Вынесу из темы «Фантастика — метод или жанр» цитату из Михаила Назаренко, для памяти.
цитата
1. ПРИЕМ — единичное явление, существующее в рамках определенного жанра или стиля, элемент сюжета или структуры. Пример на уровне сюжета: дьяволова бутылка или экликсир доктора Джекила у Стивенсона. Фантастика как прием в «Носе», «Превращении» и т.п.2. ЖАНР — (1) Повторяющаяся, узнаваемая читателем совокупность (как правило, последовательность) приемов. Эдгар По изобрел детектив не тогда, когда написал «Убийство на улице Морг», а когда приписал к нему другие — такие же — истории о Дюпене. (2) Формальное построение, определяющее структуру текста (сонет; рассказ; роман). Текст может объективно относиться к жанру, даже вне зависимости от намерений автора (романы Исигуры и Этвуд, отрицающих, что они пишут НФ). Писателя может интересовать фантастическая ситуация как таковая, но она может служить и развернутой метафорой (тогда и говорят о «ф. как методе», «ф. как приеме», что запутывает всех участников дискуссий).
3. МЕТАЖАНР — объединенная неким общим признаком совокупность жанров в смысле 1. Фантастика как общее понятие для НФ, фэнтези и т.п. (общий признак — последовательное, внутренне непротиворечивое сюжетообразующее использование элемента необычайного). К ф. как метажанру могут относиться произведения, не принадлежащие ни к одному частному жанру («Пещера» Дяченко — не фэнтези, не НФ, не альтернативка и т.п.). Очевидно, что произведение может относиться и к разным жанрам, и к разным метажанрам (фантастический детектив и т.п.).
4. СТИЛЬ — принципы, определяющие художественную эпоху (романтизм, реализм, модернизм) или особенности творчества автора (стиль Рафаэля, Пушкина, Феллини).
5. МЕТОД — «лучше вообще не будем о нем говорить» (Хармс)