ОНО снова проснулось


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Karnosaur123» > ОНО снова проснулось: сумбурная рецензия на самый долгожданный фильм года
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ОНО снова проснулось: сумбурная рецензия на самый долгожданный фильм года

Статья написана 17 сентября 2017 г. 16:00

Ужас, продолжавшийся в последующие двадцать восемь лет, — да и вообще был ли ему конец? — начался, насколько я могу судить, с кораблика, сделанного из газетного листа и подхваченного дождевым потоком, который унес его вниз по водному желобу...

Мы ждали этого двадцать семь лет. Справедливости ради: я ждал только тринадцать — с тех самых пор, как впервые глухой ночью посмотрел первое киновоплощение великого романа, снятое Томми Ли Уоллесом.

К тому времени я достаточно насмотрелся и начитался, чтобы оценивать картину здраво, и наряду с великолепной игрой Тима Карри в роли Пеннивайза и юных актеров в роли семерки заклятых его врагов, подмечал бессчетное множество выброшенных линий, упрощенный сюжет и примитивные спецэффекты. Новое «Оно» просмотрено, и теперь я вижу, что в одном старому фильму нельзя отказать: это гораздо более добрый, теплый и ламповый фильм, чем то, что снял Андрес Мускьетти.

Собственно, за это старую версию следует ругать в первую очередь. Старый фильм был, вероятно, более «кинговским» по стилистике, однако Мускетти не просто лучше передал дух романа, но и усилил некоторые акценты.

Вообще, удивительное свойство нового фильма — его исключительная противоречивость, вызывающая у поклонника романа странное, почти мазохистское удовольствие. Мускьетти совершенно глух к стилистике Стивена Кинга, но крайне чувствителен к его духу. Растянутый, почти невыносимый саспенс романа он подменяет чередой шокирующих «скримеров», и в то же время виртуозно передает удушающую атмосферу насилия и распада, довлеющую над проклятым городишкой.

В видении Томми Ли Уоллеса Дерри был, несмотря ни на что, довольно светлым и солнечным местом с немного нервозными жителями и по-своему даже обаятельной местной гопотой; у Мускьетти Дерри «похож на старую увядшую проститутку, которая кокетничает и жеманничает», пожалуй, даже больше, чем в оригинальном романе. За светлыми фасадами царят темные тона и полумрак, лица жителей угрюмы, но за каждым проглядывает мрачная усмешка адского клоуна Пеннивайза. Похотливый отец, липнущий к дочери, толстая мамаша-растение, удушающая сына своей бездумной заботой, юный гопник, воспитанный садистом-отцом, с бессмысленной ненавистью в глазах и выкидным ножом в руке...

Танцующий Клоун, на наших глазах отгрызший доверчиво протянутую руку ребенка, кажется доведенным до абсурда олицетворением их всех, и страшный, рыдающий крик маленького Джорджи — это крик всех страдающих детей города Дерри.

В отличие от книги, здесь даже Неудачников нельзя поначалу назвать лучами света в этом темном царстве. Впрочем, можно ли их винить? Мускьетти напрочь отбросил все кинокошмары вроде оборотней, вампиров и мумий, сделав Оно парадом ДЕЙСТВИТЕЛЬНО личностных, глубинных страхов; так кровь и волосы, напугавшие Беверли, получили совершенно иное значение, нежели в книге, став, к тому же, настоящим оммажем на «Кэрри»; призраки сгоревших заживо родителей, явившиеся Майку, пугают гораздо страшнее, нежели гигантская птица; тощая женщина с картины Модильяни прекрасно вписывается в изнуряющую атмосферу дома ортодоксального раввина, где имеет несчастье расти Стэн Урис... В лице Пеннивайза Неудачники противостоят не столько собственным страхам, сколько просто самим себе, а ведь они — тоже жители Дерри. Вместе с половым созреванием в этих ребятах угрожающе начинает вызревать давно усвоенный взрослыми принцип «моя хата с краю», который по справедливости следовало бы высечь на гербе проклятого города. Кроме Заики Билла, имеющего к канализационному монстру свой личный счет, остальные Неудачники не горят желанием очищать родной городок, не рвутся на борьбу со своими страхами, и лишь в критический момент вступают в решительный бой со злом.

Юные актеры сыграли блестяще; особенно зажигает Ричи, чьи грубые шуточки «про мамку» стабильно вызывали смех во всех кинозалах мира, включая и тот скромный, в котором сидел я, и очаровательная София Лиллис, ставшая той самой Беверли Марш, в которую я был влюблен в детстве, когда читал книгу.

При всем уважении к незаурядному таланту Эмили Перкинс, она скорее походила на ту самую Кэрри Уайт, чем на девочку с «волосами, как зимний огонь», благо и зловещего отца ее в той версии превратили из растлителя в карикатурного религиозного фанатика.

Отлично вышел Эдди, которому добавили яркую и трогательную деталь — пульсометр на руке, который жалобно попискивает в минуты опасности, выдавая испуг хозяина. При внешней любви к броским пугалкам Мускьетти силен и своим вниманием к таким вот мелким деталям, подчеркивающим общую картину; каждая из них на своем месте, и каждая удачно «выстреливает» в свое время. Хороши и взрослые, хотя им и уделено достаточно мало времени. Меня, правда, огорчило то, что создатели фильма сделали с моим любимым второстепенным героем, аптекарем мистером Кином — из умного, язвительного и по-хорошему беспощадного мужика, участвовавшего в расстреле гангстерской банды и честно пытавшегося помочь Эдди Каспбраку изменить свою жизнь, он превратился в лоснящегося липкого типа, подозрительно разглядывающего малолеток. Вероятно, такому ядреному персонажу не нашлось бы места в реалиях восьмидесятых...

Наибольшая ответственность лежала, разумеется, на двадцатисемилетнем Билле Скарсгарде, которому нужно было если и не превзойти ставший культовым образ, то, по крайней мере, не ударить в грязь лицом и избежать дешевого копирования; к этому вопросу молодой актер подошел со всей ответственностью. Его Пеннивайз совершенно не похож на комично-зловещего Тима Карри. Я не зря упомянул его «мрачную усмешку» — у нового Пеннивайза юморок куда более похоронный. Похоже, в этой инкарнации Дерри даже Танцующий Клоун не способен радоваться своему цикличному существованию, его остроумие — это остроумие висельника, и усмешка его — змеиная.

В общем, новому киновоплощению «Оно» можно долго петь дифирамбы, восхваляя игру актеров, режиссуру, операторскую работу и сценарий, но главный талант создателей фильма — хирургический; ибо обращаясь к столь колоссальному произведению неизбежно придется что-то вырезать или ампутировать. Но если старый фильм из-за этого походил на ампутанта или карлика Франкенштейна, то новый — вполне гармоничное новое существо, ладно скроенное и крепко сшитое так, что стежки практически незаметны, да еще и обретшее некоторые новые возможности взамен утраченных старых. Одним словом, это действительно блестящая экранизация, которую — редчайший случай! — неизбежная противоречивость делает лишь интереснее. А посему — немедленно хватайте ноги в руки и бегите в кино, если еще этого не сделали...





2472
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 сентября 2017 г. 16:34
С заключением согласен 100%:beer:
И ещё раз спасибо!:-)

Кстати вчера с двоюродным братом и двумя племянниками (возраста «неудачников») посмотрели 1-ую серию старого фильма. Насчет «гораздо более добрый, теплый и ламповый фильм» тоже согласен, примерно то же самое мне брат сказал. А я ответил что учитывая когда был снят фильм это не удивительно, есть что то такое в фильмах той эпохи.

Ну и насчет Беверли. Я старое «Оно» уже подзабыл хорошенько и, честно говоря, вчера сильно опешил, увидев героиню Эмили Перкинс — просто обычная девочка, такую и из толпы учеников то не выделишь, как её только Бен разглядел?:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2017 г. 16:55

цитата shack4839

Кстати вчера с двоюродным братом и двумя племянниками (возраста «неудачников») посмотрели 1-ую серию старого фильма. Насчет «гораздо более добрый, теплый и ламповый фильм» тоже согласен, примерно то же самое мне брат сказал. А я ответил что учитывая когда был снят фильм это не удивительно, есть что то такое в фильмах той эпохи.

Тут скорее все дело в том, что первую версию «Оно» снимали для телевидения, причем даже не для кабеля, а для показа по эфирным каналам. И в таком формате реально пугающий ужастик снять просто невозможно.
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2017 г. 18:29

цитата shack4839

Ну и насчет Беверли. Я старое «Оно» уже подзабыл хорошенько и, честно говоря, вчера сильно опешил, увидев героиню Эмили Перкинс — просто обычная девочка, такую и из толпы учеников то не выделишь, как её только Бен разглядел?

Местами она симпатичная, местами страшненькая, но никак не девчонка-сорванец, какую описывал Кинг.


Ссылка на сообщение17 сентября 2017 г. 16:53
Спасибо за статью. :beer:
После нее еще больше захотелось посмотреть этот фильм.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2017 г. 18:28
Надеюсь, Вас он не разочарует.:beer:
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2017 г. 18:30

цитата Karnosaur123

Надеюсь, Вас он не разочарует.

Я тоже. Потому, что я уже даже не помню, когда в последний раз смотрел стоящий фильм по Кингу.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 22:11
Ох, коллега, полагаю, не пожалеете. Насколько я знаю вас и вашу любовь к кино.8:-0
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 22:12

цитата etoneyava

Ох, коллега, полагаю, не пожалеете. Насколько я знаю вас и вашу любовь к кино.

ОК. Вашему мнению я тоже доверяю. :beer:


Ссылка на сообщение17 сентября 2017 г. 20:00
Спасибо за рецензию. Все по делу, все в точку. :beer:


Ссылка на сообщение17 сентября 2017 г. 22:05
Спасибо. Недавно посмотрел в кино в идеальных условия — нас в зале было пятеро (я с сестрой и ещё три человека). Кино хорошее вышло, отличные ребята собраны в фильме. Накатила ностальгия книгу захотелось перечитать.


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 10:34
Ой, перехвалили. Сегодня можно целый день чай без сахара пить. :-)))
Не настаиваю, понятное дело, но фильм просто хороший. Не более) Это уже повод его посмотреть, но без чепчиков-с. :-)))


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 12:19
Фильм понравился. Действительно возникло желание перечитать книгу.


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 16:30
У Мускетти Билл Денбро уж слишком добрый какой- то в начале фильма, когда в старом сериале Оно Билл Денбро такой, какой и должен быть по книге. Грубый. Ну это да, просто моментик, но все же, думаю, что это немаловажный моментик.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 17:59
По-моему, они тоже пикируются...
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 18:45

цитата dandi

Ну это да, просто моментик, но все же, думаю, что это немаловажный моментик.

Почему?
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 20:48
Последний диалог между Биллом и Джорджем. Во первых. А потом, есть же разница каким ( плохим или хорошим) словцом ты сопроводил своего любимого братика или человека в последний путь. Но они тогда конечно об этом не знали.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 21:28
В книге:

цитата

— Дж-Дж-Джорджи?
Джордж обернулся, посмотрел на брата.
— Бу-удь осторожен.

Последние слова. А что до «ж-ж-жопы», то Джорджи с Биллом по приколу ж.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 22:24
Перечитал начало книги, диалог братьев, и да, все так, там все по братски;-)

Зато у Мускетти без Опп:-)))
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2017 г. 22:33
Может, в режиссерке будет... Или даже в дубляже потерли...


Ссылка на сообщение19 сентября 2017 г. 16:28
Великолепный фильм! Просто идеальная экранизация одного из любимейших романов!
Режиссура, операторская работа, саундтрек, подбор актёров и их игра просто на запредельном уровне! :cool!:

Надеюсь, вторая часть также удастся.

Всем, кто пока не видел, настоятельно рекомендую бежать в кинотеатр. А также посмотреть первый фильм Андреса Мускьетти «Мама» (2013).


Ссылка на сообщение22 сентября 2017 г. 20:48
Странно как мальчик с пухлыми губками напугал матерых мужей.

Надо будет заслушать его голос в оригинальной озвучке, вдруг он рыкает, аки лев.


Ссылка на сообщение12 ноября 2017 г. 09:45
Всегда ожидаю от фильмов-экранизаций Стивена Кинга слишком многого и получаю по носу... Надо будет и «Оно» посмотреть, вдруг удача?


⇑ Наверх