Сплит Расстройство личности


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Сплит/Расстройство личности (Split), 2016
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сплит/Расстройство личности (Split), 2016

Статья написана 30 мая 2017 г. 10:13

Шизофрения 24-го уровня, или Зверь — как вершина эволюции человека

Split

Аж никак не думали три девушки  Кейси (Тейлор-Джой), Клэр (Ричардсон) и Марша (Сула) чем закончится возвращение по домам после дня рождения Клэр. Похищением.

И теперь они в руках психически больного Кевина (МакЭвой), страдающего расщеплением личности. В его теле таковых ни много ни мало – 23 штуки. Далеко не все они асоциальны, только проблема в том, что последнее время «у руля» те, кто ожидает прихода некоего Зверя, вроде как являющегося вершиной людской эволюции.

А значит у девушек, предназначенных на обед этому самому Зверю, остается все меньше времени, для того чтобы попытаться избежать этой незавидной участи.

М. Найт Шьямалан, прославившийся шикарным «Шестым чувством», в последнее время изрядно подкосил свою карьеру странными проектами типа «После нашей эры». Однако после Split, оказывается с порохом в пороховницах у индийца все в порядке, просто ему не нужно давать слишком большие бюджеты.

А вот хорошего актера и оператора очень даже нужно. Ведь в результате мы получили отличный триллер с элементами фантастики.

Триллер, ставший настоящим бенефисом Джеймса МакЭвоя. Актер, которого я встречал в основном в молодых «Людях Икс», оказывается не зря считается одним из самых интересных лицедеев своего поколения.

Его персонаж страдает диссоциативным расстройством – в голове у парня живут несколько абсолютно отдельных субличностей, причем при перемене одной на другую не редки изменения физических характеристик тела.

И бог с ним, что одна из личностей, живущих внутри Кевина – гей, а другая конкретный такой суровый мужик. Это для профессионального актера особой проблемы не составит. А вот то, что герой периодически становится женщиной, причем изысканно-стервозно-воспитанной особой. Или девятилетним мальчишкой с задержками развития – это уже посложнее. А если учесть, что порой переходы между личностями случаются, прям таки на глазах у зрителя – и в них безоговорочно веришь – это уже высший класс. У Джеймса меняется мимика, взгляд, повадки, движения, реакции, речь, манеры. Зритель действительно видит абсолютно разных людей, только почему то с одними чертами лица. Бравушки, мистер МакЭвой!

Идея фильма появилась у Шьямалана еще 15 лет назад.

Остальные лицедеи работают для Джемса не более чем фоном, подчеркивающим его великолепную актерскую работу.

Старушка-психиатр, упорно игнорирует грозные предзнаменования, а уж казалось кому-кому, а человеку годами работающему с психами стоило начать думать пораньше.

Девушки упорно трудятся «трепетными ланями», и если Клэр и Марша из этого состояния так и не выберутся, то Кейси все же покажет зубки.

И вот так потихоньку мы с вами добрались до моральной подоплеки картины. С одной стороны весьма спорной, с другой – вполне логичной. Постановщики ведут речь о насилии, наказании, боли и их влиянии на людей. Испытавшие боль, по мнению главного героя, очищаются и становятся ближе к новой ступени эволюции. Звучит странновато, ведь боль, утрата, насилие чаще всего попросту ломают душу человека. Хотя, если он сможет пережить эти удары, есть шанс, что такой гомо сапиенс окрепнет и сможет встретить последующие оплеухи судьбы с большей стойкостью и упорством. Правда, доброты, мудрости и голубиной кроткости это ему вряд ли прибавит.

В общем, то, что такие люди аж никак не останутся прежними, а их психика переживет ужасный удар – сомнений нет никаких. Это мы и без Кевина с Кейси знали. А вот о следующей ступени  эволюции… Что-то мне в это слабо верится.

Не стоит также забывать, что режиссер снимал не просто триллер, а триллер с элементами фантастики, в финале подводя его к своему же «Неуязвимому». Кстати, в 2019 обещана лента, под рабочим названием «Гласс», объединяющая героев «Сплита» и «Неуязвимого».

Split в прямом переводе с английского означает: «трещина», «раскол», «расщепление».

Намеки на сверхспособности, плохо нарисованное ползанье по стенам, использование качеств диких животных. Все эти сверхъестественные моменты, будем честными, смотрятся абсолютно лишними. Ну, к чему это детский сад, трусы на лямках, когда полтора часа на экране царила суровая действительность и феерил великолепный МакЭвой? Да, к чести режиссера вся комиксовщина проявилась буквально на пяток минут эдакой подвязкой к будущему продолжению. Но даже за это время успела привести в недоумение. Нам рассказывают о вполне реальном недуге, демонстрируют всамделишних маньяков, а тут трах-бах! Люди-икс, блин полезли.

Но прежде чем наступает диссонанс последних десяти минут ленты, все остальное время картины Шьямалан держит зрителя за горло крепкой рукой напряжения. Похищение девчонок. Постепенное проявление субличностей Кевина. Попытки разобраться, кто есть кто, и кто чего хочет. Общение их с жертвами. Попытки сбежать. Расследование доктора. Нагнетание обстановки перед финалом. Все это усугубляется хорошей операторской работой и саундом. Коктейль саспенса получается весьма бодрящим.

Жаль, постановщик избрал именно такой финал. Сократи он сверхъестественное до пары намеков, неясных теней и обещания раскрыть тему в продолжении, было бы еще вкуснее. Ведь отличный фильм, созданный Шьямаланом, абсолютно не нуждается в костылях сверхспособностей.

Эрго. Хороший триллер с шикарными ролями МакЭвоя и великолепно поддерживаемым напряжением. Эх, чуток бы поменьше комиксоидности в конце, была бы и вовсе бомба. Но и так – безоговорочная пятерка с небольшим минусом.

Режиссер: М. Найт Шьямалан

В ролях: Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула, Иззи Коффи, Брэд Уильям Хенке, Себастьян Арселус, Нил Хафф, Уки Вашингтон, Энн Вуд, Роберт Майкл Келли, Накия Диллард, Дэнн Финк, Кэш Гойнс, Розмари Ховард, Лайн Рени





1531
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 10:54

цитата imra

Сократи он сверхъестественное до пары намеков, неясных теней и обещания раскрыть тему в продолжении, было бы еще вкуснее.

Вот абсолютно согласен. :beer:
Именно такое чувство и меня посетило в финале.


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 11:34

цитата imra

Намеки на сверхспособности, плохо нарисованное ползанье по стенам, использование качеств диких животных. Все эти сверхъестественные моменты, будем честными, смотрятся абсолютно лишними. Ну, к чему это детский сад, трусы на лямках, когда полтора часа на экране царила суровая действительность и феерил великолепный МакЭвой?


цитата imra

Жаль, постановщик избрал именно такой финал. Сократи он сверхъестественное до пары намеков, неясных теней и обещания раскрыть тему в продолжении, было бы еще вкуснее. Ведь отличный фильм, созданный Шьямаланом, абсолютно не нуждается в костылях сверхспособностей.


Здесь как раз дело во фломастерах и, кажется, вы относитесь к комиксам с предубеждением. На мой взгляд, без подобного финала Сплит оказывается достаточно средним фильмом о «Билли Миллигане». Средним, потому что имея в арсенале такое большое количество личностей (было бы интересно узнать поближе историка или Джейд) и возможность построить на них интересный сценарий, все скатывается в банальную историю о маньяке с диссоциативным расстройством. Зато финал превращает Сплит в пролог к интереснейшему противостоянию двух героев. Надеюсь оно состоится.
Но я вижу все это глазами человека, который считает Неуязвимого лучшим фильмом Шьямалана и вообще любит тему комиксов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 11:58
Абсолютно согласен! Сам любитель кинокомиксов (хороших) и считаю, что именно последние минуты фильма придают ему объема и вообще художественной ценности. Это именно что не обычный фильм про маньяка. Брюс Уиллис в последние секунды — это шикарно!
Имре спасибо за выверенную и точную рецензию!
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 11:59

цитата vfvfhm

Брюс Уиллис в последние секунды — это шикарно!


А зачем он там? Что означает? Проясните — я не понял совсем (((
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 12:05
Это связь с фильмом Неуязвимый, де Уиллис иполняет главную роль. Если не видели, смотрите! Отличный оммаж Шьямалана к жанру комикса.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 12:12
Не, когда-то смотрел.. Давно.. Связи не понял. Спасибо )

А что, Сплит тоже по комиксу сделан?
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 12:32
Сплит и Неуязвимый это авторские работы Шьямалана. Насколько я знаю, у них нет печатных первоисточников.

Связь говорит нам о том, что Сплит и Неуязвимый фильмы об одной вселенной, созданной Шьямаланом. На Кинопоиске была статья, в которой несколько абзацев освещают этот аспект.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 13:40
Тогда как можно говорить о комиксах? Комикс это же нарисованные рисунки с текстом
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 14:39
Если воспринимать буквально, то да. Но, сейчас, когда говорят «в стиле комиксов» или «комиксовая история», подразумевают наличие черт характерных для какого-нибудь жанра комиксов. И это относится не только к кинематографу. Посмотрите «Дикие карты» от Мартина, например.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 14:40
Отстал я от жизни )
А какие это характерные черты?
В смысле, Город грехов, я понимаю, похож даже на комикс, а Сплит-то чем??
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 15:05
Черты разные, ведь и жанров у комиксов тьма :)
Как выясняется в конце Сплита, события фильма происходят в той же вселенной, где существуют Неуязвимый и Стекло. Мы имеем супер-героя (Неуязвимый) и супер-злодеев (Стелко и Орда). При этом Стекло является главным врагом Неуязвимого (об этом говорят еще в первом фильме). Оба они являются разными сторонами одной медали, между ними существует определенная невидимая связь. Неуязвимый, как пример классического супер-героя (Супермэн) имеет свою слабость — воду (криптонит). И т.д.
То есть, мы видим мир построенный по классическим законам историй комиксов.
 


Ссылка на сообщение6 июня 2017 г. 14:30
да ладно...

«Множественные умы» Киза вы не читали, значит....
 


Ссылка на сообщение7 июня 2017 г. 08:36
Есть комикс по Кизу?
 


Ссылка на сообщение7 июня 2017 г. 13:32
при чем тут комикс. :-D

это был вот на это ответ:

цитата

Сплит и Неуязвимый это авторские работы Шьямалана. Насколько я знаю, у них нет печатных первоисточников.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2017 г. 16:40
Я отвечал на вопрос, не лежат ли в основе Сплита комиксы. Зря использовал слово «первоисточник» :-)
 


Ссылка на сообщение7 июня 2017 г. 23:06
очень смешно :-)))
обычная книга не считается, ага
 


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 12:36
Когда в конце показали Брюса, я тоже пришел в восторг. Если Шьямалан не подкачает, эта схватка может стать достойным пополнением галереи великих противостояний.


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 11:58

цитата

Звучит странновато


Да что там странноватого? Звучит уже даже банально, отсылая к затасканной фразе Ницше «Что нас не убивает, делает сильнее». Весь Зверь — это ницшевский сверхчеловек.


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 15:48
Главный минус фильма — это концовка. Брюс Уиллис в конце и Шьямалановерс убил все впечатление. Финальная схватка это чужой против Рипли. При всей моей симпатии к Ане Тейлор-Джой и Макэвою — финальная схватка это копия Чужого. Макэвой-зверь даже двигается также, его разбивания ламп освещения — только хвоста не хватает.
Макэвой здесь не показал какого-то «экстра класса», на мой взгляд его вершиной является роль в «Грязи». У меня стойкое ощущение что Шьямалан взял его после просмотра этого фильма (там у Макэвоя тоже расщепление личности).


Ссылка на сообщение31 мая 2017 г. 22:37
Макэвой бесспорно хорош. Не могу сказать, что все расщепленные личности получились одинаково убедительны, но в целом очень хорошо. Хотя не будем забывать, что у реального прототипа персонажа этих личностей было еще больше. Концовка и не хороша, и не плоха. Сначала тоже подумал, что фантастика в конце была лишней, но прочитав о Неуязвимом, становится понятным, что финал именно такой, какой и должен быть, учитывая мостик между фильмами.
А доктор не тупит)) Она достаточно вовремя понимает, что происходит что-то не то, но... не повезло. Ну и слишком уж хорошо она относится к своим пациентам.


Ссылка на сообщение9 июля 2017 г. 09:53
А никому не показалось, что девчонки странновато себя ведут (в основном это касается Клэр и Маршу). В таком положении и довольно спокойны. Да и на ранее обсуждаемое нападение забили как-то.
Толи стоило попробовать (и как-нить потом обыграть неудавшийся побег), да и конечности свободны, толи выказать больше страха, обреченности там. А то ни туда ни сюда.

А так фильм добротный (был бы вообще классный, абы не концовка), ну а Джеймс МакЭвой — мастер, что там говорить.


⇑ Наверх