Древнее Причерноморье


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Древнее Причерноморье
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Древнее Причерноморье

Статья написана 2 июня 2018 г. 19:34

Сергей Юрьевич Сапрыкин. Древнее Причерноморье

[Труды исторического факультета МГУ. Вып. 114. Сер. II. Исторические исследования. Вып. 65]

СПб: Издательство РХГА, 2018.

743 с. Пер. 400 экз. 5-88812-902-9

цитата

Монография подготовлена на основе материалов лекций по различным проблемам истории и археологии античного Причерноморья, которые на протяжении ряда лет читались автором в МГУ на кафедре древней истории. В монографии излагается концепция социально-экономической и политической истории причерноморских государств, которая разрабатывалась им в течение многих лет. Для ее обоснования привлекаются данные археологии, нумизматики, греческой и латинской эпиграфики, сведения античных авторов, которые анализируются с привлечением всех видов источников. В книге разбираются важнейшие проблемы и актуальные вопросы истории античных государств и местных племен. Подробно освещаются экономическая, военная и политическая история, международные отношения, взаимоотношения греков и варварского окружения, а также межплеменные отношения. Период, который охватывает монография, это время от основания греческих колоний до гибели античной цивилизации в регионе. В работе освещаются процессы превращения греческих колоний в полисные центры, анализируются особенности формирования эллинистических государств и дается их характеристика, исследуются этапы развития государственности у местных племен, выявляются основные направления политики римлян в Причерноморье, предпринимается попытка определить причины и особенности кризиса античных государств на побережье Черного моря.

Для специалистов в области античной истории, классической археологии, греко-римской филологии, а также для учащихся и всех интересующихся историей.

Введение 5

Часть 1. ЮЖНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

Глава 1. Население Северной Анатолии в доримскую эпоху 11

§ 1. Древнейшее население Северной Анатолии по данным археологии 11

§ 2. Североанатолийские племена по данным античных источников: вифины, мариандины, пафлагонцы 15

§ 3. Пафлагонское царство 22

§ 4. Халибы и тибарены 28

§ 5. Моссинойки и другие племена Юго-Восточного Понта 34

Глава 2. Греческие государства Южного Причерноморья: Синопа, Амис, Гераклея Понтийская 43

Синопа 43

§ 1. Эпоха колонизации 43

§ 2. Становление и развитие полисных отношений 47

§ 3. Расцвет Синопы в классический период 48

§ 4. Синопа в эллинистическую эпоху 60

Амис 65

Гераклея Понтийская 71

§ 1. От апойкии к полису 71

§ 2. Гераклейская тирания 78

§ 3. Гераклея в III в. до н.э. Северная лига 85

§ 4. Упадок и падение Гераклеи Понтийской 89

§ 5. Общие выводы и заключение 93

Глава 3. Царства Вифиния и Понт 97

Вифиния 98

§ 1. Вифиния до эпохи эллинизма 98

§ 2. Вифиния в эпоху эллинизма 100

Вифинское царство при преемниках Никомеда I 105

Вифинское царство в позднеэллинистическую эпоху 111

Каппадокия Понтийская 117

§ 1. Понтийское царство до Митридата VI Евпатора 117

§ 2. Понтийское государство при Митридате Евпаторе 126

§ 3. Понтийское царство после Митридата Евпатора. Полемониды 133

Глава 4. Античные города Южного Причерноморья в римское время 139

§ 1. Рим и Южное Причерноморье в период Поздней республики 140

§ 2. Греческие города Южного Причерноморья в период раннего принципата 145

§ 3. Союз — койнон южнопонтийских городов 150

§ 4. Основные черты римской политики в Южном Причерноморье 160

ЧАСТЬ 2. ЗАПАДНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

Глава 1. Фракия до образования Римской провинции 169

§ 1. Фракия и Дунайский регион до возвышения Одрисского царства 169

§ 2. Одрисское царство в V–IV вв. до н.э. 179

§ 3. Социально-экономические и политические отношения во Фракии 188

§ 4. Положение фракийских земель в середине IV в. до н.э. 194

§ 5. Севт III и Лисимах (330–281 гг. до н.э.) 197

§ 6. Политическое положение Фракии в III — первой половине I в. до н.э. 199

§ 7. Фракийское государство на рубеже нашей эры 204

Глава 2. Гетика в доримскую эпоху 212

§ 1. Карпато-Дунайский регион от первобытной эпохи до железного века 212

§ 2. Гетские племена в VI–IV вв. до н.э. 219

§ 3. Гетика в раннеэллинистический период 224

§ 4. Геты в позднеэллинистический период 232

§ 5. Гетское царство Буребисты и его преемники 235

Глава 3. Малая Скифия и скифы в Добрудже 240

Глава 4. Греки в западном Причерноморье (вторая половина VII–IV в. до н.э.) 250

§ 1. Древнегреческая колонизация региона 250

§ 2. Эпоха архаики и классики 260

Глава 5. Левобережный Понт в эпоху эллинизма 269

§ 1. Греческие города Западного Понта и Лисимах 269

§ 2. Межполисные отношения в Западном Понте в III в. до н.э. 273

§ 3. Города Западного Причерноморья в эллинистическую эпоху 284

Глава 6. Левобережный Понт в римскую эпоху 296

§ 1. Римская политика во Фракии и Нижнем Подунавье до организации провинций 296

§ 2. Римские провинции в Подунавье и Фракии 300

§ 3. Система управления городами в Нижнем Подунавье и Фракии 304

§ 4. Союз — койнон западнопонтийских городов 308

§ 5. Римская империя и Западное Причерноморье в III–V вв. 310

ЧАСТЬ 3. ПЛЕМЕНА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Глава 1. Киммерийцы и скифы 319

§ 1. Предскифский период. Киммерийцы 319

§ 2. Скифские племена в период архаики 329

§ 3. Скифия в V–IV вв. до н.э. 341

§ 4. Гибель Великой Скифии 352

Глава 2. Сарматы и Сарматия 356

§ 1. Формирование сарматского племенного союза 356

§ 2. Европейская Сарматия в IV–II вв. до н.э. 360

§ 3. Сарматы в позднеэллинистическую эпоху и на рубеже нашей эры 365

§ 4. Сарматские племена в период Ранней Римской империи 368

§ 5. Сарматы во второй половине II–III вв. 372

§ 6. Сарматия в IV–V вв. 374

Глава 3. Позднескифское царство в Крыму 378

§ 1. Тавры и тавро-скифы 378

§ 2. Позднескифское царство в III–I вв. до н.э. 388

§ 3. Крымская Скифия в I в. до н. э. — III в. н.э. 399

Глава 4. Племена Северного Кавказа в эпоху Античности 408

§ 1. Синды и Синдика 408

§ 2. Меоты 422

§ 3. Ахеи, зиги, гениохи 431

ЧАСТЬ 4. АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Глава 1. Нижнеее Поднестровье: Тира и Никоний 441

§ 1. Никоний в архаическую, классическую и эллинистическую эпохи 441

§ 2. Тира — греческий полис в Нижнем Поднестровье 446

§ 3. Тира в римскую эпоху 450

Глава 2. Нижнее Побужье в античное время 457

§ 1. Борисфенида (Березань) и Ольвия в архаическую эпоху 457

§ 2. Ольвия в классическую и эллинистическую эпохи 463

§ 3. Ольвия в римскую эпоху (середина I в. до н.э. — третья четверть IV в. н.э.) 481

Глава 3. Херсонес Таврический и Северо–Западный Крым 493

§ 1. Херсонес — колония Гераклеи Понтийской 493

§ 2. Становление и развитие полиса 497

§ 3. Освоение Западной Таврики 501

§ 4. Херсонес Таврический в эллинистическую эпоху 507

§ 5. Херсонес в составе Понтийского и Боспорского царств 513

§ 6. Херсонес в системе римского провинциального управления 524

§ 7. Херсонес Таврический в эпоху домината 530

Глава 4. Боспорское царство 534

§ 1. Природа и природные условия на Киммерийском Боспоре 535

§ 2. От апойкии к полису 536

§ 3. Пантикапейская олигархия Археанактидов 544

§ 4. Установление тирании Спартокидов 546

§ 5. Боспорское государство в конце V–II в. до н.э. 547

§ 6. Боспор под властью Митридата Евпатора, Фарнака и Асандра 560

§ 7. Боспорское царство — вассал Римской империи 565

§ 8. Боспорское царство в позднеантичную эпоху 574

ЧАСТЬ 5. ВОСТОЧНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

Глава 1. Колхи и Колхидское царство 587

§ 1. Древнегреческие мифы и Колхида 587

§ 2. Образование государства у колхов 606

§ 3. Колхида в эллинистическую эпоху 615

§ 4. Колхида — часть Понтийской державы 618

§ 5. Колхида в эпоху Римской империи 626

Глава 2. Греческие города Колхиды 638

§ 1. Греческая колонизация 638

§ 2. От апойкий к полисам: распространение эллинского влияния в Колхиде 648

§ 3. Греческие полисы Колхиды в эллинистическое и римское время 657

Заключение. Исторические судьбы государств Древнего Причерноморья 668

Библиография 708

Часть 1 708

Часть 2 713

Часть 3 721

Часть 4 726

Часть 5 732

Список сокращений 736





577
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 июня 2018 г. 19:42
Настоящий комендиум по региону-периоду...

Рекомендую...


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 11:35
lena_m
Спасибо! Интересную литературу выкладываете! Мне, как неспециалисту, сложно самостоятельно искать книги этого формата.

Предлагаю позабавиться. Сергей Алексеев, «Родина Богов», слово автора. На некоторых производит тот же эффект, что и первое чтение «Войны миров» Герберта Уэллса по радио в своё время.

цитата

Наше прошлое бездонно, как речной омут. И так же непроглядно, если плавая по поверхности, просто опустить голову. Всякая попытка погружения в его глубины почему-то связана с несколькими и очень сильными чувствами, одно из которых всегда зримо и выделятся особо – страх перед неизвестностью, перед необъяснимостью и даже перед тем чудесным, что поражает воображение и еще больше вызывает страх.

Впервые я испытал его на деревенском кладбище в восьмилетнем возрасте и тем самым сделал себе прививку, как делают ее в детстве, например, от оспы. Произошло это на берегу одной из рек Кировской области – к великому сожалению, не могу точнее указать места, ибо уверен, что туда в тотчас нахлынут орды жаждущих сенсаций, археологических редкостей и просто искателей приключений и потревожат покой не только наших древних предков, но и лично моих, поскольку там похоронено несколько пра – и прадедов.

Так вот, в деревне умерла какая-то старушка, и сосед дядя Илья рано утром пошел копать могилу, а его жена собрала ему завтрак и послала меня отнести на кладбище. Когда я прибежал к соседу, он уже закопался по шею, а роста он был высокого, где-то, метр девяносто, и теперь выворачивал со дна камни, аккуратно складывая их в пирамиду. Дело в том, что камней в этой деревне, впрочем, как и в окрестных, было не найти днем с огнем, а они требовались прежде всего в баню, для каменки, при строительстве, чтоб положить под углы и еще, например, придавливать капусту в кадках. Тяжелые светло-серые валуны добывали только на кладбище, и только когда копали могилы, и то, как кому повезет – говорили, что даже в глубоких ямах иногда оказывалось пусто. Все знали или догадывались, каким образом попали эти камни в недра кладбищенской земли, но практичный крестьянский разум, воспринимающий мир таким, каков он есть, вполне допускал, что эти валуны можно использовать и по иному назначению.

Дядя Илья был доволен, поскольку выворотил их уже десятка полтора, а один черный, огромный, величиной с трехведерный чугун и по форме похожий на чугун, стоял отдельно на высоком старом пне. Пока сосед завтракал и пил по глоточку из посланного ему шкалика, я рассматривал камни, как большую редкость, а они подсыхали на солнце и становились белесыми. Только тот, на пне, кажется, чернел еще больше, может, потому, что был сильно испачкан сырой землей.

Совершенно бездумно я стал обметать его рукой и тут суглинистая корка как-то легко отвалилась и я онемел от страха. Дядя Илья, должно быть, заметил и сказал печально:

– Не бойся, это, кость, церепь…

Я видел, что это, и больше испугался не самого человеческого черепа, а его размеров. В каждую глазницу, в глубине еще забитую землей, спокойно бы пролезла моя голова.

И в полный ужас приводили верхние передние зубы (череп был без нижней челюсти), на которых он и стоял – длиннее спичечного коробка и шириной примерно в два пальца.

Наверное, чтобы как-то меня отвлечь и вывести из оцепенения, а может, вечно грустный дядя Илья просто развеселел от шкалика – стал показывать мне другие кости, выброшенные им к тому же пню. Он примерял их к себе и говорил:

– Эта отсель, а эта отсель…

Но мне отчетливо запомнились нижняя челюсть (санки, как у нас называли) и, скорее всего, плечевая кость, которую он приставил к своей ноге и она была ему до пояса. Кажется, там лежало еще несколько позвонков и ребер: вероятно, копая могилу, дядя Илья наткнулся только на верхнюю часть старого захоронения, потому что больше примерял кости к своей груди.

Еще отпечаталась в голове его фраза, произнесенная без всякого удивления, как будто речь шла о чем-то знакомом и привычном:

– Эдакие дяденьки на свете-от жили, исполины…

Потом я узнал, что гигантские человеческие черепа и кости встречаются довольно часто, когда копают могилы, и есть даже верная примета: если попались, значит под ними обязательно будет площадка из плотно уложенных драгоценных валунов. Камни доставали, а кости потом зарывали тут же, в стенку или дно могилы.

Наверное, я бы в тот час убежал с кладбища, но надо было дождаться, когда дядя Илья доест и допьет, чтоб забрать узелок с посудой. Я отошел к ближайшей сосне, но отвернуться от черепа не смог, потому что его вид притягивал и завораживал мысли.

Еще запомнилась такая деталь: под землей на черепе, когда я ее случайно сковырнул, лицевая кость была серо-желтоватого цвета и почернела она на моих глазах, пока я ждал.

Пожалуй, вместе с этим изменившимся на солнце цветом черепа, изменилось и мое детское сознание. Может, просто загорело, а скорее, обуглилось и так же почернело, ибо еще напоминало тонкую лучину, не готовую к восприятию палящего огня. По крайней мере, никогда более я не испытывал подобного страха, смятения, крайнего изумления, восторга или оцепенения, вдруг увидев нечто такое, чего по всем известным законам нет или не может быть никогда.

По стечению обстоятельств или скорее, по обычаю, кладбище располагалось на самом красивом месте округи – на прибрежном холме средь соснового бора. Много позже я специально ездил туда, чтоб обновить чувства и впечатления, и обнаружил, что холм этот не что иное как древний, сильно оплывший курган: когда-то русло реки, вплотную приблизившись к нему, пощадило захоронение и отмерло само, превратившись в старицу со стоячей водой. Я не проводил там раскопок, потому что достаточно было обожженного мальчишеского осознания, да и кладбище давно замшело и запустилось, так что уж не понять; где старые и новые могилы.

Но именно на этом кургане у меня и родился замысел заглянуть в мир почти что запредельный – мир глубинной русской истории, за горизонт той тысячи лет, который перед нами установлен, как театральный занавес.

Меня часто спрашивают, какими архивами пользуюсь, из каких источников получаю (достаю, добываю, мою, как моют тяжелую фракцию, чтоб отыскать золото) информацию, когда касаюсь такой глубины времени, и есть ли под ней реальная, документальная основа, которую можно как-то проверить или хотя бы поверить в нее. Отвечу – есть такая основа. Есть неиссякаемый, общедоступный и одновременно, самый закрытый и самый древнейший магический источник, прикоснуться к которому мешает все тот же страх.

Это – СЛОВО.

Нам все время твердят лишь о тысячелетней истории, де-мол, а до нее наши предки жили «скотьим образом», прозябая во мраке и дикости. Это неоспоримая истина, все остальное – псевдонаука, самодеятельность, профанирование, ну и так далее. Вероятно, все тот же страх заставляет остепененных и умудренных мужей или приспосабливать и притягивать к этой концепции, или не видеть, не замечать того, что ей противоречит.

Но к нашему счастью, существует беспристрастный Свидетель и Хранитель времени – Его Величество Русский Язык, вобравший в себе не только посмертные маски эпох, а и живую психологию его древних носителей. Он, как детское воображение, мгновенно реагирует на свет и огонь, и одновременно настолько велик, могуч и не подвержен никаким потрясениям, что не укладывается ни в тысячелетнее, ни даже в десятитысячелетнее ложе суждений, представлений и концепций.

Неоспоримо то, что за минувшие десять веков «цивилизации» к нашей речи практически ничего не прибавилось, а напротив, больше утратилось в связи со слишком частой сменой идеологий. Это современная языковая надстройка, которой мы пользуемся сейчас в повседневной жизни, напоминает дикий, «скотий образ», вероятно, соответствующий духовной деградации. И все-таки оставаясь сами с собой наедине, мы думаем и говорим на том древнейшем языке, в котором уже были заложены все представления о мире и мироздании, все понятия, краски, тона, полутона и самая нежная, тончайшая материя речи – чувства, коим столько же тысячелетий, сколько существует сам язык.

Не случайно наша РЕЧЬ имеет прямую связь с РЕКОЙ, которую можно, например, пустить по новому руслу, перекрыть плотиной или даже повернуть вспять, но ничего не поделать с сутью, то есть, с наполнением, ибо река питается не только видимыми ручьями и малыми речками, но более всего незримыми, таинственными ключами, и родниками. Точно так же они существуют в языке, образуя независимый, не подвластный нашему сознанию инстинкт самосохранения, как у всего живого, теплокровного мира.

И самоочищения…

Сергей Алексеев
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 14:58

цитата ХельгиИнгварссон

Сергей Алексеев
Ну таковых у нас (да и в мире) хоть пруд пруди, а уж в дебрях интернета... :-)

Когда-то с коллегами собрали целую коллекцию подобной потешной публики:

Уголок слесаря от истории
http://janaberestova.narod.ru/sle...

И меньше не становится... :-)
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 15:24
lena_m
Да, Вы мне давали ссылку в личку.

Не знакомы с произведением Н. И. Кикешева «Славянский мир: прародина и предки» 1998 года? Издание «Белые Альвы» 2003 года, ISBN 5-7619-0175-7.
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 17:58
Не знакома, но уже само издательство говорит само за себя...
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 18:41
А-ля Асов?
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 18:48
Ну там и посмешней издают — хотя до Дёмина-Золина-Клёсова их авторам ещё далеко... :-)
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 18:50
Войны русских с китайцами доантичных времён, отражённые в русских былинах о битве русских богатырей со змеем-горынычем?
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 18:59
Типичные перепевы в стиле:

Русы настолько давно появились на Земле, что даже и человек произошёл от руса...

Хотя до Высокого Полёта Пети Золина (к слову, академика, правда, Академии Туризма) далёко...

Не могу отказать себе в удовольствии воспроизвести «мироздание» по Золину, кое вкратце выглядит так:

18 миллионов(!) лет назад бог русов Ур создал первого человека Ория...

По национальности Орий был, разумеется, русский...

А по происхождению — со звезды Сириус созвездия Ориона(!) (так было, видимо, открыто Золину сугубо свыше, ибо Сириус-то находится в созвездии Большого Пса)...

От Ория произошёл возвышенный, способный летать народ орусы...

Затем, десять миллионов лет назад, они «объединились» с архантропами, и получились обычные русские люди — русы...

Они жили на теплом полярном континенте Урусь, в центре которого стояла гора Сумера, а на вершине её имелся храм со священной русской книгой Ригведой, которую почитывал первый русский жрец Индра (поняли, индусы?!)...

Только пять миллионов лет спустя в Африке появился второй очаг человечества, из которого вышли простые, несвященные и малообразованные, негры...

А все европеоиды и монголоиды русского происхождения (но напрочь забыли об этом?)...

Вот примерно так... :-)
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 19:01
:-))):-))):-)))
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 19:03
Мне тут в прошлом месяце презентовали к прочтению «Империя должна умереть» Михаила Зыгаря, причём как документалистику... Начал было объяснять, что это журналистское эссе, основанное на мемуарах, что это натянутый параллелизм с современной Россией... Гляжу — не понимают, о чём я вообще.
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 19:05
Ну сей Зыгарь слишком долго работал на Дожде — сие бесследно не проходит... :-)
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 19:14

цитата lena_m

сей Зыгарь слишком долго работал на Дожде

Использовал и этот аргумент. Мне на него — а Эдвард Радзинский высоко оценил эту книгу — вот, подписано сзади!
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 19:04

цитата lena_m

первый русский жрец Индра (поняли, индусы?!)...

Инд-русы! :-D Русы с Инда! В филологии есть специальный термин для всего этого — народная этимология.
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 19:08

цитата ХельгиИнгварссон

народная этимология
В сем жанре попадались мне подлинные шедевры, к примеру:

Колорадо = Колья Рядом

Иерусалим = Русская Селя

Палестина = Палёный Стан


и т.д. и т.п.

На Земле нашей все ж названия исключительно русские, на худой конец, славянские... :-)
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 19:10
Или ещё худее — арийские. :beer:
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 19:13
Ну для сей славной публики русские-славянские-арийск ие просто синонимы...
 


Ссылка на сообщение9 июня 2018 г. 19:14
:beer:


⇑ Наверх