И восстали машины из пепла ядерного огня.... И был первый Терминатор, и был создан новый культ. В 1984 году мрачная фантастика о грядущем ядерном Апокалипсисе звучала с экрана тревожным пророчеством Иоанна Богослова, а по сему — большого культа ему было просто не избежать. Несмотря на сравнительно скромные кассовые сборы, фильм молниеносно превратился в обветшалый цитатник, в который без устали заглядывали режиссеры рангом пониже.
Его создатель, Джеймс Кэмерон получил известность, округлился голливудским высокобюджетным жирком на съемках мегауспешных «Чужих» и чуть менее чем полностью провальной «Бездны» и задумал переснять фильм, реализовав все давние задумки, которые пришлось обрезать из-за низкого бюджета первой части. Берем на карандаш — первый фильм, чей бюджет перешагнул, по тем временам сумасшедшую цифру в 100 миллионов долларов, первый фильм, блиставший на экране чудесами компьютерной графики, абсолютный чемпион по кассовым сборам 1992 года и одновременно — один из самых эффектных боевиков за всю историю жанра.
По логике событий, в истории Терминатора нужно было бы поставить точку, а сами фильмы — водрузить на почетное место в коллекции любого разумного поклонника фантастических фильмов, но увы, наш мир далек от совершенства. В эпоху поголовной сиквело-триквело-приквелолизации, когда оригинальных идей в современном кино осталось не больше, чем озер в Аравийской пустыне, идея о продолжении кэмероновской саги выглядела эдаким одиноким огоньком в ночи, на который неустанно слетались все голливудские любители быстрых денег. Кэмерон отбивался от навязываемого проекта много лет, а когда ему надоело — просто продал назойливым продюсерам права на сериал и открестился от любых связей со своим детищем. Ему, как опытному профессионалу было очевидно, что весь потенциал сюжета был исчерпан еще во второй части, а любое продолжение оной выйдет на свет мертворожденным монстром, которому останется лишь повесится на собственной пуповине. Что и говорить: как в воду глядел.
Появившаяся в 2003 году третья часть выползла на свет Божий неуклюжим кадавром, который умел лишь смешно шамкать, пародируя оригинал. Вместо ожидаемого кассового триумфа, несчастного уродца ожидали лишь пара монет в кружке для подаяний, после чего, в самую безлунную ночь, бренные останки были свезены на кладбище Несбывшихся Надежд имени Эндрю Вайны, где их и захоронили без лишнего шума и ненужных оркестровок. Продюсеры тихонько подсчитали убытки, всплакнули на плече друг друга о тяжелой судьбе современных бракоделов и сделали аборт парочке нерожденных сиквелов. Впрочем, ненадолго — иногда, они возвращаются.
Сама история создания четвертого Терминатора, когда-нибудь обязательно ляжет в основу сатирической притчи про современный Голливуд, которая достойна пера нового Фицжеральда. Поиск режиссера на новый проект занял несколько лет и напоминал тасование уже потрепанной карточной колоды, в которой поверх друг друга ложились тузы с изображениями Ридли Скотта, Пауля Верхувена, Стивена Спилберга.... Но желающих приниматься за новый проект не находилось — памятуя о судьбе последнего отпрыска, заслуженные режиссеры заботились о собственной репутации, брезгливо пожимая плечами. Когда никто из Высшей Лиги не изъявил желания стать папой нового Терминатора, продюсеры пошли обскребать сусеки, и в итоге наткнулись на бывшего клипмейкера Макджи, постановщика двух с половиной фильмов и обладателя огромных претензий. Впрочем, Марлезонский балет с саблями вокруг подбора съемочной группы, на этом не закончился, и продюсеров ожидали такие же танталовы муки с набором актеров. Большие звезды шарахались от проекта МакДжи, как от телеги с навозом и неслучайно: слухи о том, что парочка сценаристов, каким-то чудом пережившая насильственную смерть предыдущего «Терминатора» насочиняла очередной трэш, упорно курсировали по Голливуду, заставляя отказываться от ролей в предстоящем блокбастере даже до беглого знакомства со сценарием. Лететь вместе с новым Терминатором в мусорную яму, никто из кассовых звезд отчего-то не испытывал желания.
Дабы слегка улучшить репутацию, сценаристы обратились за помощью ...... к самому Джеймсу Кэмерону, который тогда был занят в Австралии на съемках своего «Аватара». Кэмерон милостиво согласился посмотреть, что же там наворочено в новом сценарии и высказать по этому поводу пару советов. Впрочем, самой рукописи он так и не увидел — вместо этого, через неделю весь англоязычного интернет уже пестрил баннерами о том, что Кэмерон одобрил новый сценарий — со ссылками на некий анонимный источник из съемочной группы.
Все эти таинственные пасы, сопровождаемые мрачными пророчествами и обязательными крестными знамениями, становятся понятными лишь после просмотра одноименного фильма. Калейдоскопическая смена претендентов на режиссерское кресло, полное игнорирование проекта многими кассовыми звездами, специально запущенная в интернет байка о благословении Кэмерона — при странном нежелании отправлять ему для «экспертизы» копию сценария, сразу же выстраиваются в единую логическую цепочку. Новое творение МакДжи и Ко напоминает огромного жирного сорняка, который смог вылезти из почвы на свет, лишь цепляясь за корни гораздо более сильных, самостоятельных растений: самого Терминатора и его создателя. Всеми присосками и стеблями, он пытается привязаться к своему прародителю, вместе с тем, оставаясь для первого совершенно чужеродным организмом. Пытаясь тщетно воссоздать атмосферу легендарной дилогии, Макджи раскладывает перед зрителем россыпью элементы, которые у поклонников могут вызвать лишь кривую усмешку.
В самом деле, смешно полагать, будто атмосфера культового фильма 25 летней давности заключалась в фотографии и закадровом монологе Сары Коннор, криво натянутой фототекстурке нынешнего Губернатора Калифорнии или песне Guns N,Roses You Could Be Mine. Складывается впечатление, что всеми этими бесконечными цитированиями «Идем со мной, если хочешь жить» или коронного «I,ll Be Back, режиссер просто пытается получить у поклонников саги пару дополнительных бонусных баллов из раздела «Но мы же все так старались«! Будто бы, Макджи просто пытается замедлить экранное время до того как мираж пресловутой атмосферности окончательно сделает зрителям ручкой, расстворившись в воздухе после знакомства с местным сторилайном.
Сама по себе сюжетная конструкция, повествующая о встрече Джона Коннора с собственным отцом Кайлом Ризом и загадочным новым персонажем Маркусом Райтом, вроде бы и не так плоха, но полностью лишена даже слабых зачатков внутренней логики. Так ожидаемая поклонниками атмосфера ядерного постапокалипсиса скончалась не приходя в сознание. Разрушенные дома и города, зловещие пустынные пейзажи угарно сочетаются с Сопротивлением, которое не ведает никаких перебоев со снабжением и рассекает по экрану на огромном количестве вертолетов (самолетов/джипов — нужное подчеркнуть), блистая в каждом кадре сытыми рожами и практически, бесконечным боезапасом ракет\мин/патронов/взрывчатки..... Простите, что перебиваю, но это и есть печальная песнь о конце человеческой цивилизации, Вы уверены, что ничего не напутали? Кто-нибудь, пожалуйста заставьте сценаристов «Спасителя» пересмотреть древний «Безумный Макс» Миллера или более свежий «Водный мир«Рейнолдса, где в битве за каждую бочку бензина сквозила неподдельная атмосфера борьбы за человеческое выживание.
Как это не странно, но распиаренная война людей с киборгами, несмотря на отличное бюджетное финансирование и более солидное техническое оснащение, сильно уступает.... 10 минутным обрезкам сна Кайла Риза из первого «терминатора» или убойным кадрам начала из второго. Несмотря на обилие взрывов и спецэффектов, картина глобальной катастрофы неуловимо ускользает от зрителя, а сам конфликт в том виде, в каком он показан в фильме приобретает неестественно локальный, даже местечковый характер.
Далее, в дело вступает подлинный ансамбль народных инструментов, растягивающий в разные стороны меха многочисленных гармоней...... Заимствований много, и они потрячающе эклектичны — будто вырванные из разных мест части тела, которые насильно пытаются приживить в единый организм. Гигантские трансформеры, механизмы для собирания людишек из «Войны миров», пустынные гонки из второго «Безумного Макса», финальная речь Архитекторши из второй же «Матрицы». Постановка экшен-эпизодов привычно получает по лбу теми же граблями, которые остались на полу съемочной площадки, еще со съемок второй части — она опять пытается слепо копировать кэмероновские оригиналы. К финалу, от количества сцен дежа вю начинает сводить челюсть: погоня грузовика за терминатором в форме мотоцикла с характерным выдавливанием лобового стекла, завершающий эпизод на заводе, с разлетающимися в разные стороны искрами и опять-таки, характерным «Вставай, солдат» — зачем они здесь нужны? Дорогой Макджи, мы уже все поняли, что Вы смотрели первую и вторую часть, но не лучше ли было добавить, что-нибудь своего, а то как бы финальную оценку за постановку не пришлось делить с подлинным автором этих и десятка других эпизодов Спасителя — Джеймсом Кэмероном! Однако, на деле из почти двухчасового фильма, по-настоящему зрелищной смотрится только погоня с участием гигантского робота ( как икается, Майкл?) — очень невзрачный результат для супербоевика с 200-миллионным бюджетом, не находите?
Не возникает желания стрелять в необыкновенно вялых актеров — в конце концов, они играют как умеют. Сколько строчек вялых диалогов было прописано в сценарии, между бесконечными «вжик-вжик», столько Вы их и увидите на экране, все согласно ГОСТУ и сюжетному потенциалу для каждого персонажа. Единственный «живой» персонаж достался молодому австралийцу Сэму Уортингтону (ждем его обязательного появления в Аватаре у Сами-знаете-кого), это единственный герой Спасителя, за которого хочется переживать — в отличии, от совершенно не вызывающих ни сочувствия, ни интереса судеб Джона Коннора и Кайла Риза, по иронии судьбы- ключевых персонажей самого сериала. Очередной вопрос к сценаристам и режиссеру: так и было задумано, чтобы судьба Спасителя человечества (вспоминаем оригинальные инициалы Джона Коннора в английской версии) совершенно не волновала зрителя? Так, может тогда и не стоит никого спасать?
С музыкой в фильме МакДжи, так же вышел неприятный казус. Казалось бы, есть оригинальный саундтрек за авторством Дэнни Элфмана, который в течении десятка однообразных композиций старательно пытается скопировать знаменитую музыкальную тему Брэда Фидела для сковородок с синтезатором, уже давно ставшую визитной карточкой киносериала. То ли продюсеры не смогли договориться с авторскими правами, то ли еще какие-то моменты помешали, но сама тема в фильме не звучит, а предложенные нашими вниманию эльфмановские «вариации» на нее, примерно так же отвечают атмосфере сериала, как классическая музыка, записанная в формате MIDI похожа на исполнение той же мелодии симфоническим оркестром. Очередной минус, впрочем на фоне других «тараканов» рецензируемой картины — далеко не самый значимый и заметный.
В итоге, после двухчасового просмотра, в голове у зрителя остается лишь пара сверхмощных взрывов, по техническим характеристикам — ничем не отличимых от аналогичных представителей из других кинокартин этого года, да единственный симпатичный персонаж, чья дальнейшая судьба полностью тонет в невзрачном, наспех снятом финале. Кстати, концовку действительно изменили за пау месяцев до выхода на экран, так что глупости и скороспелости финального монолога на фоне традиционно летящего вдаль черного вертолета, даже не стоит удивляться. Если сравнивать фильм Макджи с литературой, то после логично связанной дилогии Кэмерона, по уровню сценария и режиссуры, он напоминает полулюбительский фанфик, без прочтения которого спокойно можно обойтись любому поклоннику творчества автора.
И когда, наконец до крупных голливудских боссов дойдет простая Истина: сага про Терминатора похожа на волшебную палочку, которая способна одним своим мановением наполнить их кошельки золотом, но работает эта палочка лишь в определенных руках. Конечно, Кэмерон со своей склонностью к перфекционизму, режиссерскому мастерству и отличной фантазии, мог бы спасти и не такой провальный проект, переделав его с нуля и вписав в собственное творение новую главу. Однако, будучи использованной в других руках, палочка способна лишь растворить то, что могло быть золотом до состояния жижи, которая противно хлюпает под ногами, да вдобавок — омерзительно пахнет. Что же, очевидно просто еще не настало время для настоящих Спасителей. Виват ремесленникам!