«Об отмене изучения русской классической прозы (в дальнейшем – РКП) в средних школах России».
............................
2. Идея преподавать русскую классическую прозу детям и подросткам не может быть не признана странной.
Во-первых, эти тексты написаны на языке цивилизации и культуры наших предков, каковые цивилизация и культура исчезли век назад, а эти тексты всё преподаются. А ведь это наши сокровища, единственное, что мы не испортили окончательно. К этим сокровищам нельзя допускать кого попало, а особенно наших учителей словесности en masse и их учеников тем более.
Во-вторых, эти повести, романы и рассказы никогда не были предназначены для детей. Они на них не рассчитаны. Напротив: даже во времена написания эти тексты были очень сложны для основной массы тогдашнего, даже грамотного населения. И их прочтение уже тогда требовало особых талантов и способностей. Кто не верит, пусть прочтёт, какую же ахинею писали современники о Толстом и Достоевском.
Кольми же паче... и проч.
............................
4. Кстати, в этой самой прошедшей культуре слово «доступный» комплиментом не считалось. Оно и понятно: классиков нашей литературы доступность их произведений для возможных читателей почти совсем не заботила. Им хватало забот о том, чтобы текст был правильный и соответствовал поставленным ими же эстетическим, идейным, философским и др. мировоззренческим задачам. Читатель же должен был соображать сам, а если он не соображал, то и хрен с ним, т.е., жалеть его не было принято.
Так что, господа, давайте больше не будем.
Потому что это всё равно не преподавание, и в результате получается лишь, что выученики средней школы способны потом всю жизнь читать лишь всякое низкопробное чтиво, от Акунина до Пелевина, но только не русскую классику.
............................
7. Одновременно, по предлагаемому проекту, должно быть введено факультативное преподавание Основ Русской Классики. Желающие учиться на этих факультативных курсах (в первую очередь школьники, но не обязательно) должны сдать для этого вступительные испытания, на которых они должны продемонстрировать знание текстов и понимание смысла РКП.
Принимать экзамены и преподавать на этих факультативных курсах должны филологи и литературоведы, выпускники самонаилучших университетов страны. Причём сами эти филологи обязательно должны выучиться на бесплатных отделениях. Выпускников же коммерческих вузов и платных отделений к преподаванию классики детям отнюдь не допускать, за явным отсутствием предпосылок.
8. Диплом выпускника курсов по Основам Русской Классики должен не признаваться государством как государственный, и об этом должен быть выпущен специальный государственный же закон «О непризнании».
............................
10. Освободившееся после отмены изучения РКП время надо пустить в первую очередь на дополнительное изучение русского языка (увы, как иностранного) и русской классической поэзии. Последнюю давать школьникам, что называется, от пуза. Причём не разбирать и анализировать, а лишь заучивать наизусть и читать и распевать вслух, десятками и сотнями, не беспокоясь о правильном понимании — язык не фраер, особенно такой сладкозвучный, как русский стихотворный. Он себя окажет.
............................
12. В старших классах в освободившееся (после отмены изучения русской классики) время давать в повышенных количествах историю, русскую и иностранную, психологию, правоведение, историю мировых религий, культурологию, метафизику, социологию (вообще науки об обществе), пение соло и с хором, этику естественную, этику атеистическую, эстетику, версификацию (это обязательно! я давно знаю, что отчёты надо писать в стихах, это нравится заказчику), логику, риторику античную, риторику туземную, феноменологию, бихевиоризм, танцевание и проч. В общем, все нормальные гуманитарные науки, взяв за основу программы нынешних иезуитских (в хорошем смысле слова) колледжей.