fantlab ru

Лоис Макмастер Буджолд «Осколки чести»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
3277
Моя оценка:
-

подробнее

Осколки чести

Shards of Honor

Роман, год; цикл «Барраярский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 218
Аннотация:

История о том, как встретились родители Майлза, Эйрел Форкосиган — попавший в опалу, самый молодой адмирал Барраярской империи и Корделия Нейсмит — капитан исследовательского корабля колонии Бета. Враги, они полюбили друг друга. Супруги, они прошли сквозь ад, чтобы спасти Барраярскую империю от надвигающейся гражданской войны...

С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карта:
Примечание:

Время действия — за год до рождения Майлза.



В произведение входит:


8.59 (77)
-
3 отз.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 1987 // Дебютный роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2009 // Переводной роман (США, 1986)

Похожие произведения:

 

 


Осколки чести
1995 г.
Ученик воина
1995 г.
Осколки чести. Барраяр
1999 г.
Осколки чести
2002 г.
Барраяр
2004 г.
Барраяр
2004 г.
Осколки чести
2008 г.
Осколки чести
2012 г.
Барраяр
2019 г.
Осколки чести
2023 г.

Аудиокниги:

Осколки чести
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Осколки чести» — первый роман еще одной космической долгоиграющей саги под названием «Барраяр», созданной замечательной американской писательницей Лоис Макмастер Буджолд. В сагу входит без повестей 17 полновесных романов, и Буджолд писала их с 1986 года практически всю свою карьеру.

«Барраяр» наделал шуму в фантастической литературе за счет отличной шекспировской драматургии и феноменального умения писательницы выводить захватывающие сюжетные линии. Центральный персонаж саги, Майлз Форкосиган стал одним из самых узнаваемых героев в космической фантастике наряду с Дартом Вейдером или принцем Полом Атрейдесем. Такого успеха сага достигла не сразу. Все великие реки начинаются с небольших ручейков, каковым и является симпатичный роман «Осколки чести» 1986 года. Попробуем произвести его «химический» анализ и ухватить главный нерв всей задумки.

Буджолд в русле создателей космоопер нового поколения презентует в книге отдаленное будущее человечества, уже расселенного среди звезд, где, как водится, живут и грызутся промеж собой несколько держав. Самая могущественная – военная аристократия Барраярской империи, этакая космическая Спарта, с суровыми нравами, но элегантными законами чести и византийскими интригами. Есть государства поменьше, и одно из них колония Бета, молодая вроде как демократия. Барраяр пытается подмять под себя Бету и другие государства, развязав войну. На этом фоне сталкиваются два главных героя, адмирал Барраярского флота Эйрел Форкосиган и капитан исследовательского корабля Беты Корделия Нейсмит. И между ними происходит любовь, это не секрет. Вместе, ранее заклятые враги, они будут бороться за будущее Барраярской империи, дабы не допустить гражданскую войну и установить в космосе мир.

На первый взгляд в книге нет ничего особенного, и созданный Буджолд мир напоминает десятки таких же галактических империй и республик. В плане технологий эта вселенная вообще выглядит как-то беспомощно, ограничиваясь стандартным минимумом в виде межзвездных прыжков, звездолетов, нейронных компьютеров, бластеров и всякого прочего фан-сервиса. Роман поворачивается сильной стороной не сразу и как-то нехотя. Но этот медленный механизм оказывается очень даже рабочим и постепенно вырисовывается главное достоинство всей саги.

Это достоинство – политическая драматургия. Буджолд виртуозно и уверенно играет на поле политического триллера с вкраплениями приключений, шпионского и любовного романа, и основное ее внимание сосредоточено на психологии людей и Большой политической игре за власть. Получается, что декорации космооперы играют в цикле заметную, но не несущую роль, они создают красивую вкусную оболочку, основное содержание которой – это интриги, игры, игры и интриги, до бесконечности. Это игра престолов в космосе, это космические железные короли, это войны Алой и Белой розы, это Тюдоры и Медичи, это предательства, страсти, дружбы, спасения, замыслы, «планы внутри планов», как у Герберта в «Дюне». Нет ничего более увлекательного, чем следить за политическими и психологическими игрищами высших гоминидов, что нам Буджолд щедро показывает во всем цикле и уже начиная с первого романа.

Еще из достоинств романа – архетипы. Буджолд блестяще выписывает аристократию Барраяра с его сильными и слабыми сторонами, как бы проецируя на него все оригиналы из реальной истории человечества. На самом деле в этом котле есть не только Спарта, но и здоровый половник Рима, и щедрая горсть Византии с несколькими ложками более поздних европейских государств. На первый взгляд Барраяр кажется серой автократической глыбой, но стоит присмотреться и становится понятно, что в этом камне есть поры, узоры, трещины. Да и сам этот монолит не просто уродливый кусок скалы, а произведение пусть и аскетического, но искусства. Поэтому неудивительно, что цикл полюбился многим любителям фантастики.

В сухом остатке, «Осколки чести» вывел жанр космической космооперы на новый высокий уровень, со сложными сюжетными изгибами и высокой драматургией, характерной для «большой» литературы. Никто из авторов этого нового течения так не преуспел на этой ниве, как Буджолд. Удачное сочетание образов государства, цивилизации, отдельных психологических портретов и глобальной разворачивающейся во времени и пространстве истории великой космической империи привело к созданию масштабного и живописного полотна. Главное, максимально правдивого, похожего на реальные исторические сюжеты. Отмечено, что Буджолд удалось неизменно выдерживать высокое напряжение и интригу от одной книги к другой, и цикл «Барраяр» один из немногих циклов, которые сохраняли эту планку на протяжении всей линейки произведений.

Никаких ценных идей с точки зрения научной фантастики здесь нет, но как космическая опера – это блестящее произведение. А «Осколки чести» — первый мощный аккорд в долгой симфонии.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На исследовательскую группу Астроэкспедиционного корпуса, посланную с колонии Бета на безымянную планету в секторе Эскобара, совершает нападение барраярский военный корабль. Когда противник уничтожил базовый лагерь бетян, последние покинули планету в панике, оставив на ее поверхности руководителя экспедиции Корнелию Нейсмит. Вернувшись к месту изначального базирования, она попадает в плен к капитану Форкосигану, который сопровождает ее в свой секретный лагерь. А по пути неожиданно для себя влюбляется в нее. Теперь судьбы этих двоих станут зависеть от итога начавшейся военной операции Барраяра против Эскобара (который поддерживает правительство Беты)...

Как известно, женщины не умеют писать военные романы, ибо воевать издревле было привилегией мужчин. И вообще — «жесткие» произведения женщинам не к лицу. Именно поэтому я лично никогда не жаловал «барраярский цикл» Буджолд. Пробовал читать наиболее известные его части — и бросал их через какое-то время. Что-то в них было не так, фальшиво и противоестественно. Единственным произведением, которое я смог прочитать до конца, были «Осколки чести». Наверное потому, что военной составляющей в них уделено минимальное внимание — всего лишь один боевой эпизод из 340 страниц. А всё остальное место отведено для амурной истории двух непримиримых противников, которые поняли совсем простую истину: война абсолютна непродуктивна, потому как разрушает в людях всё самое светлое и лучшее. Как говаривали 60 лет тому назад Джон Леннон и Йоко Оно: Make love, not war! Герои романа поступили точно так же и ... выиграли. А одновременно с ними выиграли и все человеческие поселения, так или иначе вовлеченные в конфликт с Барраяром. Правда, установившееся спокойствие не было абсолютным и время от времени нарушалось (см. все последующие произведения цикла), но большой галактической войны всё же не случилось. Поскольку главная линия в романе — любовная, а не военная, он получился более женским, чем все остальные творения автора. Ведь в любви, как известно, женщины понимают больше мужчин. Эту суть уловил и художник А.Дубовик, нарисовавший титульную обложку для изданий 1995, 2002 и 2008 годов. Несмотря на кажущуюся воинственность, она тайно зашифровывает сексуальные отношения между изображенными на ней персонажами: Форкосиган держит в руке нож, который очень уж напоминает по форме эрегированный мужской орган, а Нейсмит, напротив, приняла типичную женскую позу с говорящим названием doggy style. Да и в тексте самого произведения преобладают эротические сцены — чего стоит хотя бы сцена сексуальных извращений в каюте адмирала Форратьера! Как утверждают психологи, большинство женщин втайне желает, чтобы их изнасиловали, причем «грязно», по-животному. Об этом же говорит нам и автор романа, делая из барраярцев почти что сексуальных маньяков (исключение — сам Форкосиган и его подчиненные). Но Нейсмит — сильная по натуре женщина, почти что Скарлетт О'Хара из «Унесенных ветром», и умеет противостоять мужскому напору. Поэтому не теряет своей невинности, зато приобретает к финалу весьма весомый статус — становится женой императора Барраяра. Мораль очевидна: кто хочет — тот добьется, кто ищет — тот всегда найдет.

Свою оценку я в основном выставил не за весь роман, а за отдельный его фрагмент, весьма напряженный по интриге. Он рассказывает о бегстве Корделии со своей планеты на Барраяр и занимает ровно 3 главы (70 страниц). В нем есть всё, что необходимо читателю — мощная динамика, сильная интрига, яркие эмоции и хороший слог. Единственный эпизод, читать который мне было ОЧЕНЬ интересно. В благодарность за это ставлю автору 65 баллов.

По совершенно понятным причинам роман рекомендуется только ОЧЕНЬ взрослым читателям — от 30 лет. Всем остальным лучше поискать себе что-то более светлое и лирическое. Несмотря на то, что роман я смог дочитать до самого конца, мое мнение о нем не очень высокое: нам, мужчинам, не очень импонируют подобные love story. Насчет женщин ситуация обратная. Поэтому не исключаю, что среди читателей будет преобладать именно «слабый» пол. Хотя военная интонация произведения вполне способна несколько притупить их интерес.

----------

РЕЗЮМЕ: начало барраярской саги Буджолд, повествующее о том, как встретились будущие родители Майлза Форкосигана. Нечто среднее между мужским и женским романами: кое-что в нем понравится «сильной» половине, а другое — «слабой».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые вещи у меня вызвали вопросы.

Во-первых, как персонажи приходят к своим умозаключениям по-поводу всяческих интриг? От читателя сам анализ скрыт и дан только конечный результат, что мне показалось не удачным решением. Я хотел бы увидеть больше рефлексии.

Во-вторых, бетанцев от лица главной героини показали какими-то недалёкими и ведомыми людьми. Так как агрессорами в конфликте являются барраярцы, такие описания другой стороны вызывают определённый диссонанс. Например, все бетанцы, кроме главной героини, Корделии, верят в пропаганду, которая смешивает Барраяр в общем и любовь Корделии в частности с грязью. Но, так как мы слышали из первых уст, как было всё на самом деле, то проникаемся раздражением к бетанцам. Какой-то дешёвый ход, чтобы вызвать больше сопереживания к Барраяру, которое он не заслуживает, ведь первыми проявили агрессию именно они.

Вообще, сцены с момента отбытия из лагеря военнопленных выглядят очень странными, так как главная героиня перестаёт быть независимой. Она начинает заикаться и истерить. Почему-то ей, внезапно, потребовался защитник, хотя ранее ей никто не был нужен. Бетанцы с лучшими побуждениями пытаются загазлайтить Корделию, а та не может дать отпор. Очередная авторская манипуляция, чтобы читатель пожелал перейти уже к Барраяру? Потому что если бы не это, то очень навряд ли взрослая сильная женщина так легко бы сожгла мосты со своей родиной и семьёй, бросила бы свою карьеру, чтобы улететь к какому-то мужику, с которым та встречалась пару раз.

Первая половина хорошая. Вторая половина притянута за уши. Видимо автор никак не смог иначе обосновать столь поспешный побег Корделии со своей родины. Променять карьеру в войсках на роль жены-домохозяйки мне кажется не завидным бартером.

Интерлюдия очень атмосферная.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитала этот роман. Возможно, я слишком многого от него ожидала, потому больше разочарована.

Что мне не понравилось:

Женский любовный роман в фантантураже. История Ромео и Джульетты. Наивные идеализированные персонажи. Сюжетные ходы вполне предсказуемы, т.к. уже обыграны не в одном произведении. Не прописано общество будущего. Наличие бластеров и космоса не добавляет в роман элемента фантастики. Скорее, наоборот, старые моральные установки, ценности и общественные институты смотрятся на фоне космических сражений так же дико и нелепо как лучники на фоне танков. Но чего я ждала? Буджолд и Лем — разные люди, и Лем в этом плане мне гораздо ближе. Да и не люблю я женские романы. Ни в каком виде.

Что понравилось:

Герои уже прошли пубертатный возраст и поступают более-менее адекватно. Чаще думают не о любви, а о своей работе, что очень выгодно выделяет этот роман на фоне моря подобных произведений. Для классики космооперы роман очень даже ничего. Все действие романа довольно равномерно распределено по всей книге, не позволяя читателю заскучать. Да и вообще от романа веет какими-то «теплыми ламповыми» воспоминаниями. Такую космооперу уже не пишут, увы. Читатель стал требовательнее.

Итог:

На фоне современной научной фантастики роман выглядит не просто сказкой, а низкосортной бульварной книжицой. Даже на фоне современной космооперы он проигрывает по всем фронтам. Но уже в этом романе заметен талант автора. Возможно, в следующих произведениях, он раскроется полностью. Данный же роман не рекомендую к прочтению. Ничего нового читателю он дать не способен. Разве что Вы очень любите любовные романы с классическими сюжетами.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялся за «Барраярский цикл» в честь его переиздания в нашей стране. До этого прочитал хаотично два-три романа, и как-то вообще не впечатлило и не запомнилось. В этот раз решил начинать с самого начала. Увы, спустя всего один роман вынужден констатировать, что творчество Буджолд не для меня. Не цепляет.

«Осколки чести» раскрывают историю знакомства родителей Майлза Форкосигана, основного персонажа цикла. А познакомились они как в хорошем любовном романе.

Ее зовут Корделия Нейсмит, и Она является коммандером исследовательской миссии астроэкспедиционного корпуса Беты.

Его зовут Эйрал Форкосиган, и Он является капитаном барраярского имперского военного крейсера.

Вместе Они оказались на неведомой планете, где Его люди напали на Ее лагерь и улетели, бросив Его и Ее на волю судьбе. Он взял Ее в плен, она в ответ пленила Его сердце, а вместе Они отправились к Его тайной базе. А дальше! Приключения, предательства, опасности, обоюдные спасения, героические герои, мужественные солдаты, женственные девушки и обязательно свадьба!

Из плюсов: читается увлекательно, главные герои достаточно живые, а ситуации, в которые они попадают – достаточно разнообразные. Чувствуется, что у автора было достаточно много идей для своей вселенной.

Из минусов: Корделия страдает неуязвимостью, и за нее вообще не переживаешь. Любовная линия представляет собой одно сплошное клише, а сам сюжет не содержит в себе интриги и слишком концентрируется на взаимоотношениях главных героев.

В итоге получилось легкое приключенческое чтиво с предсказуемой любовной линией, вокруг которой и строится все повествование. Оно неплохое, просто не мое.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочла книгу, так как фантлаб настойчиво рекомендовал ее, причём в разделе «научная фантастика». Не поняла, у нас теперь «научная фантастика» — это все, что не фэнтези?

Этот роман- конечно не фэнтези, это типичный женский роман! Но с бластерами (точнее, нейробластерами). Но я бы ее и как женский роман не рекомендовала, лучше прочесть «Джен Эйр».

P.S. Поразило такое количество восторженных отзывов от мужчин-читателей. Их-то что здесь привлекает? Неужели вот эта вот вся «политика» и « интриги»? Мне кажется, здесь это все так наивно... Если хочется интриг-лучше возьмите «Дюну»

Оценка: 2
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал три романа Буджолд, этот был первым. Ещё два — начинал и ниасилил.

Читая, постоянно ловил себя на том, что, видимо, не тяну. Мне эти произведения оказались ни уму, ни сердцу.

Нагромождение наивных инфантильных поступков, картонных суррогатных чувств, перехлёст фантазии за всякое чувство меры.

Да — фантазия буйная. Да — миры, империи, гиперпространственные переходы, авантюры, стрельба. Убогий физически герой, видимо, должен вызывать сочувствие на манер слепого мальчика или одноногой собаки. У меня — не вызвал ничего.

Послевкусие осталось такое — нравственный примитив. Схема, да — сложная, да — многоступенчатая, но — всего лишь схема.

Словно автор дёргает за нитки героев-марионеток, заставляя их совершать псевдо-героические поступки ради дутых принципов. Сопровождая эти поступки какими-то бабскими что ли объясняловами.

Несколько дней назад пытался заставить себя перечитать — думал, возможно по прошествии пары лет после первой неудачной попытки восприму лучше. Куда там — эта наивная любовь-морковь заклятых-проклятых врагов встала поперёк горла сразу.

В общем, пускай я буду белой вороной. Сплошное разочарование.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Женская космоопера. Роман красивый, много положительных мыслей, женских надежд и страхов. Никудышное описание военных отношений и правил. Роман спасает жанр, все же это больше о приключениях, чем о войне и науке. Ждал Симмонса, получил что-то странное, но увлекательное. Понравились любовь и примитивные политические интриги, все доступно. Читать рекомендую, но без ожиданий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ждал твист в конце, надеялся на срыв масок — ничего не получил

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как то странно читать отзывы о книги, характеризующие эту СИ как «женский роман»)) Мол: почему столько хороших отзывов от мужчин)) Я же к своему греху никогда бы и не подумал что это именно «женский» роман (или какой-то ещё)). Да — чем ближе к финалу тем все становится...мелодраматичней что ли)) Но на первых 5-6 книгах это не чувствуется от слова «совсем»)). К тому же допускаю что если читать его «сейчас» и «тогда» (лет 10 назад)...то впечатления могут быть разными, НО...я то читал его именно тогда (очень давно), поэтому впечатления о данной части (как и обо всей СИ) одинаковы до сих пор.

Это одна из тех (немногих СИ) начиная читать которые — ты начинаешь с первой до последней (имеющейся в наличии) части)) И не важно — что там и как (на чей-то субъективный взгляд). Начав первую часть — практически сразу понял: пока не вычитаю все (уже в который раз) останавливаться не буду)) И пусть компьютер отдохнёт что ли уже)).

P.S отдельного «спасибо» заслуживает эпилог в виде почти самостоятельного рассказа (как бы в продолжение событий). Данная интерлюдия видимо призвана показать что остаётся после каждого конфликта... Исковерканные тела и исковерканные души... Пепел и память об ушедших... В общем получилось очень пронзительно...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из немногих по-настоящему понравившихся рекомендаций Фантлаба!

Книга приятно порадовала! Зацепила с первых же страниц и не отпускала до самого конца. Этакая интерпретация «Ромео и Джульетты» в космическом антураже. Именно история любви главных героев лежит в основе всей книги. Показана она очень красиво, без слащавости, без приторности. И пусть вышло немного наивно, но это совсем не портит книгу, а лишь придает ей особую теплоту.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это отличный приключенческий роман с подтекстами. История о войне и любви на этой войне, о мужестве, чести и долге, ради которого эта честь приносится в жертву. О гуманизме, о том, как человек на войне теряет свой облик и как важно его сохранить, особенно на войне.

Столкновение двух разных общественных систем, сначала полное неприятие героиней военно-феодального строя, а потом постепенное понимание того, что система рабочая, со своими вывертами, но такая, которая в данном случае лучше всего подходит для планеты и общества на этой планете.

Хорошая книга.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, роман откровенно разочаровал, ужасно наивный. Любовная линия — как пульс у умирающего. Не выражены ни контрасты между расовыми, социальными положениями, ни то, что герои находятся по разные стороны военного конфликта. Космической составляющей просто нет — нет ни описаний планет, ни какого-то массива особых технологий, сопутствующих для высокоразвитых рас, имеющих возможности межзвездных перелетов, ни ощущения космической глубины и неохватности описываемой вселенной. Сюжет обычный, присутствие интриги — сомнительно. Даже в период военных действий, все бои идут «где-то там» — вероятно автор хотела сделать акцент именно на любовной теме. Что и в результате имеем — обычный любовный роман, рассказанный женщиной о женщине. Зачем тут вообще космос? Не понятно...

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот цикл мне настойчиво рекомендовала подруга еще много лет назад. И наконец я решила с ним познакомится.

Роман захватывает с первых страниц. Повествование динамичное, почти без провисаний. Новый мир, столкновение мировоззрений, военный конфликт. Все то, что я люблю. Отлично описана планета на которой оказались герои, особенно ее фауна. Но несмотря на и на мою высокую оценку все же есть несколько минусов.

Многие называют «Осколки чести» женским романом. Первые три четверти книги я с этим была не согласна. Да, главные герои герои мужчина и женщина, да между ними стремительно вспыхивает чувство... Но как-то Буджолд удалось обойтись без излишней сентиментальности и соплей «дрожащих коленок и замершего сердца» при встречах героев... Может быть на это у героев просто не было времени? Им надо было выживать, распутывать заговоры, плести свои интриги, спасать свою жизнь...

С первый страниц Корделия производит впечатление, если не «железной леди», то по крайней мере решительной и уверенной в себе женщины, способной найти выход из критической ситуации. В общем женщины с сильным характером. Но все меняется, стоит ей вернуться домой. Автор неожиданно добавил сентиментальности и тех самых соплей, и героиня «расклеилась»...

Хотя соглашусь с дним отзывом родная планета героини показана карикатурно, я бы даже сказала гротескно! А родные спецслужбы во главе с пси-корпусом, пардон, с психологической службой оказались хуже врагов! И все же геоиня сильно расслабилась вернувшись домой, и кажется у нее пропали все те качества и особенно ум которые она демонстрировала на протяжение романа! Плюс куча сентиментальных соплей... Это все портит ощущение от книги как от хорошего фантастического романа.

Но последние две с половиной главы спасают ситуацию. Автор быстренько утерла сопли, в том числе и в отношениях героев, и стала расставлять точки над i. Завершила несколько повисший сюжетных линий и убрала возникшую вдруг пасторальность. Герои отдохнули и их ждут новые дела!

А я пошла читать продолжение! Надеюсь соплей там не будет)))

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Склонялся между 6 и 7 баллами, дал 7 авнасом на то что роман является приквелом к огромной саги, и главный персонаж все еще не вышел на сцену. Герои достаточно шаблонны: долг, честь, достоинство против предательства, мерзости и морального разложения. На данном этапе сага ничем не удивляет, посмотрим что будет дальше.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам по себе роман неравномерный, чувствуется что вводный — знакомство с персонажами, любовь на войне, подводка к истории Майлза. Но эпилог по-моему заслуживает Нобелевской премии как отдельное произведение. Это мини-шедевр.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх