
Сегодня открыл для себя существование «пенной волны» в российской фантастической литературе.
Манифест у Майкла Гелприна в колонке от 6 июля 2016 года. https://fantlab.ru/blogarticle43861
Да-да, не прошло и года.
Четвертая волна противопоставляла себя молодогвардейщине.
Цветная волна противопоставлялась коммерческим властителям дум.
НФ-возрожденцы противопоставляли себя ненаучной фантастике.
Пенная волна не имеет никакой самоидентификации и выделяется по странному основанию: «Мы плодовиты и не ленивы. ... Нас зовут [печататься в сборнике] – мы идём».
Почти четверть века назад Андрей Столяров называл схожее явление писатели-килобайтники.
Было движение у литераторов — вставляли смерть Юрия Семецкого везде и всюду. Литературно бессмысленно, но конкретному человеку приятно — хоть какая-то благая цель. Но объединяться по признаку «мы много пишем»? Это друзья всего лишь графомания.
В советское время у редакторов областных газет, небольших региональных журналов, местных многотиражек и т.п. изданий с непременной литературной страничкой, были в шкафу стопки на краю самотека — присланные со всех концов страны малоизвестными авторами рассказы небольшого размера, без проблем, без шокирующих открытий, дежурные рассказы на миролюбивые темы. Когда образовывалась дырка в верстке, ее забивали таким рассказом, взятым наугад из длинной стопки. Мастера рассылки могли один и тот же рассказ пристроить в 5, 10 газет, всё равно никто никогда не выяснит что там и где выходило ранее.
Киберпанки кроме самоидентификации сделали шикарный торговый ярлык: читатель понимал что это — про компьютерные технологии в недалеком будущем. Стимпанки — в той же степени показывают любителям косплея что в этой книжке очки-консервы будут обязательно, как и дирижабли. ЛитРПГ четко бьют по своей аудитории. Четвертая волна родила массу социально ориентированных текстов. Цветная волна — любителям маг.реализма и странного.
Тот манифест хорош для писателей (как место сборки коллег вокруг издательско-редакторского ядра), хорош и для издателей (как заявка что вот есть в литературном мире писатели, готовые заполнить книжку на заданную тему). Хорош манифест и для критиков (есть что обсудить, посудить и остудить).
Но чем он хорош для читателей?
Или читатель уже давным-давно не главное?