Во-первых, во-вторых и в-последних — это комикс.
Кто попытается подойти к вопросу на основе исторических реалий — будет похож на инженеров, высчитывавших невозможность «Наутилуса» капитана Немо.
Эта невозможная хреновина (и я не только о подводной лодке) является фантастическим допущением — точка.
Создатели фильма методично стремились получить эффект мрачно-величественного города — как в «Видоке» и «Шерлоке» — и они своего добились. Тучи и солнце, гранит и дерево, пистолеты, трости, вставные зубы, металлические ванны, лампы в каретах, сто видов полировки и тысяча оттенков тканей... Свет, композиция кадра, динамика движения... (кроме прогона статистов мимо атлантов...). Здорово.
Это — главный успех картины, который превращает её в архигодный материал для клиповой нарезки. Без всяких дураков — моё почтение. Это надо суметь.
Второй успех — игра актеров. Главный герой — да, при всей угрёбищности сценария, смог вытянуть образ мстителя, причем работающего с механистической точностью, но по слишком простой программе. Поначалу других целей в жизни у него маловато.
Так же лица и грим актеров составляют своего рода ансамбль — да, часть лиц примелькалась до невозможности, но тут есть баланс между узнаваемостью лица и узнаваемостью образа.
Третий успех — это первая половина фильма, когда на комикс(!) смотришь, как на относительно логичную историю, как на шахматную доску, с которой постепенно убирают платок. Развитие сюжета до какой-то степени вменяемо.
И всё. С успехами...
Основная проблема фильма — и я не знаю, насколько осознают её создатели — в том, что у нас часть аудитории всё меньше желает смотреть чистые комиксы «типа про свою историю». Да их смотрят, но изрядно критикуют. Очень многие из прочтенных на фильм рецензий — виртуально жгут режиссера историческими реалиями, причем рецензенты машут этими реалиями, как железным клеймом.
Типизация, общественные противоречия, психологическая обстановка — чтобы окунуться в эту эпоху истории (про которую была практически вся русская литература в школе) нужны не только «вальсы Шуберта, и хруст французской булки». Там где создатели исторических фильмов плюют на реальность, и отправляют утомленных солнцем героев с черенками лопат на немецкие пулеметы — начинается отторжение.
Потому, когда я пишу «выключить историческое сознание» — я хорошо понимаю, что требую от части зрителей известного усилия. Или, наоборот, полного расслабления...
Комикс этот не первый — скажем, готическая сказка с гонками на паровозах в послевоенном Союзе — аналогичный продукт, хотя это и не сразу становится понятным. Ах, да, еще «Герой» с Димой Биланом... Изрядная доля «Адмирала» с Хабенским... (но тот хотя бы окупился)
Словом, дело поставлено на поток и напрашивается вывод — комиксы про историю снимать просто легче... Идет копирование западных стандартов — просто герои получают знакомые лица, имена, обстановку. Натурализация через форму.
Вот если бы создатели фильма плюнули на ограничения и начали бы снимать мистически альтернативный С.-Петербург — стимпанк с конкретными элементами черной магии, а не просто с намеками на алеутские чары — получилась бы фэнтези-вещица в стиле Пехова. Не глубокая, но симпатичная, не моралитическая, но увлекательная. Ключевое слово «получилась».
Если им так нужны были дуэли в реальной истории — могли бы отойти на несколько десятилетий в прошлое. И показать, скажем, фокусы последних лет царствования Александра I, когда в империи много «разболталось». Но их держал образ «викторианской картинки» под которую требовалось подогнать фон.
Здесь же в финале — полный разрыв сюжетной логики, вернее её подмена логикой кулачных боевиков. Получаются реальный пацан Эдмон Дантес (ага, именно Дантес) и его пистолет, наводящие ужас на высшее дворянское общество... Я не знаю, как назвать этот пердимонокль — финал теряет стройность, сливает типажи, разрушает то немногое, что создавалось в первой половине фильма. «Абыдно, сюшай!»
Итого: когда после откровенной бескормицы 90-х кино выходило на хоть какое-то производство, округлялись бюджеты — было ощущение, что очередная взятая высота по зрелищности, по заимствованию сюжетов — искупает пробелы в историчности. Или реалистичности. Короче — просто зрелищно получалось.
Но теперь стало ясно, что очередная высота берется «по умолчанию» — чтобы снять масштабный фильм хотя бы «на троечку», требуется уже обеспечить стилистику, хорошую работу со светом и цветом, с гримом и декорациями, подобрать актеров. Иначе и говорить не о чем. Требования растут.
А пока — это комикс.