Представьте себе ситуацию. Вы скопили некую сумму денег и, чтобы не держать дома под подушкой, отнесли в уважаемый банк. Затем, по прошествии некоторого времени, вам срочно понадобилось выплатить вклад по ипотеке или отправиться в романтическое путешествие, а может, заплатить за образование ребенка. Вы забираете из банка все нажитое непосильным трудом, а через несколько недель или месяцев получаете иск от Агентства по страхованию вкладов.
Оказывается, банк разорился или потерял лицензию, и от вас требуют вернуть ваши деньги обратно, причем даже в случае, если этих денег у вас давно уже нет. Нет, это не театр абсурда. Это суровая реальность, которая настигла сотни клиентов разорившихся банков.
В настоящее время в судах рассматриваются сотни дел к физлицам о возврате вкладов, снятых непосредственно перед банкротством банков. Возвращать деньги заставляют даже если они уже были истрачены – приставы распродают имущество, а если его нет, объявляют человека банкротом.
Иски против бывших клиентов банков-банкротов подает Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В случае, если на момент снятия вклада в банке существовала картотека неисполненных платежей (т. е. не все платежи исполнялись), суд присуждает вклад вернуть. Такое решение выносится даже если после снятия денег прошло много времени (например, год), и деньги уже были истрачены.
Как пишет «Коммерсантъ», суд не принимает в расчет тот факт, что клиент мог не знать о проблемах в банке. Также, не учитывается мотив, по которому снимались деньги – например, это мог быть очередной платеж по ипотеке, который ничем не отличался от предыдущих платежей.
Если сумма снятого вклада не превышала 1,4 млн рублей, после возврата средств можно рассчитывать на их частичное возмещение из страховки. Но если сумма больше, процедура другая: вкладчик должен сначала вернуть деньги, а потом встать в реестр кредиторов и ожидать своей очереди для возврата средств. При этом нет гарантии, что получится вернуть всю сумму целиком.
В Ассоциации российских банков считают, что такая судебная практика, когда решения выносятся не в пользу клиентов, подрывает доверие к банковской системе. Ассоциация намерена обратиться по этому вопросу в Верховный суд.
Игорь Владимирович Костиков, доктор экономических наук, профессор, Председатель Совета Финпотребсоюза:
АСВ (Агентство по страхованию вкладов) по умолчанию исходит из презумпции виновности клиентов банка. Добросовестные вкладчики вынуждены в суде доказывать, что не имели понятия о существующих проблемах и забрали свои деньги, исключительно исходя из собственных нужд. Сделать это крайне сложно, процессы затягиваются на длительный срок, а шансы на победу, даже с участием опытных адвокатов, в лучшем случае равны 50%. Суды чаще принимают сторону АСВ, перекладывая тем самым ответственность за действия менеджмента банка на плечи ни в чем не повинных людей.
Если вы попали в подобную ситуацию, необходимо срочно писать претензию на АСВ и банк, после чего обращаться в суд. Нужно быть готовыми к тому, что процесс будет долгим и весьма затратным. В случае проигрыша, вам придется не только вернуть средства, но и оплатить судебные издержки.