Отсмотрел классический двухсерийный фильм «Рукопись, найденная в Сарагосе» («Rekopis znaleziony w Saragossie»), Польша, 1965 г.
Фильм снят по одноимённому роману Яна Потоцкого, написанному, если верить Википедии, в 1797-1815 гг. Если бы роман был написан сейчас, его бы несомненно отнесли к фантастическим, а так его жанровая принадлежность определяется целым букетом элементов того и сего (плутовского романа, готического романа и пр.). Действие фильма происходит в начале XVIII века. Главный герой повествования капитан Альфонсо ван Ворден направляется в свой полк, расположенный в Мадриде, и хочет сократить путь, проехав через горы Сьерра-Морены. Слуги капитана возражают, ссылаясь на обитающих в этих горах злых духов, но Альфонс непреклонен. И в первую же ночь, проведенную в стоящей на отшибе гостинице, хозяева которой предусмотрительно ночуют в другом месте, убеждается, что в Сьерра-Морене, таки, что-то не так. Его соблазняют две красотки, называющие себя североафриканскими принцессами и при этом родственницами самого Альфонсо. Утром же Альфонсо приходит в себя не на ложе кровосмесительной связи, а под виселицей, на которой болтаются два местных разбойника (картинка напоминает соответствующую карту таро). Дальнейший ход событий приобретает всё более причудливые очертания — Альфонсо захватывает инквизиция, он встречается с учёным каббалистом и не менее учёным математиком, ему рассказывают истории, герои которых рассказывают истории, в которых персонажи рассказывают истории — в общем несколько уровней рекурсии, и всё это изложено на страницах найденной во время наполеоновских войн рукописи, которую читает потомок Альфонсо. Причём происходящее можно объяснить, как происками упомянутых духов, так и вполне материалистическими причинами.
С технической точки зрения фильм соответствует своему времени, то есть чёрно-белый, никаких спецэффектов, достаточно условные декорации и пр. Мелькнула даже мысль, что хорошо бы было переснять его на современном техническом уровне, но я тут же отогнал её поганой метлой, поскольку визуально фильм, может, и выиграет, но содержание явно будет извращено и испоганено. А содержание мне весьма понравилось — я вообще люблю такие рекурсивные истории из раньших времён. Актёры играют по-разному, в основном на уровне телеспектакля, поскольку ролей слишком много, чтобы развернуться по-настоящему в любой из них. Среди актёров, кстати, молодые Франтишек Печка, Беата Тышкевич и Ян Махульский, а также потрясающее воображение количество красавиц даже на самых эпизодических ролях. Кроме того, следует отметить прекрасное звуковое сопровождение.
Рекомендую любителям запутанных старинных историй, не пугающимся старой техники съёмки. Я же поищу роман, дабы насладиться историей в полном объёме.