По роману Сергея Лукьяненко.
Режиссер: Сергей Мокрицкий
В ролях: Никита Волков, Северия Янушаускайте, Евгений Ткачук, Ольга Боровская, Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Андрей Руденский, Елена Яковлева, Андрей Мерзликин, Сергей Горобченко, Ирина Хакамада, Дмитрий Хрусталёв (ну и сам Лукьяненко по традиции отметился в эпизоде)
Кирилла стирают из жизни (он теряет все, чем владел, и все знакомые, включая самых близких его почти мгновенно забывают), но в замен он получает «функцию», точнее становится ею. Теперь Кирилл — таможенник между мирами, живет в водонапорной башне, и его задача кроме сбора пошлин и пресечения контрабанды — открывать двери в другие миры.
Однако вместе с крутой работой и прилагающимися к ней супервозможностями он получает и весьма требовательное начальство...
Говорить о сюжете на данном этапе затруднительно, потому что фильму полагается продолжение — экранизация второй части Лукьяненковской дилогии «Чистовик». К тому же это сжатая версия сериала, то есть сумбур такому кино обеспечен. Можно только отметить, что экранизирован роман довольно близко к тексту. И все лучшее, что в фильме есть пришло из романа. Плюс приличный кастинг (довольно много незнакомых лиц, что скорее хорошо), плюс красивый визуал, включая боевые матрешки (их активно показывали в рекламе).
И учитывая вышесказанное можно сказать, что фильм состоялся. Нормальный зрелищный фантбоевик, вполне годный для просмотра.
Есть ли ложка дегтя? А куда же без нее. Акценты все неуловимо сместились. Довольно сильный упор на политику (ее у Лукьяненко практически и не было), по большой части это махровая антисоветчина. Так кузнец Василиса, бывшая в романе очень приятным положительным героем, превратилась в партийного функционера (что там за партия — большой вопрос), а мир наркотиков, в романе использовавшийся как место ссылки, тут «развился» до гулаговского лагеря.
И хотя в фильме много вражды, конфликта не видно. Я практически все время недоумевал, почему эти люди постоянно ссорятся. Видимых причин для этого нет. И прежде всего непонятно, зачем нужно такое мощное давление на функционалов. Зачем нужен поводок, который ограничивает передвижение Кирилла (в романе это ограничение было естественным, «природным», приложением к функции, а не проявлением злобности кураторов)? Зачем нужно ликвидировать бывшую Кирилла, только потому, что она ему нравится. И кстати почему их роман вспыхнул с новой силой? Она его бросила по собственному желанию еще до того как его начали «стирать», просто потому, что нашла себе парня побогаче и повлиятельней. Ну так Антон по факту начальство Кирилла и точно также может за ручку отвести ее в мир с пляжем, что благополучно и делает.
Еще раз, в фильме не обозначен конфликт. Нет причин так кошмарить функционеров, в частности Кирилла. Он стерт из обычной жизни, а в новом качестве получил вполне приличные плюшки, которые и должны быть гарантом его лояльности. В итоге, пересказав роман очень близко к тексту, создатели умудрились разрушить чуть ли не все причинно-следственные связи, которые двигали сюжет у Лукьяненко. Там-то все четко. Человек, который в профессионально и лично не состоялся, находит свое место в жизни. И конфликт именно в том, что он вроде как обречен прожить жизнь в рамках этой новой возможности. Как в финале «Понедельника» Стругацких — нет радости в самом приятном событии, если человек на это событие обречен.
Кирилл из фильма и так был вполне состоявшимся игровым дизайнером. То есть по сути он поменял шило на мыло. Там создавал миры, тут открывает двери. И весь его путь — это история насилия, которым злые кураторы бедного Кирилла мучают. Что за сцена в трактире? Зачем нужно было драться с матрешкой? Что это за испытание, тем более что ради нее пришлось чуть ли не убить трактирщицу. Типа, хорошо ли башня научила Кирилла драться? И так во всем — происходит что-то красочное, но бессмысленное.
Резюмирую: если не искать в этом фильме чего-то умного, то удовольствие получить вполне можно. Красивые миры, красивые матрешки. Актеры хорошие. Нормальный фантастический боевик. Хотите умного — читайте первоисточник, может быть Черновик — не самая лучшая книга Лукьяненко, но в ней был смысл.