Т И Хоруженко Русское


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Т.И.Хоруженко. Русское фэнтези на границе с детективом: трансформации жанра
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Т.И.Хоруженко. Русское фэнтези на границе с детективом: трансформации жанра

Статья написана 25 апреля 2018 г. 21:02

Т.И.Хоруженко. Русское фэнтези на границе с детективом: трансформации жанра // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, №1, с. 209-216.

цитата

Рассматриваются возможности синтеза двух популярных жанров массовой литературы: детектива и фэнтези. Цель работы — выявить, какие элементы структуры заимствуются из детективного повествования и как они адаптируются для фэнтези. Заимствование детективных элементов происходит двумя способами: в первом случае — в волшебном детективе — в антураж фантастического повествования переносится структура детективной новеллы (сыщик, его помощник, преступник, обязательное наличие загадки и т. д.); во втором случае — в «городском фэнтези» — из детектива заимствуется не сама форма, а атмосфера тайны, пронизывающая все повествование. Делается вывод о том, что фэнтези обладает большим потенциалом для гибридизации с другими жанрами массовой литературы.

Ключевые слова: фэнтези, детектив, массовая литература, жанр

с. 209:

цитата

Жанр фэнтези на русской почве существует около двадцати лет. За это время не только сформировался «золотой фонд» отечественного фэнтези, но и наметились тенденции дальнейшего развития этого жанра.
с. 209:

цитата

К началу XXI века наметились и национальные особенности фэнтези: во-первых, изменение иерархической структуры персонажей европейского фэнтези таким образом, что могущественнее всех прочих живых существ становится человек; во-вторых, сам жанр начал утрачивать «чистоту», объединяясь, сливаясь с другими разработанными жанрами массовой литературы. В итоге появились такие гибридные формы, как «женское фэнтези», техно-фэнтези и детективное фэнтези. На последнем нам хотелось бы остановиться подробнее.
с.215:

цитата

«Городское фэнтези» не является в полной мере детективом, в отличие от волшебного. В нем сильны элементы детектива (убийства, поиск преступника, атмосфера тайны), но целостного детективного повествования не складывается. Неполное раскрытие тайны позволяет превращать циклы городского фэнтези в своего рода сериалы.

Подводя итоги, можно заключить, что слияние фэнтези и детектива прошло на русской почве достаточно успешно. Детектив вошел в фэнтези-тексты двумя способами: с одной стороны, перенос классической схемы в новые декорации породил фэнтезийный (волшебный) детектив, с другой – усвоение атмосферы таинственности и некоторых фабульных клише привело к появлению «городского фэнтези».

Способность адаптировать уже существующие жанры массовой литературы для своих нужд позволяет вновь подчеркнуть метажанровый потенциал фэнтези. В то же время подобная тенденция к гибридизации показывает, что границы между различными жанрами на поле массовой литературы весьма условны и проникаемы. Вопрос о гибкости границ жанров в отечественной массовой литературе, на наш взгляд, заслуживает дополнительного исследования.

Татьяна Игоревна Хоруженко — кандидат филологических наук, кафедра фольклора и древней литературы, Уральский федеральный университет (Екатеринбург)





301
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 апреля 2018 г. 21:03
Сия примечательная работа у меня наличествует — при интересе обращайтесь в личку...


Ссылка на сообщение25 апреля 2018 г. 21:19
а как же «Понедельник» Стругацких? Третья часть, разгадка контрамоции, вполне детективная. Само же произведение — «городское фэнтези». Так что не 20 лет, а значительно больше.

Хорошо, конечно, что выходят такие исследования. Но как-то с полнотой охвата не всё ясно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2018 г. 21:32

цитата Gourmand

Само же произведение — «городское фэнтези»
Увы, но ни эксперты-литературоведы, ни местная (хоть и любительская, но весьма продвинутая) аудитория классифицируют сей опус Бр. Стругацких совершенно иначе:

цитата

Жанровый классификатор:

•Жанры/поджанры: Фантастика (Гуманитарная («мягкая») НФ )
•Общие характеристики: Юмористическое | Сатирическое
Между прочим, и число здешних классифицировавших сверхрелевантно — аж 353...

И особо отмечу, попытки переноса современных реалий (терминов, определений, атрибутов, процессов и т.д. и т.п.) на реалии прошлого обычно совершенно НЕ продуктивны...

Только с толку сбивают...
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2018 г. 22:06

цитата Gourmand

Само же произведение — «городское фэнтези».


Там нет мистической составляющей. И само повествование скорее бытописание, чем сказка.

Городское фэнтези как жанр появилось только в 1980-х годах.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2018 г. 22:52
Повесть Е Богата «Четвертый лист пергамента» (1969 г) характеризуется как «городское фэнтези».
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2018 г. 18:38

цитата тессилуч

Повесть Е Богата «Четвертый лист пергамента» (1969 г) характеризуется как «городское фэнтези».
Кем характеризуется? в какой работе?
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2018 г. 18:43
Честно говоря не помню, но это не моё личное мнение. Давно это было.


⇑ Наверх