaev Вообще-то советская фантастика на всех этапах соответствовала запросам большинства читателей (ближний прицел — тоже), а те во многим определялись происходящим в стране. Но это — тема отдельного разговора.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 19:15
это вопрос интересный и спорный
например, стоит бросить лишь взгляд на фантастику после 86-го года, чтоб понять, что запросы отчего-то поменялись крайне быстро, а после примерно 92-го радикально
кто мониторил эти запросы — это вообще песня отдельная, учитывая нерыночный в общих чертах механизм экономики
но это да — тема для другого разговора
 


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 20:30

цитата VitP

советская фантастика на всех этапах соответствовала запросам большинства читателей (ближний прицел — тоже)

С голодухи и пряник пирожным покажется. А иногда и сухарь...:-(((
 


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 21:26
Sumy Особенно если с позиции сегодняшнего европейца оценивать меню индейцев кроу, к примеру :) Писатели прошлых десятилетий писали отнюдь не для сегодняшних любителей фантастики.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 21:38
Вы меня не поняли. Я имел в виду дефицит фантастики. Это приводило к отсутствию конкуренции — кушали действительно всё, выбора особого не было.
А советская фантастика...Она вообще-то разная была. Но, как по мне, уровня «Пикника», «Часа Быка» или «Дня гнева» ни одно произведение (из мной прочитанных), которое вышло после 1991, не дотягивает. И сильно не дотягивает. Но, это всего лишь моё мнение.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2018 г. 00:54
Sumy :-) Всё значительно сложнее... Поэтому меня и интересуют общие тенденции развития отечественной фантастики... О качестве того или иного произведения спорить не берусь: на вкус и цвет, как говорится... А у меня к Вам просьба: не поделитесь ли списком высоко оцененных произведений периода 1973-85, о которых вы упоминали?
 


Ссылка на сообщение24 июля 2018 г. 09:49

цитата VitP

А у меня к Вам просьба: не поделитесь ли списком высоко оцененных произведений периода 1973-85, о которых вы упоминали?

Так это данные с Фантлаба. Вбиваете «Рейтинги». Затем период, русскоязычные, роман, повесть, рассказ. И вот Вам результат.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2018 г. 12:29
Sumy Спасибо!


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 15:32
Нельзя ли ссылку на дискуссию на фб?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 16:40
шерлок Обсуждалось в нескольких местах, в частности, в группе «история фэндома» и на моей странице.


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 16:23
Насчет редакции Жемайтиса я писал в своей авторской: почему-то из тех кого они печатали в 60-е годы некоторые оказались в США и ФРГ. Как у себя сейчас американцы «иностранных агентов» ловят.:-)))


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 18:09
Застой есть застой. Посмотрите на русскоязычную фантастику и фэнтези вышедшую в России после 2014 года. Все будет ясно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 18:29
bosch78 Смотрю :-( Всё ясно :-) Но разве у нас застой? Политики уверены, что происходит бурный рост всего и везде. :-)


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 10:08

цитата VitP

Вообще-то советская фантастика на всех этапах соответствовала запросам большинства читателей (ближний прицел — тоже), а те во многим определялись происходящим в стране.

Скорее она соответствовала взглядам тех, кто принимал решения о выпуске той или иной книги. Вот что вспоминает Аркадий Натанович в беседе с Люденами из книги «Неизвестные Стругацкие. От «Отеля...дл «За миллиард...»:
---
А. Н.: Да. А Медведев еще раньше пристроился. Я не знаю, работал ли он в ЦК ВЛКСМ, во всяком случае, он был активный комсомольский работник… Он устроился в «Технике — молодежи»… Не знаю, какую роль он играл в разгроме редакции, но во всяком случае его поставили во главе этой редакции фантастики. Да, ходили слухи, что от него хотел Захарченко избавиться, потому что он начал давить на Захарченко — чтобы выжить Захарченко из «Техники — молодежи» и взять всю «Технику — молодежи» себе. И Захарченко его сплавил туда. Ну и все. Остальное известно.
Ю. Ф.: Да, события нам известны, а вот Борис Натанович сказал, что он долго думал над тем, почему Медведев так долбал «Пикник на обочине», и он пришел к выводу, что ЭТО не тупость… а просто способ мышления такой. То есть он искренне считал, что так писать, как пишут Стругацкие, нельзя, а можно писать, как пишут Казанцев, Щербаков и так далее и тому подобное.
М. Ш.: Нет. Это защитная реакция.
А. Н.: Нет, я не исключаю такого.
Ю. Ф.: Почему он к вам прицепился так?
А. Н.: Почему — «к нам»? Он прицепился ко многим. Савченко плюнул Медведеву в рожу, забрал рукопись и ушел. Они хотели Кира Булычева приспособить к себе. Кир Булычев сказал: «Атанде!», тоже забрал рукопись и ушел. Так что это не только мы…
---
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 12:38
Raiden Возможно, я Вас удивлю: если говорить об отдельных книгах, то они всегда соответствуют взглядам тех, кто их издаёт (сегодня тоже :-)). Но это судьба отдельных изданий, а не литературы в целом...
Аркадий Натанович бесспорно имел право на свой взгляд, но это не значит, что его позиция была единственно верной, единственно справедливой и не подлежащей критическому осмыслению.


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 11:14
Я как-то пытался по БСФ определить влияние реакционной политики на качество текстов — но ничего не вышло, процент серости (того что мне не нравится) из года в год скакал вверх-вниз, а количество книг такое маленькое, что пытаться усреднять просто глупо с точки зрения статистики.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 12:41
swgold Смущает, что для Вас «серость» и «то, что мне не нравится» синонимы. Я, к примеру, не являюсь большим поклонником Диккенса, но объявлять на этом основании его серым писателем никогда не стану — хотя бы потому, что вижу литературное мастерство этого автора.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 13:35
А что делать — Мензуру Зоили я разбил, приходится вот так по старинке, на глазок.


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 14:50
Алексей Караваев упрекнул меня за то, что темы обсуждения были сформулированы не совсем корректно. Соглашусь: я-то рассчитывал, в основном, на обмен мнениями с людьми, которых знаю давно (а мы привыкли акценты расставлять достаточно жёстко), но для более молодого поколения требуется более сдержанная и обобщающая формулировка. Посему повторю начало этого поста, подкорректированное в соответствии с предложениями Караваева. Вот какие вопросы мы обсудили и обсуждаем:

1. Какое влияние оказала смена молодогвардейской редакции фантастики Жемайтиса на развитие фантастики в СССР?
Выводы из полученной информации:
А) Похоже, что решение о смене руководства редакции было вызвано не только достижением Жемайтисом возраста, запредельного для работы в издательстве ЦК ВЛКСМ, но и политическими соображениями: сразу несколько авторов БСФ выехали из СССР или «ушли» в откровенные диссиденты.
Б) Никто из авторов, издававшихся Жемайтисом и продолжавших писать фантастику, не был отлучён от издательства, практически все издавались в БСФ и в дальнейшем.
В) В то же время, ряд книг по невыясненным причинам был исключён из плана издания (Альтов, Амнуэль), явный конфликт возник с братьями Стругацкими (причины его требуют отдельного изучения, вспомним, что и Жемайтис отказался публиковать, к примеру, «Гадких лебедей»).
Г) Необходимо отметить, что редакция и в дальнейшем (при Медведеве и Щербакове) продолжала постоянный поиск новых авторов-фантастов, география издания значительно расширилась.
ОСНОВНОЙ ВЫВОД: изменение состава редакции к губительным для советской фантастики последствиям не привело — магистральный путь её развития остался прежним. Определения «разгром», «катастрофа» ничем не подкреплены, базируются они только на личных пристрастиях.

2. Как отразились меры по контролю за КЛФ 1984 года на развитии движения?
Выводы из полученной информации:
А) Причиной проверки стала «Аэлита-83», для участия в которой собрались представители нескольких десятков клубов со всего СССР, принявшие, в частности, «Обращения за мир, против ядерной войны». В результате власти обратили внимание на то, что что в стране возникла сеть КЛФ, деятельность которых никто не координирует и не контролирует. Крайне негативный эффект сыграло то обстоятельство, что Свердловские партийные и комсомольские органы внятно не могли ничего объяснить, так как от участия в проведении «Аэлиты» по сути самоустранились.
Б) Власти отнеслись к КЛФ абсолютно так же, как ко всем объединениям граждан по интересам. В Записке отдела пропаганды ЦК КПСС и в принятом на её основе Постановлении нет ничего, отличающегося от аналогичных документов, которых в те годы принималось немало. Суть принятого решения можно сформулировать так: проанализировать деятельность, ввести КЛФ в принятые рамки, устранить недостатки (если таковые обнаружатся).
В) Поскольку клубы посещала, в основном, молодёжь, функции основного проверяющего были возложены на ЦК ВЛКСМ. Окончательное решение оставлялось за местными организациями, от уровня компетентности которых оно, в итоге, и зависело.
Г) Основную массу клубов проверка, по сути, не затронула — каких-либо оргвыводов не воспоследовало. При этом имелись отдельные случаи проведения проверки в непонятно жёсткой форме (наиболее яркий пример — Омск, который всегда отличался этим).
Д) Пострадали клубы (и отдельные активисты), которые функционировали на грани законности (или за оной). Достаточно жёстко (но не жестоко) наказывались попытки «играть в политику», распространение (в том числе и торговля) «самопальных» переводов, несанкционированное использование множительной техники.
Е) О том, что проверка была разовым мероприятием говорит тот факт, что уже в 1985 году число КЛФ значительно выросло, какого-то противодействия властей этому не было.
ОСНОВНОЙ ВЫВОД: Утверждения, что КЛФ представляли для советской системы особую опасность, и поэтому была предпринята попытка их уничтожения, ни на чём не основаны.

3. В 1970-80-х годах именно редакция фантастики «Молодой гвардии» стала прибежищем «серой» литературы. Так ли это?
Пока что большинство выступивших считает, что в указанный период отмечается явное снижения уровня отечественной фантастической литературы. И касается это не только МГ. В чём причина такого явления? Продолжаем обсуждения!


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 17:42
Соглашусь, что уровень фантастики в 70-80-х упал. Просто СССР сильно изменился. Люди изменились. Спад ведь был не только в литературе — вспомните кино. И тем не менее, не всё было так уж плохо в датском королевстве. Вот рейтинги Фантлаба. Взял период 1957-1987 и разбил на два под-периода: 57-72 и 73-87. Затем вбил по 25 самых оцененных русскоязычных романов, повестей и рассказов. И получил
романы 12 (57-72) и 13 (73-87)
повести 10 (57-72) и 15 (73-87)
и только рассказы 20 (57-72) и всего 5 (73-87).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 19:35
Насчет романов считаю: просто научились их писать и поэтому рассказов стало меньше.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2018 г. 20:11
Sumy Любопытно. Спасибо!
 


Ссылка на сообщение24 июля 2018 г. 22:25
Не стоит забывать о цензуре. Она сильно мешала развитию жанра.
Только после 1987 года началось ослабление цензурного давления.
Помнится сильно обрадовал сборник 1988 года «День свершений» https://fantlab.ru/editio...
Могли ли эти произведения выйти не покорёженными цензурой до Горбачёва?
А «Молодая гвардия» так и не возродилась как издательство, выпускающее качественную фантастику.
И «Библиотека современной фантастики» осталась уникальным явлением для издательства.
А «Библиотека советской фантастики» времён Медведева не котировалась на черном книжном рынке. Практически никак.
И это объективная оценка.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 11:32

цитата ffr

А «Библиотека советской фантастики» времён Медведева не котировалась на черном книжном рынке.

Она была в свободной продаже? ???Не выдумывайте. Разгребали любую фантастику. Цена формировалась не только из-за содержания. В мягком переплете книги стоили на «черном рынке» дешевле. Или если блоки книг части тиража были клееные, а части тиража сшитые, то угадайте с одного раза какие из них стоили у «жучков» дороже.
Впервые фантастика появилась в свободной продаже году этак в 1989. Правда цены этих книг как правило были такими, что черный рынок только завистливо спрашивал: А что? По таким ценам можно было книги продавать?. %-\ Помните кооперативные издания?
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 11:43
Не выдумывайте. Она была в очень свободной продаже — лежали на клеёночке стопками Медведев-Грешнов-Щербаков и печальные хозяева предлагали их в нагрузку к тому, что пользовалось спросом.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 12:00
swgold А не вспомните, какие книги отечественных фантастов тогда стоили действительно дорого? Я просто не помню.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 12:18
Из БСФ в топе была «Полная переделка» Юрьева — по-моему за неё просили раза в два-три выше обычного уровня цен, но она вообще редко попадалась, даже в виде журнальной сборки. И «Мягкие зеркала» Павлова — их почему-то было мало, меньше, чем «Лунной радуги».
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 14:32
Вот посмотрел, что я купил дорого в эти годы у «жучков»: АБС «Малыш» (1975 г) и Ефремов «Таис Афинская» (1977 г). Ну и «Кольцо обратного времени» выиграл с автографами писателей- тоже мог продать рублей за 15.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 16:02
«Альтист Данилов», например. Хотя формально не фантастика, «городская фэнтези» как сейчас называют. Томик вроде рублей 10-12 был. Абрамовы- «Всадники из ниоткуда». Снегов «Люди как боги».
Тогда даже серию «Зарубежная фантастика» испортили. 2-3 книжки в год, из них одна совершенно никакая.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 12:03

цитата swgold

Она была в очень свободной продаже — лежали на клеёночке стопками Медведев-Грешнов-Щербаков и печальные хозяева предлагали их в нагрузку к тому, что пользовалось спросом.

Это в каком городе? У нас даже самые слабые стоили 2 рубля.
Кстати, один мой знакомый ездил специально в Молдавию в 80-х. В районах (ближе к Румынии) Стругацкие (помните Жука из Мира приключений) спокойно в магазине лежали. В Нукус у нас на работе посылали в командировку — так люди пачки Анжелик привозили.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 12:25
Тут ведь вопрос не в цене — предлагали их рублей за 2-3-5, но их почти не брали. Поэтому хозяева стали формировать «стопочки» — кладут «Волшебный колодец» поверх «Незримого моста» (ещё и резиночкой обвязывают, всё как в магазине), и продают комплект на пару рублей дороже.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 15:53
В свободной продаже фантастика не была года с начала 70-х.
И даже самые неудачные БСФ на прилавке не залёживались, а тем более в нагрузку не предлагались. Но и больше 3 рублей (при номинале 1 -1,50 рублей не шли на книжном рынке).
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 11:48
ffr Есть такая точка зрения. Только непонятно, почему после «ослабления цензуры» так и не появились произведения, некогда не изданные из-за её гнета. И ещё одно: чтобы называть оценку объективной, нужно бережнее относиться к фактам. Пример: «День свершений» подписан в печать 23.07.87. До этого минимум год издательство работало с рукописью. Рецензирование (цензура, по-вашему) проходило ещё раньше. Получается в лучшем случае — начало 86-го, а то и конец 85-го. Горбачёв разве что невнятно заикался о необходимости «перестройки» — система ещё оставалась прежней. Второе: Медведев руководил редакцией фантастики МГ в 74-78 годах, не припомню, чтобы в это время БСФ «не котировалась».
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 15:57
«Рецензирование (цензура, по-вашему) проходило ещё раньше.»
Не путайте рецензирование и цензуру.
Цензура — утверждение Главлитом. И редакторов в нём не было.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 16:11
ffr Вам лично приходилось работать с Главлитом? Подозреваю, что нет, поэтому не стоит излагать ничем не подкреплённые страшилки. После ВОВ ( в более ранние времена я внимательно не заглядывал) в СССР не было запрещено ни одно фантастическое произведение. А о своём опыте общения с Главлитом (а также Госкомиздатами) я писал раньше в своей колонке здесь. Посмотрите — лишним не будет.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 17:07
«После ВОВ ( в более ранние времена я внимательно не заглядывал) в СССР не было запрещено ни одно фантастическое произведение.»
А почему «Гадкие лебеди» не выходили до 1988 года, например?
А почему прервали публикацию   «Космической одиссеи 2010» А. Кларка в ТМ?
А тот же М. Булгаков «Роковые яйца» и «Собачье сердце» не печатались в доперестроечном СССР.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 17:51
ffr Повторяю и разъясняю: в СССР после ВОВ не было ОФИЦИАЛЬНО запрещено для издания ни одно произведение ОТЕЧЕСТВЕННОГО автора-фантаста. Соответствующие документы опубликованы, есть они и в сети. Точка.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 17:56
Понятно. «Гадкие лебеди» официально не были запрещены к публикации в доперестроечном СССР. Однако почему-то распространялись в машинописных копиях. Ну не хотели советские читали покупать официальные издания.:-D
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 18:01
ffr Вы хотите, чтобы я рассказывал Вам о всех фактах, слухах и легендах, связанных с той или иной книгой? Увольте. Информация лежит на поверхности, ищущий да обрящет.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 18:26
Зачем? Я жил в те года. Покупал книги на черном книжном рынке в Москве.
«Гадкие лебеди» прочел в ксерокопии, потом добыл перепечатанную копию, чуть не получил выговор по комсомольской линии за то, что дал почитать это «не запрещённое» произведение...
Да, ещё перепечатывали «Улитку на склоне» (ту часть, которая мелькнула в журнале), «Сказку о тройке». Они формально запрещены не были.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 19:53
Час Быка был запрещен? Вроде бы нет. Кто из 50-летних его в те годы не читал? А ведь даже в библиографиях Ефремова не всегда упоминался. Вроде бы и из библиотек изымался. А вот на продажах всплывает очень часто. И стоит приемлемо. Я имею в виду первое издание 1970.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 20:55
На черном книжном рынке в начале 80-х был редкостью. Стоил около 25 рублей, если не больше.
Потом его издавали очень много и первое издание представляет чисто коллекционный интерес.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 21:20
Бердника тоже переиздавали. Но его Стрелу времени (первое издание) найти гораздо труднее.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 21:31
«Гриаду» ещё вспомните...:-)
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 22:03
Вот Гриаду как раз переиздавали, в 13 и 15-ом годах. Помню на ФЛ ещё сын или внук автора приходил, ругался зело на нас :)
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 22:14
Давайте вспомним :beer:
У Гриады был дикий тираж. Это тоже не такая уж и редкость. У меня был второй экземпляр — продал на Фантлабе года три тому назад. Гривен за 30. Правда, состояние было так себе.
Кстати, Карсак 1965, при том, что был издан в мягкой обложке, тоже не редкость.
У нас пару лет назад один мужик решил букинистикой заняться. Открыл магазинчик в подвале. Через месяца три, поняв бесперспективность сего занятия, магазинчик прикрыл. Так вот у него лежало три (!) книги Райдера Хаггарда — Дочь Монтесумы (1960 года). Одна даже в супере (супер был не свежий). Так что лежат книги у людей. Лежат.
 


Ссылка на сообщение26 июля 2018 г. 06:12
Я это издание купил в буке в 1976 году. За 90 коп.


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 00:20
во второй половине 1970-х и в 1980-х «Молодая гвардия» сознательно печатала слабые произведения, и серия «БСФ» стала прибежищем «серости и бездарности».

Нет,не сознательно,просто всё делалось тяп-ляп,как и многое в стране.А что?Народ-то сметёт с прилавков,фантастика ж.Пипл хавает.
Можно ли было сделать по другому?Всенепременно,если постараться!
Я не писатель,не литературовед и пр.,я тупо читатель.Не надо заканчивать сельхозакадемию чтобы определить вкус яблока.Так и с фантастикой-это не Пруст или Джойс,либо интересно-либо тоска серая.Мои детство юность и увлечение фантастикой пришлись на упомянутые 70-80.Я действительно недоумевал с трудом осилив очедной выпуск БСФ-зачем ЭТО издали?
Тем не менее я бы оценил соотношение хорошей и никакой НФ в БСФ 50\50.Были действительно интересные книги.То,что Щербаков пропихнул аж 3 своих сборника-это плохо,то что не давали ходу АБС-тоже плохо.О вкусах Медведева можно судить по его антологии ''Русская фантастика»-предпоследний и последний тома.
«Не тот хороший писатель кто написал много хороших книг,а тот кто написал мало плохих»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 11:54
gintaras67 Любим мы порой бездумно повторять вычитанное (в газете «Правда» или ещё где-то). «Щербаков пропихнул аж 3 своих сборника-это плохо». За чуть ли не 20 лет... Вы бы лучше проанализировали, как издавали себя работники других издательств, прежде чем обличать и осуждать. Ну, вот один пример: АНС работал в «Детгизе» с апреля 1958-го по октябрь 1962-го (4 года), за это время там вышло пять книг Стругацких: «Пепел Бикини», «Страна багровых туч» (дважды), «Шесть спичек», «Возвращение», плюс «Должен жить» (сокращённый вариант «Стажёров») и «Благоустроенная планета» были опубликованы в «Мире приключений». Да и в ГХЛ (там он тоже редакторствовал) А.Н. печатал собственные переводы. Заметьте: я нисколько не осуждаю Аркадия Натановича, но ведь подход должен быть одинаковым.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 12:03
Пока Мензуру Зоили не привезли, можно просто посмотреть на ФЛ-рейтинги книг Щербакова и Стругацких
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 12:44
Можно было всю бумагу, которая шла в Союзе на выпуск фантастики, пустить на книги АБС. Уверяю Вас книги были бы проданы. Было бы это правильно ??? Не думаю.
Я, к примеру, очень благодарен Берднику за его книги. Не представляю своего детства без них. Кайф! А в старших классах мы Бердника называли Бредником. 8-]
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 13:06
Sumy К счастью до такого пока ни в одной стране никто не додумался (даже в Китае времён культурной революции). :-D
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 14:56
Можно было всю бумагу,кот шла В Союзе на выпуск НФ вместе с книгами АБС,пустить на Анжелику.Смели бы с прилавков:-)))
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 13:05
heleknar Можно. Только эти рейтинги — штука изменчивая. Например, многие книги, которые сегодня выпускает «Престиж», и которые воспринимаются на ура, когда-то прошли совершенно незамеченными, их можно было спокойно купить в «букинистах». А «Поджигатели» Шпанова, к моему удивлению, читаются совсем по-другому, чем когда-то. Впрочем, речь о другом: я отнюдь не пытаюсь доказать, что фантастика МГ была замечательной. На мой взгляд, по уровню она ничем практически не отличалась от того, что выпускали в те годы другие издательства. Контрдоводов пока не увидел...
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 13:30
Но даже сейчас, никто не собирается Щербакова переиздавать, а на алибе, его книги, продаются за 100-300 рублей.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 13:38
heleknar Это решительно ни о чём не говорит: на алибе и книги Стругацких можно купить за 50-80 рублей. И почему любой разговор о фантастике тех лет тут же сводится к обсуждению личностей Щербакова и Медведева? Меня интересует оценка уровня фантастики в стране в целом и в МГ в частности.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 18:05
«Это решительно ни о чём не говорит: на алибе и книги Стругацких можно купить за 50-80 рублей.»
Вы общие тиражи произведений сравните.
Сколько издавали АБС и переиздавали ли то, что выходило в БСФ.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 19:56

цитата heleknar

его книги, продаются за 100-300 рублей.

Максимум 30 грн. Как правило -10 грн. В Украине читатель искушенней :-D.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 13:33
Насчёт контрдоводов выше уже предлагалось сравнить рейтинги произведений, издаваемых в рассматриваемый период «Молодой гвардией», и рейтинги произведений, издаваемых в тот же период другими издательствами.
Выдвигаю ещё более конкретное предложение. Есть три известных продолжающихся серии (квазиежегодники), которые на протяжении ряда лет издавались тремя издательствами:
https://fantlab.ru/wor... — Молодая гвардия,
https://fantlab.ru/wor... — Знание,
https://fantlab.ru/wor... — Лениздат (+ ленинградский Детгиз, т.к. одни и те же составители работали).
Открываем параллельно сборники за тот или иной год и сравниваем рейтинги произведений. В 70-е — 80-е «Молодая гвардия» проигрывает по всем статьям.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 14:36
Фантастика 73-74. Падение рейтинга сразу на один балл(!).
Редактор-составитель: Виталий Бугров
Так вот кто убийца советской фантастики. >:-|:-)))
Крайнего нашли...
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 14:53
Зачем мне читать Правду(или еще что-то) если я читал первоисточники-и АБС и Щербакова.Плохо не то,что Щербаков пользуясь положением издавал свои произведения,а то, что произведения эти были слабые.На их месте должны быть изданы более достойные авторы.
Вот В.Михайлов работал главредом Даугавы и в Риге(совершенно случайно;-)) регулярно издавались его произведения.И это хорошо,т.к. произведения были достойные.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 15:52

цитата VitP

АНС работал в «Детгизе» с апреля 1958-го по октябрь 1962-го (4 года), за это время там вышло пять книг Стругацких: «Пепел Бикини», «Страна багровых туч» (дважды), «Шесть спичек», «Возвращение», плюс «Должен жить» (сокращённый вариант «Стажёров») и «Благоустроенная планета» были опубликованы в «Мире приключений».

Всё же стоит уточнить про «Пепел Бикини» словами Аркадия Натановича:
---
ПИСЬМО АРКАДИЯ БРАТУ, 19 МАРТА 1958, М. — Л.

Здравствуй, Боб!
Сегодня был у меня очень интересный день. Пришел это я в Детгиз, сдал последнюю верстку «Пепла», а мне и говорят: «Переходите работать к нам. Сначала для вида поработаете с научно-популярной литературой, а затем с богом и за научную фантастику».
---
Т.е. на момент «последней вёрстки» АН в Детгизе ещё не работал. Да и чтобы вёрстку сдать, надо чтобы повесть как минимум была включена в план (а дело сие очень долгое). Та же «Страна багровых туч» в плане на издание в Детгизе стояла с 1957 года. Как видим — тоже до работы АН там. И вплотную СБТ авторы уже занялись после всех рецензий и замечаний в 1958 году (но мы же помним, что планы составляются задолго до...). Вот и получается, что как минимум две вами упомянутые вещи из списка можно вычёркивать.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 16:16
Raiden В таком случае и сборник Щербакова «Красные кони» нужно для чистоты эксперимента выбросить из его списка: эта книга тоже была сдана до того, как В.И. пришёл работать в МГ. Планы издания, кстати, составлялись ПОСЛЕ одобрения рукописи.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2018 г. 16:38
А я про Щербакова ничего и не говорил. Я просто сделал «небольшое уточнение». 8:-0

цитата VitP

Планы издания, кстати, составлялись ПОСЛЕ одобрения рукописи.

Наверное не всегда. Вот АН пишет брату 8 февраля 1958 г.
---
Теперь о «Багровых тучах». Как ты понимаешь, я не меньше тебя обеспокоен судьбой этой вещи, но могу сказать одно: нас не опередят. Некому, понимаешь. Дело обстоит примерно так. В настоящее время в связи с затруднениями чисто полиграфического свойства, возникшими при организации ряда новых издательств (издательств стало больше, а полиграфическая база пока прежняя), планы всех редакций урезаны. Но «СБТ» в плане остался, и полиграфические неприятности его не касаются, во всяком случае — непосредственно.
---
17 февраля 1958
---
Из Детгиза пока не звонили.
---

19 марта 1958
---
Виделся с Касселем. Уверяет, что всё на мази. Говорит, что все читали и всем страшно нравится. Так что вопрос с изданием решен, как я и ожидал. Он говорит, что сейчас заканчивает работу с повестью Полещука «Звездный человек», а затем возьмется за нашу.
---
И только в начале мая АН посылает брату рецензию И. Ефремова.

11 мая 1958 г.
---
«СБТ» идет в работу. Днями состоится редсовет, где будут включать ее в редподготовку. На совете выступят за нас Ефремов (лично или по отзыву), Кассель, Черненко (моя редакторша по «Пеплу»). Против могут быть только немцовцы. Но я думаю, обойдется.
Возможно, через неделю начнем работать с «СБТ». Кассель обещал дать рук. указания, составить проект договора и пр. формальности. Так что пора думать о частностях.
---

Т.е. на начало февраля в плане повесть уже есть, но рецензий на неё ещё нету. И только в мае... Так что наверное это не всегда так.
Страницы: 12

⇑ Наверх