Противостояние под отсветы сияния, или Сказка для непутевых отроков
Последние несколько лет для юного Джейка выдались непростыми. Гибель отца, второе замужество матери. Отчим, желающий избавится от нового сыночка. А тут еще и видения. Люди с ненастоящей кожей. Исполинская Темная башня, возвышающаяся в центре мироздания. Человек в черном желающий разрушить башню и вызвать апокалипсис. Стрелок, ищущий этого самого человека, чтобы отомстить за гибель своих.
Казалось бы ничего удивительного, нервный срыв после смерти папы, пубертатные бури в организме. Классический случай. Психиатры и психологи с таким сталкивались не одну сотню раз.
Но что если все эти видения не плод воспаленного мозга мальчишки, и мирозданию действительно грозит опасность?
Работа всей жизни, 30 лет между первой и последней книгой цикла. Это все о «Темной башне» — эпопее одного из известнейших современных писателей Стивена Кинга. Так исторически сложилось, что этот цикл практически полностью прошел мимо меня (давным-давно я читал «Стрелка», но благополучно все позабыл). Посему, когда вышел полнометражный фильм, особых ожиданий у меня не было как класс, и я смотрел «Башню» как обычное фентези. С этой точки зрения фильм особых нареканий не вызывает. Особенно если учесть, что Арсель снимал свою картину как отроческое кино (даже не подростковое, а именно отроческое. Фактически детское, правда с парой-тройкой жестковатых моментов. Почему постановщики решили, имея в качестве первоосновы абсолютно серьезный цикл для взрослых, делать главным героем 11-летнего мальчишку? Может посчитали, что подростковая аудитория оценит такой реверанс и создаст картине сборы и хороший «сарафан», кто знает. Хотя насколько я понимаю поклонников Кинга и непосредственно «Башни», в мире не намного меньше, чем 11-летних недорослей. Вот только удовлетворить их намного сложнее.
Как бы то ни было, факт остается фактом. Речь в картине пойдет о юном Джейке Чемберсе, обнаруживающем, что мир вовсе не так прост, как это принято считать. У непутевого парнишки и без видений хватает проблем. Гибель отца, мать занятая новой семьей, отчим, не питающий к нему добрых чувств. А тут еще и постоянные «глюки» о Баше и Человеке в черном. Которые оказываются вовсе не глюками. Вокруг персоны Джейка сосредоточены основные немудреные психологические изыски ленты (вот за что создателям «Башни» можно и нужно попенять, так это за недостаточное внимание к «учению о душе». И это в фильме, поставленном по Кингу – одному из лучших психологов мировой литературы!). Паренек переживший жуткую трагедию, развал своего мира, непонимание со стороны окружающих, сомнения в здравости собственного рассудка. Бросающийся в неизвестность как в омут, прочь из мира, который его не принял. Постепенно, во время долгого квеста- путешествия открывающий множество нюансов окружающего мироздания и тайн, скрытых внутри себя любимого. 16-летний Том Тейлор в основном с задачей справился. Затравленный зверек, способный на агрессию, когда кто-то задевает его внутренний мир. Удивленный паренек с широко распахнутыми глазами. Юноша, пытающийся принимать решения и влиять на события. Человек открывающий в себе много новых и могущественных граней.
Будем честными, историй «Избранных подростков» у нас сегодня уже пруд пруди. Ради еще одного не стоило и огород городить, если бы не два момента, не позволяющих отнести ленту целиком и полностью к поднадоевшему отроческому кино. Это Стрелок и Уолтер.
Роланд в исполнении Идриса Эльбы, отвечает в картине за романтику вестерна и неостановимое движение к цели. Стрелок в лучших традициях крутых парней абсолютно невозмутим внешне, но таит множество эмоций внутри. Беспредельная жажда мести, разочарование и ощущение поражения, пустота в душе после гибели отца и других стрелков, постепенно сменяется надеждой и просыпающейся заботой о мальчишке. Эльба практически не позволяет своему персонажу выказывать эмоции, тем ценнее выглядят редкие проблески человечности, боли, сострадания на этом «загорелом» самурайском лице. Ну и конечно «бравушки» Стрелку не столько за меткость (на то он и Стрелок), а за изысканную скоростную перезарядку своих эскалибурских револьверов. Впечатляет. Кстати, а ничего, что стремясь уконтрапупить Уолтера Роланд автоматически защищает Башню? Нету среди подручных Человека в Черном существа хоть отдаленно похожего масштаба, способного возглавить процесс разрушения Башни. Или Стрелок должен действовать исключительно бескорыстно и безличностно?
Мэттью МакКонахи и его Человек в Черном наоборот в любой момент готовы расцвести искренней улыбкой, а затем походя отправить собеседника на тот свет, или заразить ненавистью ребенка. Он настолько естественен в этом образе абсолютно аморального и безжалостного существа, что даже не вызывает зрительского порицания. Ну как можно корить волка за то, что тот убивает зайца? Это в его волчьей природе, в генном наборе, инстинктах. Он по-другому не может. Так и Уолтер. Он хочет разрушить Башню. Зачем? Чтобы «править миром полным монстров», по мнению Роланда. Так себе мотивация, будем честными. А в процессе он убивает. Зачем? Потому что иначе не может. Да, некие черты этого образа мы уже видели в «Киллере Джо». Только по внутренней мощи Джо до Человека в Черном, как до неба рачки. Плюс действия Уолтера полностью лишены сексуальной подоплеки. Также весьма интересны нюансы отношения Уолтера к Стрелку. На этом материале диссертацию написать можно.
Именно это противостояние, а также персонажи, созданные Эльбой и МакКонахи стали настоящим украшением ленты. За них постановщикам можно простить изрядное количество остальных недоработок.
Хочется также отметить Срединный мир – эдакую постапокалиптическую пустыню с завораживающими пейзажами. Интересно опять в Мохаве снимали, или в Иорданию по примеру Ридли Скотта отправились? Да и переходы между кишащими людьми небоскребами Нью-Йорка и величавой пустотой Срединного мира, смотрятся приятно.
А хронометраж в 95 минут, нынче, когда два часа считается средним показателем, и вовсе воспринимается приветом из прошлого.
Зато все остальное в плюс картине не занесешь.
И излишнюю простоту перемешанную со вторичностью, которые в данном случае хуже воровства. Вы все-таки ребята не детскую сказку вроде BFG снимаете, перед экраном кроме недорослей и взрослые гомо сапиенсы будут. А они обо всех этих «сияниях», множестве миров и угрозе извне читали и смотрели не один десяток раз. В самых различных вариациях и комбинациях.
И откровенное ощущение, что ты сморишь «пилот» сериала, мол: «вот как мы можем, дядьку Кингу снять, если денег больше дадите».
И минимум-миниморум информации о происходящем на экране (где хотя бы намек на предысторию?).
В общем и целом – поглядеть можно, но исключительно как не особо оригинальную отроческую сказку об «Избранном».
Эрго. Обычное подростковое фентези, использующее пару имен и терминов из цикла Кинга. Смотреть стоит ради актерских работ Эльбы и МакКонахи.
Режиссер: Николай Арсель
В ролях: Идрис Эльба, Мэттью МакКонахи, Том Тейлор, Клаудия Ким, Фрэн Кренц, Эбби Ли, Джеки Эрл Хейли, Кэтрин Уинник, Дэннис Хэйсбёрт, Майкл Барбиери