1. Витебск
В тридцати девяти километрах от поворота с магистрали Москва—Минск на Смоленск трафарет со стрелкой «Витебск» указывает нам направление. Шоссе на Витебск — уже, асфальт не такой ровный, как тот, по которому мы только что ехали, справа и слева— бесконечные кусты с бесчисленными соловьями весной... Кусты кончились, столбики по краям дороги указы¬вают, что дальше начинается Белоруссия. Сначала ландшафт все тот же. Вот слева мелькнула одинокая, мятущаяся по небу красностволая высокая сосна, справа — пышный мохнатый сосновый лес... Вот городок Лиозно: домики, садики, скользнувшая под мостиком тонкая змейка реки. Сейчас от старого города ничего почти не осталось: все смела война. Еще через три километра пошли кругами открытые дали с маленькими игрушеч¬ными домиками, редкими деревцами, рощицами. Шос¬се упирается на горизонте в высокий холм, который растет, и кажется, объехать его невозможно. Опроки¬нутое небо скользит по болотцам, иногда они морщатся — по ним пробегает холодная рябь. Но вот холм оказыва¬ется высокой лесистой горой и уходит вправо, кругом снова бесконечные поля. Деревень мало. Эти места совсем недавно освобождены от леса: здесь издревле проходила широкая, поросшая лесами погранич¬ная полоса, отделявшая в XI—XII веках Смоленское кня¬жество от Полоцкого, а позднее — Литву от Руси. Проехав под мостом, мы оказываемся перед надписью — «Витебск» и сразу же начинаем ощущать большой город.
Витебск возник при слиянии реки Витьбы (от которой и получил название) с Западной Двиной. В IX веке здесь был небольшой укрепленный поселок кривичей, остатки их городища еще недавно виднелись во дворе Педагогического института
Удобное географическое положение и топографические условия способствовали быстрому превращению поселка в город. В неприступном месте, между реками Витьбой, Двиной и параллельным Витьбе Ручьем, были последо¬вательно выстроены укрепления: «Верхний» и «Ниж¬ний» замки.
Ручей соединялся с Витьбой рвом, заполненным во¬дой, и город как бы оказался на острове. Как в боль¬шинстве средневековых городов, вокруг замков стали возникать новые части города: на горе на правом высоком берегу (у устья) Витьбы было отстроено укрепленное «Взгорье», за ручьем Дунаем возникло «Задунавье», а за безыменной частью Ручья — «Заручавье». На про¬тивоположном берегу Двины поселения проезжих южнорусских купцов получили наименование «Русь» («Русью» называли в древности южнорусские земли вокруг Киева, Чернигова и Переяславля) и «Ильинщи- на». Каждая из этих частей была окружена курганами, а так как в курганах перестали хоронить в XII веке, то все эти части, следовательно, возникли в основном в до¬монгольское время. Сохранился «чертеж» Витебска 1664 года, на котором хорошо видна деревянная город¬ская крепость ХУ1Г века с тридцатью двумя башнями, дворцом, церквами и строениями богатых феодалов. По «чертежу» можно представить, как выглядел город в то отдаленное время.
Витебск — красивый город, разбросанный по холмам над Западной Двиной. Его своеобразие увлекало многих писа¬телей, начиная с Ф. Булгарина, посетившего его в 1835 году, и кончая И. Буниным и К. Паустовским. Витебск, писал Булгарин, «чрезвычайно опрятен... главная улица застроена каменными зданиями. Рынок, где площадь и лавки,— прекрасны... на улицах видны красивые экипажи и порядочно одетые люди...». Если царского присяжного беллетриста привлек чисто внешний вид города, то иначе увидели его И. Бунин и К. Паустовский, которые попыта-лись передать особую прелесть его «души». Бунин шел по Витебску в 1889 году: Витебск «показался мне древним и нерусским,— вспоминает он в «Жизни Арсенье¬
ва»,— высокие, в одно слитые дома с крутыми крышами, с небольшими окнами, с глубокими и грубыми полукруг-лыми воротами в нижних этажах...
На главной улице было гулянье — медленно двигалась по тротуарам густая толпа полных девушек, наряженных с провинциальной еврейской пышностью в бархатные тол-стые шубки, лиловые, голубые и гранатовые. За ними, но скромно, отдельно, шли молодые люди все в котелках... Я шел, как очарованный, в этой толпе, в этом столь древнем... городе, во всей его чудной новизне для меня. Темнело, я пришел на какую-то площадь, на которой воз-вышался желтый костел с двумя звонницами. Войдя в него я увидел полумрак, ряды скамеек, впереди, на престо¬ле, полукруг огоньков. И тотчас медлительно, задум¬чиво запел где-то надо мной орган... В сумраке, по обеим сторонам уходящих вперед толстых каменных колонн, терявшихся вверху в темноте, черными привидениями стояли на цоколях какие-то железные латники. В высоте над алтарем сумрачно умирало большое многоцветное окно...» (И. А. Бунин, Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, стр. 250).
Таков был старый Витебск — город церквей, костелов, синагог, многонационального населения. Подобно много-цветному окну костела, «умиравшему» в спускающихся сумерках, в поразительном описании Бунина, город мед-ленно умирал, изживая свое средневековье... Конец старому Витебску положила последняя война, превратив-шая многие его здания в развалины. Однако своеобразие города сохранилось.
«Давно, еще в детстве, мне почему-то очень хотелось попасть в Витебск,— пишет К. Паустовский в 1954 году...
Так случилось, что за всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который был бы родом из Витебска. Поэтому некая дымка таинственности окутывала в моих глазах этот город.
Редко бывает, что наше представление о чем-нибудь совпадает с действительностью. Нос Витебском случилось именно так.
Мы приехали в Витебск в сумерки. Закат догорал за Двиной. В позднем его огне холмистый город показался очень живописным.
В памяти остались овраги среди города, каменные мосты над ними, старинные здания бывших католических или униатских семинарий, колоннады новых домов и ослепи¬тельные огни. Нигде я не видел таких ярких и напря-женных электрических огней, как в Витебске.
Но особенно был хорош Витебск вечерним оживлением своих узких и уютных улиц. В городе соединились черты
запада и юга» (К. Паустовский,
Ветер скорости. — Собр. соч., т. 6, М., 1958, стр. 540—541).
Семьдесят с лишним лет разделяют описания города Буниным и Паустовским, но сходство того и другого несо-мненно!
Сейчас в Витебске нет уже костела, в котором слушал орган Иван Бунин, нет многочисленных прежде костелооб¬разныхдвубашенных церквей, придававших городу столь нерусский вид, а церковь Благовещения XII века, которой справедливо гордились витебляне, превратилась в груду развалин. Но все же центральная часть города сохранила и до сих пор много оригинального: древнюю планировку, всхолмленный рельеф, благодаря которому трамваи то медленно ползут наверх в гору, то стремительно спуска¬ются вниз, перелетая по высоким дамбам через глубокие овраги. Западная Двина, широкая и медленно движущаяся среди своих крутых берегов, придает городу особенный величественно спокойный колорит. В первую половину лета она судоходна, по ней снуют пароходики, тянутся бес-конечные баржи и «флотилии» связанных между собой плотов.
Как и в средневековье, основным центром города является высокая башня ратуши, эффектно поставлен¬ная на горе при разветвлении двух улиц.
ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. Неподалеку от главного моста через Западную Двину, на ее высоком крутом берегу, среди пустыря наш глаз различает какие-то развалины. Это остатки замечательной церкви Благовещения начала XII века. Сейчас решается вопрос о постройке над зданием особого павильона, а пока его можно рассмотреть на откры¬том воздухе. Сохранились южная и частично западная стены памятника со сходами в средней части и остатками лестницы, ведущей на хоры в толще западной стены.
Стены выложены из плинфы (узкого кирпича визан-тийского образца), два ряда которой чередуются с рядом больших, аккуратно подогнанных квадратов белого теса-ного камня. Плинфы и камень скреплены особо прочным раствором, выработанным в Византии,— так называ¬емой розовой цемянкой, представляющей смесь извести с толченым кирпичом. Витебская церковь Благовеще¬ния — крупное явление в истории архитектуры Полоцкой земли и представляет поэтому большой интерес. Изуче¬ние ее особенностей показало, в каком направлении нача-
[/url]
Витебск.
Церковь Благовещения. Начало XII в. Фото 1961 г.
лась в Полотчине переработка крестовокупольной схемы византийского храма. Здание было вытянуто по про-дольной оси; средний неф расширялся за счет боковых; шесть пар внутренних столбов делили средний неф в пла¬не на три равновеликих квадрата, напоминая, как счи¬тают некоторые ученые, западнороманские базилики. Удивляться западным веяниям не приходится. Полоц¬кая земля имела с Западом (как и с Византией) самостоя-тельные культурные (и экономические) связи.
Стоя среди зелени на высоком берегу, над Западной Дви¬ной, витебский храм с его полосатыми бело-красными (стены в XI—XII веках не штукатурились) стенами в древ-ности производил на подъезжающих к городу с реки силь-ное впечатление.
С точностью неизвестно, были ли расписаны стены храма Благовещения фресками; если были, то разрушение этого уникального памятника закрыло нам еще одну, может быть, замечательную страницу русского искусства.
РАТУША. В Витебске сохранилось еще несколько старин-ных зданий, среди которых наиболее интересными явля-ются упомянутая городская ратуша 1775 года (ныне город-ской музей), дворец генерал-губернатора и несколько дру-гих зданий. Площадь с ратушей всегда была центром средневекового западнорусского города, и потому ее архи¬тектурному облику городским самоуправлением удел ялось особое внимание. Витебской ратуше предшествовала дере¬вянная, которую заменила в XVII веке каменная. Послед¬няя строилась долго, окончательные работы в ней произво¬дились в 1775 году, а в XX веке ее еще и надстраивали. Если мысленно снять третий этаж, надстроенный в XX веке, памятник предстанет в виде компактного двухэтажного пьедестала с четырехэтажной типично барочной башней в центре. В ее верхних ярусах отводилось место для часов (предпоследний ярус) и для колокола (последний ярус). В залах ратуши под суровыми сводами расположены музей¬ная экспозиция и местная картинная галерея. В несколь-
Витебск. Бывший дворец генерал-губернатора. *
Конец XVIII в.
ких небольших комнатах представлена многовековая исто-рия города и Витебщины в целом, в обширных залах надстройки XX века демонстрируется современная исто-рия края. Из окон открывается красивый вид на мост через Витьбу и городскую площадь.
ДВОРЕЦ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА. Обратимся к дворцу генерал-губернатора. В 1811 году в «столицу Белорусского края» (как тогда назывался Витебск) прибыл для управле-ния обеими губерниями Белоруссии новый военный губер¬натор, «его королевское высочество» герцог Александр Вюртембергский. Для него и было великолепно отделано лучшее в городе здание с садом на высоком берегу Западной Двины.
Дворец скрыт глубокой листвой старых деревьев на высоком берегу реки, к которой он обращен боковым фаса¬дом. Главный его фасад с парадным входом прост, строг
и официально холоден. К средней раскрепованной части приставлены массивные полуколонны, несущие на уровне второго этажа тяжелый антаблемент с небольшой веран¬дой наверху. По незнанию при ремонте здания в 60-х годах нашего столетия его оконные проемы лишили тонких переплетов эпохи классицизма, заменив их осевую ли¬нию — вертикаль — горизонтальной линией фрамуг. Окна вместо характерных для классицизма узких и высоких, зрительно удлиняющих здание, стали казаться теперь широкими, темными, зияющими отверстиями, а фасад потерял монолитную целостность и стал еще холоднее. Любопытен боковой фасад здания с колоннами, повторя¬ющими полуколонны входа, с рустовкой стен нижнего эта¬жа, полуколоннами верхнего, портиком и т. д. За домом вдоль реки тянется большой сад.
В своих стенах дворец видел много именитых и знамени¬тых людей. В 1812 году в нем несколько дней прожил Наполеон, собиравшийся здесь перезимовать перед похо¬дом на Москву и предполагавший сделать город столицей завоеванных земель.
ДОМА НА УЛИЦЕ ЛЕНИНА И НА УЛИЦЕ СУВОРОВА. Ампирный дом, выстроенный в начале XIX века на главной улице города— Смоленской (ныне улица Ленина), приятно оживляет ее своим нестандартным обликом. Красивый портик с колоннами (может быть, несколько массивными) ионического ордера и фронтоном, декоративные высокие арки, охватывающие окна бельэтажа,— все это черты классицизма и самого раннего ампира. Это был период создания регулярной планировки городов, когда публи¬ковались «типовые» проекты жилой застройки, которы¬ми и должны были руководствоваться строители. Однако среди таких проектов проекта дома, подобного витебско¬му, нет.
Как предполагает историк архитектуры В. А. Чантурия, здание это было разработано местными архитекторами, служившими при витебском гражданском губернаторе. Кем и когда был построен этот хороший дом, мы, к сожале¬нию, не знаем.
Несколько старинных домов того же времени сохрани-лось поблизости от улицы Суворова. Тихие и скромные, они придают этой улице особый «исторический» аромат, хотя большого значения в художественном отношении не имеют. Несколько удачных построек оставил в Витебске конец XIX века. Здесь следует указать здание Ветеринар-
Витебск.
Дол на ул. Ленина. Начало XIX в.
ного института на улице Доватора, построенное в стиле «модерн». Его архитектура использует в сильно искажен-ном виде мотивы древнерусских построек XVII века.
ОКРЕСТНОСТИ ВИТЕБСКА. ЗДРАВНЁВО. «Дорогой Александр Владимирович!
...Я. разумеется, очень обрадован Вашим обещанием при¬ехать сюда... А ехать так: в Витебск, а из Витебска взять извозчика (стоит 2 р.) и сказать ему, что надо ехать на «Слободу», наКойтовоЗдравнёво — это и есть на¬ше гнездо. От Витебска 15 верст, ехать через паром. Или же, если вода .будет, как теперь, высока, сесть Вам в Ви¬тебске на пароход, и, когда начнете подъезжать к Койтову, велите дать свисток и, подъезжая к Здравнёву, т. е. к нам, дайте другой, мы вышлем под Вас лодку и снимем Вас (на пароходе стоит 15 копеек...). Пароход идет из Витебска в 10 часов утра, мимо нас он проходит в 12 — не совсем ак-
Витебск.
Дом на ул. Суворова.
куратно...». Так писал И. Е. Репин своему большому ДРУ^ юристу А. В. Жиркевичу 28 июля 1892 года из своего только что купленного имения Здравнёво. «Я купил под Витебском имение, очень симпатичное местечко Здравнёво,— сообщал художник 18 июня 1892 года П. М. Третьякову,— но оно плохо устроено... Главная за¬бота — укрепить набережную на Западной Двине, так как быстрая река с порогами каждую половодь уносит поря-дочные пространства плодородной земли. У меня теперь 108 десятин земли, из которых десятин 30 лесу, есть и порядочный еловый строевой, есть и хлам; луга пре-красные, земля плодородная. 40 штук рогатого скота. Но домик плохой и требует ремонту».
Наслаждаясь здравнёвской природой, И. Е. Репин много и плодотворно работал, принимал гостей и занимался хозяйственными делами. Вместе с художником здесь жил его отец Ефим Васильевич, две дочери (Вера и Надежда) и другие. «В моде у нас здесь ультрадемократизм— мужиче-
Витебск.
Дол на ул. Суворова. XVIII в.
ство,— писал художник А. В. Жиркевичу 30 августа 1895 года, — спят в шалаше, ходят или босиком, или в лаптях да в постолах (род лаптей. — Л. А.), курят махорку. Осо¬бенно Надя и Юра, д& Петя, как настоящие спортсмены стремятся ко всем неудобствам и невзгодам» (И. Репин, Письма, М., 1950, стр. 128). Под впечатлением рассказа А. В. Жиркевича «В госпитале» Репин написал свою картину «Дуэль», имевшую необычайный успех на выставке в Венеции (где она и была куплена и в Россию не вернулась). К нему приезжал витебский адвокат В. И. Стукалич, пода¬ривший художнику свою только что вышедшую книгу «Белоруссия и Литва». Заинтересовавшись историей Витебщины, Репин собирался даже написать картину об убийстве в Витебске униатского митрополита — изувера ИосафатаКунцевича в 1623 году, однако далее карандаш¬ного рисунка дело не пошло. Оставив усадьбу младшей дочери Татьяне Ильиничне, Репин уехал из Здравнёва в Финляндию. После Октября Татьяна Ильинична устроила
в доме Репина школу. В 1920 году она уехала погостить к Репину в Куоккала. За это время местные власти решили устроить в школе ремонт. По возвращении дочери худож-ника из Финляндии выяснилось, что под новой побелкой исчезло несколько рисунков ее отца, сделанных им кле-евой краской на стене: портрет Наполеона, Александра I, сцены из войны 1812 года. Никакие ухищрения не помогли, снять новую побелку с рисунков не удалось, и они погибли. Судьба дома в Здравнёве столь же плачевна: в 1930 году Татьяна Ильинична была вызвана в Куоккала к умира¬ющему Репину и уехала туда с семьей навсегда. Дом-школа простоял до войны и в войну сгорел. Все-таки посетить усадьбу Репина нужно: сохранились остатки парка, где он проводил столько времени, остатки лестницы, идущей к воде.
Приведенные сведения кропотливо собраны и опубли-кованы витебским историком-краеведом А. Подлипским, занимавшимся специально жизнью И. Е. Репина в Здравнёве.
Алексеев Л. В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии. М. Искусство. 1974. — 144 с. — (Дороги к прекрасному)
***
1. Витебск
В чем заключалось очарованье того, что он сказал что я почувствовал тогда? В ощущенье России и того, что она моя родина? В ощущенье связи с былым, далеким, общим, всегда расширяющим нашу душу, наше личное существование, напоминающим нашу причастность к этому общему?..
И. Бунин. Жизнь Арсеньева
В тридцати девяти километрах от поворота с магистрали Москва—Минск на Смоленск трафарет со стрелкой «Витебск» указывает нам направление. Шоссе на Витебск — уже, асфальт не такой ровный, как тот, по которому мы только что ехали, справа и слева— бесконечные кусты с бесчисленными соловьями весной... Кусты кончились, столбики по краям дороги указывают, что дальше начинается Белоруссия. Сначала ландшафт все тот же. Вот слева мелькнула одинокая, мятущаяся по небу красностволая высокая сосна, справа — пышный мохнатый сосновый лес... Вот городок Ли-озно: домики, садики, скользнувшая под мостиком тонкая змейка реки. Сейчас от старого города ничего почти не осталось: все смела война. Еще через три километра пошли кругами открытые дали с маленькими игрушечными домиками, редкими деревцами, рощицами. Шоссе упирается на горизонте в высокий холм, который растет, и кажется, объехать его невозможно. Опрокинутое небо скользит по болотцам, иногда они морщатся — по ним пробегает холодная рябь. Но вот холм оказывается высокой лесистой горой и уходит вправо, кругом снова бесконечные поля. Деревень мало. Эти места совсем недавно освобождены от леса: здесь издревле проходила широкая, поросшая лесами пограничная полоса, отделявшая в XI—XII веках Смоленское княжество от Полоцкого, а позднее — Литву от Руси. Проехав под мостом, мы оказываемся перед надписью — «Витебск» и сразу же начинаем ощущать большой город.
13
Витебск возник при слиянии реки Витьбьх (от которой и получил название) с Западной Двиной. В IX веке здесь был небольшой укрепленный поселок кривичей, остатки их городища еще недавно виднелись во дворе Педагогического института
Удобное географическое положение и топографические условия способствовали быстрому превращению поселка в город. В неприступном месте, между реками Витьбой, Двиной и параллельным Витьбе Ручьем, были последовательно выстроены укрепления: «Верхний» и «Нижний» замки.
Ручей соединялся с Витьбой рвом, заполненным водой, и город как бы оказался на острове. Как в большинстве средневековых городов, вокруг замков стали возникать новые части города: на горе на правом высоком берегу (у устья) Вить бы было отстроено укрепленное «Взгорье», за ручьем Дунаем возникло «Задунавье», а за безыменной частью Ручья — «Заручавье». На противоположном берегу Двины поселения проезжих южнорусских купцов получили наименование «Русь» («Русью» называли в древности южнорусские земли вокруг Киева, Чернигова и Переяславля) и «Ильинщи-на». Каждая из этих частей была окружена курганами, а так как в курганах перестали хоронить в XII веке, то все эти части, следовательно, возникли в основном в домонгольское время. Сохранился «чертеж» Витебска 1664 года, на котором хорошо видна деревянная городская крепость XVII века с тридцатью двумя башнями, дворцом, церквами и строениями богатых феодалов. По «чертежу» можно представить, как выглядел город в то отдаленное время.
Витебск — красивый город, разбросанный по холмам над Западной Двиной. Его своеобразие увлекало многих писателей, начиная с Ф. Булгарина, посетившего его в 1835 году, и кончая И. Буниным и К. Паустовским. Витебск, писал Булгарин, «чрезвычайно опрятен... главная улица застроена каменными зданиями. Рынок, где площадь и лавки,— прекрасны... на улицах видны красивые экипажи и порядочно одетые люди...». Если царского присяжного беллетриста привлек чисто внешний вид города, то иначе увидели его И. Бунин и К. Паустовский, которые попытались передать особую прелесть его «души». Бунин шел по Витебску в 1889 году: Витебск «показался мне древним и нерусским,— вспоминает он в «Жизни Арсеньева» ,— высокие, в одно слитые дома с крутыми крышами, с небольшими окнами, с глубокими и грубыми полукруглыми воротами в нижних этажах...
14
На главной улице было гулянье — медленно двигалась по тротуарам густая толпа полных девушек, наряженных с провинциальной еврейской пышностью в бархатные толстые шубки, лиловые, голубые и гранатовые. За ними, но скромно, отдельно, шли молодые люди все в котелках... Я шел, как очарованный, в этой толпе, в этом столь древнем... городе, во всей его чудной новизне для меня. Темнело, я пришел на какую-то площадь, на которой возвышался желтый костел с двумя звонницами. Войдя в него я увидел полумрак, ряды скамеек, впереди, на престоле, полукруг огоньков. И тотчас медлительно, задумчиво запел где-то надо мной орган... В сумраке, по обеим сторонам уходящих вперед толстых каменных колонн, терявшихся вверху в темноте, черными привидениями стояли на цоколях какие-то железные латники. В высоте над алтарем сумрачно умирало большое многоцветное окно...» (И. А. Бунин, Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, стр. 250).
Таков был старый Витебск — город церквей, костелов, синагог, многонационального населения. Подобно многоцветному окну костела, «умиравшему» в спускающихся сумерках, в поразительном описании Бунина, город медленно умирал, изживая свое средневековье... Конец старому Витебску положила последняя война, превратившая многие его здания в развалины. Однако своеобразие города сохранилось.
«Давно, еще в детстве, мне почему-то очень хотелось попасть в Витебск,— пишет К. Паустовский в 1954 году...
Так случилось, что за всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который был бы родом из Витебска. Поэтому некая дымка таинственности окутывала в моих глазах этот город.
Редко бывает, что наше представление о чем-нибудь совпадает с действительностью. Нос Витебском случилось именно так.
Мы приехали в Витебск в сумерки. Закат догорал за Двиной. В позднем его огне холмистый город показался очень живописным.
В памяти остались овраги среди города, каменные мосты над ними, старинные здания бывших католических или униатских семинарий, колоннады новых домов и ослепительные огни. Нигде я не видел таких ярких и напряженных электрических огней, как в Витебске.
Но особенно был хорош Витебск вечерним оживлением своих узких и уютных улиц. В городе соединились черты
15
запада и юга» (К. Паустовский,
Ветер скорости. — Собр. соч., т. 6, М., 1958, стр. 540—541).
Семьдесят с лишним лет разделяют описания города Буниным и Паустовским, но сходство того и другого несомненно!
Сейчас в Витебске нет уже костела, в котором слушал орган Иван Бунин, нет многочисленных прежде костелообразных двубашенных церквей, придававших городу столь нерусский вид, а церковь Благовещения XII века, которой справедливо гордились витебляне, превратилась в груду развалин. Но все же центральная часть города сохранила и до сих пор много оригинального: древнюю планировку, всхолмленный рельеф, благодаря которому трамваи то медленно ползут наверх в гору, то стремительно спускаются вниз, перелетая по высоким дамбам через глубокие овраги. Западная Двина, широкая и медленно движущаяся среди своих крутых берегов, придает городу особенный величественно спокойный колорит. В первую половину лета она судоходна, по ней снуют пароходики, тянутся бесконечные баржи и «флотилии» связанных между собой плотов.
Как и в средневековье, основным центром города является высокая башня ратуши, эффектно поставленная на горе при разветвлении двух улиц.
ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. Неподалеку от главного моста через Западную Двину, на ее высоком крутом берегу, среди пустыря наш глаз различает какие-то развалины. Это остатки замечательной церкви Благовещения начала XII века. Сейчас решается вопрос о постройке над зданием особого павильона, а пока его можно рассмотреть на открытом воздухе. Сохранились южная и частично западная стены памятника со сходами в средней части и остатками лестницы, ведущей на хоры в толще западной стены.
Стены выложены из плинфы (узкого кирпича византийского образца), два ряда которой чередуются с рядом больших, аккуратно подогнанных квадратов белого тесаного камня. Плинфы и камень скреплены особо прочным раствором, выработанным в Византии,— так называемой розовой цемянкой, представляющей смесь извести с толченым кирпичом. Витебская церковь Благовещения — крупное явление в истории архитектуры Полоцкой земли и представляет поэтому большой интерес. Изучение ее особенностей показало, в каком направлении нача-
16
Витебск.
Церковь Благовещения. Начало XII в.
Здание городской Фото 1961 г. ратуши. 1775.
лась в Полотчине переработка крестовокупольной схемы византийского храма. Здание было вытянуто по продольной оси; средний неф расширялся за счет боковых; шесть пар внутренних столбов делили средний неф в плане на три равновеликих квадрата, напоминая, как считают некоторые ученые, западнороманские базилики. Удивляться западным веяниям не приходится. Полоцкая земля имела с Западом (как и с Византией) самостоятельные культурные (и экономические) связи.
Стоя среди зелени на высоком берегу, над Западной Двиной, витебский храм с его полосатыми бело-красными (стены в XI—XII веках не штукатурились) стенами в древности производил на подъезжающих к городу с реки сильное впечатление.
С точностью неизвестно, были ли расписаны стены храма Благовещения фресками; если были, то разрушение этого уникального памятника закрыло нам еще одну, может быть, замечательную страницу русского искусства.
17
19
РАТУША. В Витебске сохранилось еще несколько старинных зданий, среди которых наиболее интересными являются упомянутая городская ратуша 1775 года (ныне городской музей), дворец генерал-губернатора и несколько других зданий. Площадь с ратушей всегда была центром средневекового западнорусского города, и потому ее архитектурному облику городским самоуправлением удех ;шось особое внимание. Витебской ратуше предшествовала деревянная, которую заменила в XVII веке каменная. Последняя строилась долго, окончательные работы в ней производились в 1775 году, а в XX веке ее еще и надстраивали. Если мысленно снять третий этаж, надстроенный в XX веке, памятник предстанет в виде компактного двухэтажного пьедестала с четырехэтажной типично барочной башней в центре. В ее верхних ярусах отводилось место для часов (предпоследний ярус) и для колокола (последний ярус). В залах ратуши под суровыми сводами расположены музейная экспозиция и местная картинная галерея. В несколь-
Витебск. Бывший дворец генерал-губернатора. *
Конец XVIII в.
ких небольших комнатах представлена многовековая история города и Витебщины в целом, в обширных залах надстройки XX века демонстрируется современная история края. Из окон открывается красивый вид на мост через Витьбу и городскую площадь.
ДВОРЕЦ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА. Обратимся к дворцу генерал-губернатора. В 1811 году в «столицу Белорусского края» (как тогда назывался Витебск) прибыл для управления обеими губерниями Белоруссии новый военный губернатор, «его королевское высочество» герцог Александр Вюртембергский. Для него и было великолепно отделано лучшее в городе здание с садом на высоком берегу Западной Двины.
Дворец скрыт глубокой листвой старых деревьев на высоком берегу реки, к которой он обращен боковым фасадом. Главный его фасад с парадным входом прост, строг
20
и официально холоден. К средней раскрепованной части приставлены массивные полуколонны, несущие на уровне второго этажа тяжелый антаблемент с небольшой верандой наверху. По незнанию при ремонте здания в 60-х годах нашего столетия его оконные проемы лишили тонких переплетов эпохи классицизма, заменив их осевую линию — вертикаль — горизонтальной линией фрамуг. Окна вместо характерных для классицизма узких и высоких, зрительно удлиняющих здание, стали казаться теперь широкими, темными, зияющими отверстиями, а фасад потерял монолитную целостность и стал еще холоднее. Любопытен боковой фасад здания с колоннами, повторяющими полуколонны входа, с рустовкой стен нижнего этажа, полуколоннами верхнего, портиком и т. д. За домом вдоль реки тянется большой сад.
В своих стенах дворец видел много именитых и знаменитых людей. В 1812 году в нем несколько дней прожил Наполеон, собиравшийся здесь перезимовать перед походом на Москву и предполагавший сделать город столицей завоеванных земель.
ДОМА НА УЛИЦЕ ЛЕНИНА И НА УЛИЦЕ СУВОРОВА. Ампирный дом, выстроенный в начале XIX века на главной улице города — Смоленской (ныне улица Ленина), приятно оживляет ее своим нестандартным обликом. Красивый портик с колоннами (может быть, несколько массивными) ионического ордера и фронтоном, декоративные высокие арки, охватывающие окна бельэтажа,— все это черты классицизма и самого раннего ампира. Это был период создания регулярной планировки городов, когда публиковались «типовые» проекты жилой застройки, которыми и должны были руководствоваться строители. Однако среди таких проектов проекта дома, подобного витебскому, нет.
Как предполагает историк архитектуры В. А. Чантурия, здание это было разработано местными архитекторами, служившими при витебском гражданском губернаторе. Кем и когда был построен этот хороший дом, мы, к сожалению, не знаем.
Несколько старинных домов того же времени сохранилось поблизости от улицы Суворова. Тихие и скромные, они придают этой улице особый «исторический» аромат, хотя большого значения в художественном отношении не имеют. Несколько удачных построек оставил в Витебске конец XIX века. Здесь следует указать здание Ветеринар-
21
Витебск.
Дом на ул. Ленина. Начало XIX в.
ного института на улице Доватора, построенное в стиле «модерн». Его архитектура использует в сильно искаженном виде мотивы древнерусских построек XVII века.
ОКРЕСТНОСТИ ВИТЕБСКА. ЗДРАВНЁВО. «Дорогой Александр Владимирович!
...Я. разумеется, очень обрадован Вашим обещанием приехать сюда... А ехать так: в Витебск, а из Витебска взять извозчика (стоит 2 р.) и сказать ему, что надо ехать на « Слободу», н аКойтово Здравнёво — это и есть наше гнездо. От Витебска 15 верст, ехать через паром. Или же, если вода .будет, как теперь, высока, сесть Вам в Витебске на пароход, и, когда начнете подъезжать к Койтову, велите дать свисток и, подъезжая к Здравнёву, т. е. к нам, дайте другой, мы вышлем под Вас лодку и снимем Вас (на пароходе стоит 15 копеек...). Пароход идет из Витебска в 10 часов утра, мимо нас он проходит в 12 — не совсем ак-
Витебск.
Дом па ул. Суворова. XVIII в.
куратно...». Так писал И. Е. Репин своему большому другу, юристу А. В. Жиркевичу 28 июля 1892 года из своего только что купленного имения Здравнёво. « Я купил под Витебском имение, очень симпатичное местечко Здравнёво,— сообщал художник 18 июня 1892 года П. М. Третьякову,— но оно плохо устроено... Главная забота — укрепить набережную на Западной Двине, так как быстрая река с порогами каждую половодь уносит поря-дочные пространства плодородной земли. У меня теперь 108 десятин земли, из которых десятин 30 лесу, есть и порядочный еловый строевой, есть и хлам; луга прекрасные, земля плодородная. 40 штук рогатого скота. Но домик плохой и требует ремонту».
Наслаждаясь здравнёвской природой, И. Е. Репин много и плодотворно работал, принимал гостей и занимался хозяйственными делами. Вместе с художником здесь жил его отец Ефим Васильевич, две дочери (Вера и Надежда) и другие. «В моде у нас здесь ультрадемократизм— мужиче-
23
Витебск.
Дом па ул. Суворова. XVIII в.
ство,— писал художник А. В. Жиркевичу 30 августа 1895 года, — спят в шалаше, ходят или босиком, или в лаптях да в постолах (род лаптей. — Л. А.), курят махорку. Особенно Надя и Юра, да Петя, как настоящие спортсмены стремятся ко всем неудобствам и невзгодам» (И. Репин, Письма, М., 1950, стр. 128). Под впечатлением рассказа А. В. Жиркевича «В госпитале» Репин написал свою картину «Дуэль», имевшую необычайный успех на выставке в Венеции (где она и была куплена и в Россию не вернулась). К нему приезжал витебский адвокат В. И. Стукалич, подаривший художнику свою только что вышедшую книгу «Белоруссия и Литва». Заинтересовавшись историей Витебщины, Репин собирался даже написать картину об убийстве в Витебске униатского митрополита — изувера Иосафата Кунцевича в 1623 году, однако далее карандашного рисунка дело не пошло.
("Витебский курьер" https://vkurier.by/77891)
Оставив усадьбу младшей дочери Татьяне Ильиничне, Репин уехал из Здравнёва в Финляндию. После Октября Татьяна Ильинична устроила
24
в доме Репина школу. В 1920 году она уехала погостить к Репину в Куоккала. За это время местные власти решили устроить в школе ремонт. По возвращении дочери художника из Финляндии выяснилось, что под новой побелкой исчезло несколько рисунков ее отца, сделанных им клеевой краской на стене: портрет Наполеона, Александра I, сцены из войны 1812 года. Никакие ухищрения не помогли, снять новую побелку с рисунков не удалось, и они погибли. Судьба дома в Здравнёве столь же плачевна: в 1930 году Татьяна Ильинична была вызвана в Куоккала к умирающему Репину и уехала туда с семьей навсегда. Дом-школа простоял до войны и в войну сгорел. Все-таки посетить усадьбу Репина нужно: сохранились остатки парка, где он проводил столько времени, остатки лестницы, идущей к воде.
Приведенные сведения кропотливо собраны и опубликованы витебским историком-краеведом А. Подлипским, занимавшимся специально жизнью И. Е. Репина в Здравнёве.