Проект Об отмене изучения


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» > Проект: Об отмене изучения русской классической прозы (в дальнейшем – РКП) в средних школах России".
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Проект: Об отмене изучения русской классической прозы (в дальнейшем – РКП) в средних школах России».

Статья написана 9 сентября 2009 г. 22:22

«Об отмене изучения русской классической прозы (в дальнейшем – РКП) в средних школах России».

............................

2. Идея преподавать русскую классическую прозу детям и подросткам не может быть не признана странной.

Во-первых, эти тексты написаны на языке цивилизации и культуры наших предков, каковые цивилизация и культура исчезли век назад, а эти тексты всё преподаются. А ведь это наши сокровища, единственное, что мы не испортили окончательно. К этим сокровищам нельзя допускать кого попало, а особенно наших учителей словесности en masse и их учеников тем более.

Во-вторых, эти повести, романы и рассказы никогда не были предназначены для детей. Они на них не рассчитаны. Напротив: даже во времена написания эти тексты были очень сложны для основной массы тогдашнего, даже грамотного населения. И их прочтение уже тогда требовало особых талантов и способностей. Кто не верит, пусть прочтёт, какую же ахинею писали современники о Толстом и Достоевском.

Кольми же паче... и проч.

............................

4. Кстати, в этой самой прошедшей культуре слово «доступный» комплиментом не считалось. Оно и понятно: классиков нашей литературы доступность их произведений для возможных читателей почти совсем не заботила. Им хватало забот о том, чтобы текст был правильный и соответствовал поставленным ими же эстетическим, идейным, философским и др. мировоззренческим задачам. Читатель же должен был соображать сам, а если он не соображал, то и хрен с ним, т.е., жалеть его не было принято.

Так что, господа, давайте больше не будем.

Потому что это всё равно не преподавание, и в результате получается лишь, что выученики средней школы способны потом всю жизнь читать лишь всякое низкопробное чтиво, от Акунина до Пелевина, но только не русскую классику.

............................

7. Одновременно, по предлагаемому проекту, должно быть введено факультативное преподавание Основ Русской Классики. Желающие учиться на этих факультативных курсах (в первую очередь школьники, но не обязательно) должны сдать для этого вступительные испытания, на которых они должны продемонстрировать знание текстов и понимание смысла РКП.

Принимать экзамены и преподавать на этих факультативных курсах должны филологи и литературоведы, выпускники самонаилучших университетов страны. Причём сами эти филологи обязательно должны выучиться на бесплатных отделениях. Выпускников же коммерческих вузов и платных отделений к преподаванию классики детям отнюдь не допускать, за явным отсутствием предпосылок.

8. Диплом выпускника курсов по Основам Русской Классики должен не признаваться государством как государственный, и об этом должен быть выпущен специальный государственный же закон «О непризнании».

............................

10. Освободившееся после отмены изучения РКП время надо пустить в первую очередь на дополнительное изучение русского языка (увы, как иностранного) и русской классической поэзии. Последнюю давать школьникам, что называется, от пуза. Причём не разбирать и анализировать, а лишь заучивать наизусть и читать и распевать вслух, десятками и сотнями, не беспокоясь о правильном понимании — язык не фраер, особенно такой сладкозвучный, как русский стихотворный. Он себя окажет.

............................

12. В старших классах в освободившееся (после отмены изучения русской классики) время давать в повышенных количествах историю, русскую и иностранную, психологию, правоведение, историю мировых религий, культурологию, метафизику, социологию (вообще науки об обществе), пение соло и с хором, этику естественную, этику атеистическую, эстетику, версификацию (это обязательно! я давно знаю, что отчёты надо писать в стихах, это нравится заказчику), логику, риторику античную, риторику туземную, феноменологию, бихевиоризм, танцевание и проч. В общем, все нормальные гуманитарные науки, взяв за основу программы нынешних иезуитских (в хорошем смысле слова) колледжей.





195
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 сентября 2009 г. 22:25
В девяти случаях из десяти, средняя школа делает не прививку литературой, а прививку от литературы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2009 г. 23:20
Дело скорее не в школе, а в современном обществе обществе с компьютерами, телевизорами, приставками, мобильниками и т.д., во многом влияет и неблагополучность семей. Хотя кое в чём и школьный вариант изучения классической литерате имеет недостатки, отрицательно влияющие на желание изучать эту литературу.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2009 г. 23:24
Нет, дело именно в школе — в этом отвратном лепрозории, прогнившем насквозь задолго до появления компьютеров, телевизоров, приставок, могильников et cetera.
Единственное, что может дать школьное литобразование — это топорной пропагандой отвратить и отвратить надолго людей от хороших книг.
Люди же, к чтению безразличные, читать не будут и так — у них есть иные развлечения, компьютер, телевизор, приставка, могильник et cetera. И в этом нет ничего плохого.
В отличие от уроков литературы, что казёнщиной, официозом и зубрёжкой низводят просвещение до вербальной пытки.

Да, заставить изучать в школе хорошую прозу — это худшее, что можно сделать с хорошей прозой.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2009 г. 23:32

цитата Грешник

Единственное, что может дать школьное литобразование — это топорной пропагандой отвратить и отвратить надолго людей от хороших книг.

Я не спорю, что способ преподования не лучший, много лишнего, мало свободы выбора. Но обвинять во всех грехах школу тоже неуместно, те, кто любит читать, будут всё-равно изучать классическую литературу, и не обязательно в стенах школы. Другое дело, что школа не направляет на путь литературы тех, которые безразличны к чтению, поощряет, таким образом, другие увлечения, и не все они такие уж хорошие.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2009 г. 23:34
Извиняюсь, можно ещё раз? )
Я трижды перечитал ваше сообщение, но так и не понял, что вы собственно хотите сказать.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2009 г. 23:47
Я выразил частичное согласие с вашей позицией, т.к. школьная система образования не идеальна, но тот, кто хочет что-либо изучить хорошее, литературу например, тому помехой школа не станет в любом случае.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 11:05
Преподавание классической литературы в школе ОБЯЗАТЕЛЬНО! Потому что надо ВДАЛБЛИВАТЬ в головы подрастающих неандертальцев то, что сами они НИКОГДА не освоят. В конце-концов, все имею право перйти от обезьяны к человеку, и не всем поможет в этом обезьянья семья. Одни после этого будут читать, другие нет. Но только потому, что хоть как-то учат, у нас нет того темного и мрачного кошмара, что творится в странах, где всеобщее среднее образование не принято. Я бы не боялся за классику — она все равно найдет своего читателя. А миллионы будут хотя бы привлечены к процессу познания чего-то большего, чем нюхание клея в подъезде. Первым спутником, атомной энергетикой и прочими достижениями мы обязаны всеобщему насильному образованию нашего склонного к умственной лени народа.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 12:01
Otto, ППКС!
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 20:12

цитата

Преподавание классической литературы в школе ОБЯЗАТЕЛЬНО! Потому что надо ВДАЛБЛИВАТЬ в головы подрастающих неандертальцев то, что сами они НИКОГДА не освоят. В конце-концов, все имею право перйти от обезьяны к человеку, и не всем поможет в этом обезьянья семья. Одни после этого будут читать, другие нет. Но только потому, что хоть как-то учат, у нас нет того темного и мрачного кошмара, что творится в странах, где всеобщее среднее образование не принято. Я бы не боялся за классику — она все равно найдет своего читателя. А миллионы будут хотя бы привлечены к процессу познания чего-то большего, чем нюхание клея в подъезде. Первым спутником, атомной энергетикой и прочими достижениями мы обязаны всеобщему насильному образованию нашего склонного к умственной лени народа.

Не смешивайте молоко с опилками.
Всеобщее среднее образование, выпестованное программами Луначарского — это одно, а попытка втиснуть, втиснуть силой, чужие широкие мысли в ещё узкие для них черепа не вызовет ничего кроме отвращения.
Уроки литературы хуже, чем вечнопьяные родители, хуже — чем клей вынюханный в подъезде. Из наркомана читатель (и писатель) вырасти может, из пасынка школьных учебников — никогда.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 12:00
Грешник, Вы очень неправы. Я сама училась в обычной советской школе, и меня ни от чего не отвратили.
Изучение русской классики в школе необходимо, иначе дети вообще её в руки не возьмут — в 9 из 10-ти случаев.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 13:11
Как будто после изучения в школе они ее берут в руки.
Кого с детства родители смогли приобщить к чтению — тот, вероятнее всего, и будет продолжать читать.
Для того, чтобы школа научила понимать таких авторов как Достоевского или Булгакова, преподаватели должны соответствовать п.7 настоящего положения.
Конечно, данный «проект» носит подчеркнуто полемический характер (подозреваю, что к различным государственным структурам проект никакого отношения не имеет), но со многими положениями этого забавного «проекта» нельзя не согласиться. Особенно с мыслью о том, что «цивилизация и культура для которых были написаны эти тексты» исчезли без малого век назад.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 20:08

цитата

Изучение русской классики в школе необходимо, иначе дети вообще её в руки не возьмут — в 9 из 10-ти случаев.

а) Они её и так не возьмут.
б) Тем же кто возьмёт знакомство надолго отсрочит Атечественная Педагогика
в) Классика (я не буду делить географически) — это не для школьного возраста чтиво, в основной его массе, и попытка культивировать раньше срока убивает всходы, а не стимулирует их.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 21:27

цитата Грешник

а) Они её и так не возьмут.
Возьмут-возьмут. Есть такое слово — «НАДО».

цитата Грешник

б) Тем же кто возьмёт знакомство надолго отсрочит Атечественная Педагогика
Да ничего она не отсрочит, не выдумывайте.

цитата Грешник

в) Классика (я не буду делить географически) — это не для школьного возраста чтиво, в основной его массе, и попытка культивировать раньше срока убивает всходы, а не стимулирует их.
«Евгения Онегина» я читала раньше, чем его начали изучать в школе. Обсуждение романа в классе ни от чего меня не отвратило, я даже принимала в этом участие, отстаивая правоту Татьяны в её финальном разговоре с Онегиным.
Остальную классику тоже читала до изучениия в школе. Вундеркиндом не была ни в какой области. Значит, и остальные могут читать классику в школе, если они не олигофрены.
Читать классиков надо именно в школе, чтобы выработать хоть элементарный вкус.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 21:44

цитата

Возьмут-возьмут. Есть такое слово — «НАДО».

Роберт Лей отправился на добровольное двухдневное заключение в им же выстроенный концлагерь, чтобы доказать Генриху Гиммлеру неэффективность рабского труда.
Я человек меньшего интеллекта и меньшей силы воли, чем этот гитлеровский иерарх, и не буду — да и не могу — повторно возвращаться в единыжды посещённый лепрозорий, чтобы доказывать сколько и чего стоит это «надо».
Интеллектуальное рабство стократно гаже рабства плотского.

цитата

Да ничего она не отсрочит, не выдумывайте.

Не выдумываю. Случай, когда читатель приходил к любимой книге много позже чем мог бы, потому как был отвращён от оной школьной зубрёжкой — случай хрестоматийный.
Мильоны нас, нас тьмы и тьмы и тьмы. Попробуйте сразится с нами.

цитата

«Евгения Онегина» я читала раньше, чем его начали изучать в школе. Обсуждение романа в классе ни от чего меня не отвратило, я даже принимала в этом участие, отстаивая правоту Татьяны в её финальном разговоре с Онегиным.
Остальную классику тоже читала до изучениия в школе. Вундеркиндом не была ни в какой области. Значит, и остальные могут читать классику в школе, если они не олигофрены.
Читать классиков надо именно в школе, чтобы выработать хоть элементарный вкус.

«Евгений Онегин» — не тот пример, это поэзия. А вот прозу Пушкина проходить в девятом и восьмом классах — преступление, потому что нужно иметь немалый читательский опыт хотя бы для преодоления стилистического барьера между тем веком и сегодняшним днём.
Этот опыт практически невозможен, недосягаем в восьмом и девятом классе.

Да, вы бы стали читать Пушкина даже не проходя его в школе, верно?
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 21:58

цитата Грешник

А вот прозу Пушкина проходить в девятом и восьмом классах — преступление, потому что нужно иметь немалый читательский опыт хотя бы для преодоления стилистического барьера между тем веком и сегодняшним днём.
«Капитанскую дочку» и «Дубровского» проходили в школе без проблем. Причём это был 5-6класс по старому стилю, 6-7 — по новому.

цитата Veronika

для преодоления стилистического барьера между тем веком и сегодняшним днём.
Вообще не поняла???, о чём речь. Какой «стилистический барьер»??? Это же не дренерусский язык.


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 12:02
А откуда взят этот проект?


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 14:11
Ну не кидайте в меня чем попало,но я за...Литература должна быть факультативом и преподавать ее должны умные филологи,а не учители русского языка по совместительству.Я практически уверен,что средний фантлабовец знает о литературе много больше чем средний учитель в школе.Из школьной программы читал только Грибоедова ,Булкакова и Достоевского.И живой как ,то и читаю что мне интересно,а не то что кто то там велел. .В школе же нет кинематографических курсов(даже факультативных ) ,и все живые.И еще практически вся русская литература 19 века(кроме Достоевкого) это рефлексии зажравшийся элиты.Я вот пытался посмотреть какую либо экранизацию «Войны и мира» так блевать тянет реально.А уж читать и подавно неохота.Пушкины,и Лермотовы навеки заменены в моем сознании Башлачевым и прочими рокерами 80-х.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2009 г. 16:38
Вот про таких, как Вы я и писал — вас надо заставлять читать:box: Теперь вы знаете много умных слов, вроде «рефрексии» и «элиты», даже Достоевского и Грибоедова, вон, прочитали, и имеете возможность сравнить с Толстым, да и вообще, рассуждать на эту тему:beer: А не заставляли бы?)) Нет, школьную программу составляют достаточно умные люди. И уж точно — поумнее нас с вами))


⇑ Наверх