1) Энтони Троллоп «Рождество в Томпсон-холле». Милейшая викторианская рождественская повесть, про которую трудно что-то рассказать, не заспойлерив, и очень трудно передать правильное впечатление от книги.
Вот напишешь, что супружеская пара англичан останавливается на ночь в парижском отеле, — утром их ждет паром и правильное семейное Рождество на английской земле, — и той же ночью происходит путаница, неразбериха, визиты в чужие номера, опрометчивые поступки и приличная дама обзаводится душераздирающим секретом... о чем вы подумаете? Правильно, водевиль во французском духе, с чужими мужьями, женами, находчивыми слугами и прыжками по балконам. На самом деле, это водевиль в сугубо английском духе, и он прелестен:)
2) Джулия Эндерс «Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами» — веселый и остроумный научпоп «не для принцесс»:)
3) Елена Клещенко «Файлы Сергея Островски» — на первый взгляд, «просто» хороший классический детектив плюс твердая нф ближнего прицела. Но потом, когда у меня по разным поводам стали всплывать воспоминания о книге, я поняла, насколько любовно, детально — и убедительно! — автор сконструировала мир будущего. Это и выделяет книгу среди многочисленных прочитанных за год хороших детективов.
4) Патти Смит «Поезд М» — время от времени очень важно встречать подтверждения, что эльфы все-таки существуют в реальной жизни:)
5) Рэй Брэдбери «Канун всех святых» — воплощение духа Хэллоуина как настоящего, жутко-веселого праздника, а не коммерческого бренда. Тут отдельно надо упомянуть блестящую работу переводчика, Маргариты Ковалевой, — перед ней стояла задача, по тяжести сравнимая с переводом поэмы, написанной белым стихом.
6) В.С. Рамачандран «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми». Я когда-то читала статью, где под субъективное восприятие красоты пытались подвести объективный базис, и мне запомнилась фраза «мы оцениваем решение сложной задачи как «красивое», если она решается в один неожиданный ход, с минимальной затратой энергии». И работа автора книги, согласно этому определению, потрясающе эстетична. Вместо сложной аппаратуры и дорогостоящих исследований он использует логику, дедукцию, зеркала и ватные палочки. Настоящий Шерлок Холмс от медицины.
7) Виктория и Олег Угрюмовы «Все волки Канорры» и «Все лорды Караффы». Это третья часть цикла «Некромерон». Юмористическое фэнтези, написанное с почти барочной роскошью. Тут лучше не рассказывать, а выхватить наугад цитату. «– Вижу, юноша, что вы прибыли в Чесучин из поистине райского уголка, где нет места мирской суете, ненужным пустякам и прочим мелочам, которые так отравляют нашу жизнь.
Такангор понял, что его обозвали провинциалом, но сделали это безупречно вежливо».
8) Ирина Игнатенко «Народная медицина и магия украинцев» — результаты многолетних этнографических экспедиций в прекрасном оформлении. Единственное, чего мне не хватало — это комментариев со стороны официальной медицины. Конечно, я не намереваюсь пробовать рецепты на практике, (особенно лечить зубную боль, кусая покойника!) но интересно было бы выделить «работающую часть». Возможно, многие дичайшие рекомендации имели какой-то небольшой побочный практический смысл и потому оставались в употреблении, а другие, наоборот — симпатическая магия и ничего более. И параллели з «чим забився, тим й лiкуйся» и современной «разведенной магией», гомеопатией, тоже было бы интересно провести:)
9) Ольга Лукас «Бульон терзаний» — история о том, как крупная мебельная фирма вместо корпоративной тусни решила на НГ порадовать сотрудников постановкой пьесы «Горе от ума» своими силами, и главный герой с классической театральной закалкой честно дрессирует своих подопечных, попутно решая миллион маленьких проблем и попадая в приятности и неприятности разной степени тяжести. А еще это очень комфортная история о выходе из зоны комфорта:)
10) «Шестеро против Скотленд-Ярда» — сборник, в котором члены Детективного клуба Марджери Аллингем, Рональд Нокс, Энтони Беркли, Рассел Торндайк, Дороти Л. Сэйерс, Фриман Уиллс Крофтс написали для этого сборника по детективному рассказу с «идеальным убийством», а после каждого рассказа идет ответ суперинтенданта Корниша — имеет ли полиция шанс распутать это преступление?