Рецензия на книгу Чайны


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензия на книгу Чайны Мьевиля «Железный Совет»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на книгу Чайны Мьевиля «Железный Совет»

Статья написана 4 августа 2016 г. 09:37

К нынешним выборам наши писатели-фантасты начали активно баллотироваться в Госдуму — Роман Арбитман в Саратове, Леонид Каганов в Москве и т.д., и т.п. Но «активной жизненной позицией» маются не только наши соотечественники. Вот, например, британец Чайна Мьевиль, предельно четко заявляющий о своих политических взглядах в романах Нью-Кробюзонского цикла...

Оружие пролетариата


Чайна Мьевиль. Железный Совет: Роман. / China Mievill. Iron Council, 2004. Пер. с англ. Н.Масловой. — СПб.: Домино. М.: Эксмо, 2011. — 640 с. — (New Fiction). Тир. 3000. — ISBN 978-5-699-46378-7.

Группа путников из Нью-Кробюзона пробирается через горы и пустыни, леса и охваченные войной равнины, с маниакальным упорством преследуя человека, недавно покинувшего город верхом на гигантском големе. Кто они, ради чего пустились в путь — а главное, что ищет тот, по чьему следу они идут? Как и в других романах Мьевиля, читатель далеко не сразу получит ответы на эти простенькие вопросы...

Британский писатиель Чайна Мьевиль происходит из семьи троцкистов-маоистов, которые и наградили его экзотическим «китайским» именем. Революция у него в крови. Левая, марксистская риторика неизбежно звучит на страницах каждого его романа, но только в «Железном Совете» революция становится главным содержанием и смыслом всего повествования. Один из лидеров движения «новых странных» и член Социалистической рабочей партии Британии, он рассказывает эпическую историю о великой стройке и великом восстании, о гражданской войне, пришедшей на улицы города Нью-Кробюзона, о титаническом поезде, прошедшем полсвета и ставшем легендой, о войне и дипломатии, предательстве и мести. «Железный Совет» — сложнейшая барочная конструкция, складывающаяся из множества деталей. В этой книге переплетаются истории Иуды Лёва, гениального создателя големов, и простого рабочего парня Ори, мечтавшего изменить мир, Торо, быкоголового предводителя банды радикалов-анархистов, и нищего по прозвищу Спиральный Джейкобс, странника-шептуна Дрогона и служащего Мгновению Сокровенного монаха Курбина, а также десятков других людей и нелюдей, каждый со своими мотивами и целями.

Говоря об этом романе то и дело приходится обращаться к перечислениям: текст Мьевиля плотно насыщен событиями, именами, детальными описаниями и выразительными портретами. Но вот к чему писатель точно не стремится, так это «сделать нам красиво». Напротив, Мьевиль старается выбить почву из-под ног у читателя, зачарованного изящными жанровыми штампами. Провокация, эпатаж — оружие грубое, но эффективное, как булыжник на баррикадах. Автор «Железного Совета» деконструирует фэнтези, по кирпичику разбирает клише, крушит уютный мещанский мирок. Причудливая, необузданная фантазия бьет ключом, шокирует ханжей и бесит лицемеров. Картины, которые рисует британский писатель, достойны кисти Босха: «А вот человек-рыба, закованный в металлический панцирь, из-под которого валит дым. Или женщина — ибо и они попадаются среди переделанных, — превращенная в подобие водосточного желоба, в который... добавили органические части. А вот мужчина — или тоже женщина? — чья плоть колышется в воде, выбрасывая чернильные пятна, точно осьминог. Люди с лицами в неожиданных местах, с телами из металла и резиновых трубок, с паровыми механизмами и лапами животных. У одного вместо рук — поршни во всю длину тела, служащие для ходьбы, у другого обезьяньи лапы ниже пояса». Это основа художественного метода автора: чтобы заставить читателя выслушать, надо сперва растормошить его, пробудить ото «сна золотого», какой ценой — не важно. Как настоящий революционер, Мьевиль нетерпелив: он не может ждать, пока люди, погруженные в сладкие грезы об эльфах и драконах, дозреют до серьезного разговора. И его несложно понять: освобождение от добровольных оков без дополнительного толчка может никогда не произойти, недаром Морфей — младший брат Смерти. Мьевиль контрабандой проникает в это царство убогих фантазий — и разносит вдребезги, протягивая доверчивому обывателю вместо утешительной чаши сомы бутыль с «коктейлем Молотова».

При всем своем радикализме Мьевиль неисправимый романтик. Он мифологизирует мятежников — всех этих осужденных преступников, шлюх, попрошаек и малограмотных работяг, которым хватило отваги бросить вызов Системе. Не важно, кем были герои раньше: приобщившись к стихии революции, создав Железный Совет или вступив в боевую группу Торо, они вошли в легенду, пугающую одних и воодушевляющую других. Очень точное описание процесса мифотворчества, кстати: знамя — всего лишь символ, не обязательно пускать на него лучший шелк, иногда вполне достаточно вымоченной в крови солдатской портянки.

Мьевиль растрачивает свой талант не впустую: «Железный Совет» во всем его блеске попав в нужные руки способен произвести в голове читателя не менее серьезный переворот, чем кропотливо составленный и исторически точный каталог всех стачек и забастовок, прошедших на землях Соединенного Королевства за последние двести лет.


Источник:

«Мир фантастики» №5, май 2011. Том 93

Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Антонии Байетт «Обладать»

— на книгу Ольги Онойко «Сфера-17»

— на книгу Макса Барри «Лексикон»

— на сборник Пола Андерсона «Патруль Времени»

— на книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога»

— на книгу Станислава Лема «Черное и белое»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего. Мемуары»

— на книгу Дэрила Грегори «Пандемоний»

— на книги Антона Первушина «Ходячие мертвецы. Зомби-нашествие на кинематограф» и «Иные пространства»

— на книгу Кирилла Еськова «Америkа (reload game)»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книгу Иэна Бэнкса «Несущественная деталь»

— на книги Владимира Аренева «Мастер дороги» и «Душница»

— на книгу Гиллиан Флинн «Острые предметы»

— на книгу Грега Игана «Отчаяние»

— на книги Дмитрия Комма «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино»

— на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»

— на роман Дэвида Кроненберга «Употреблено»

— на книгу Роберта Хайнлайна «Ворчание из могилы»

— на книгу Майкла Муркока «Византия сражается»

— на книги Марии Галиной «Куриный бог» и «Автохтоны»

— на книги Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ» и «Царь головы»

— на книги Феликса Пальмы «Карта времени» и «Карта неба»

— на книги Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Любовь к трём цукербринам»

— на книги Уильяма Гибсона «Нейромант» и «Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв»

— на книгу Дмитрия Казакова «Черное знамя»

— на книги Умберто Эко «Откровения молодого романиста» и «Сотвори себе врага»

— на антологию «Зеркальные очки» под редакцией Брюса Стерлинга и книгу «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

— на книги Сергея Носова: «Полтора кролика» и «Фигурные скобки»

— на книгу Кима Стенли Робинсона «2312»

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

— на книгу Романа Арбитмана «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать»





1713
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 10:08
Интересно, будет ли доптираж трилогии в этой серии с бумагой потоньше. А то книги всего по 800 страниц получились огромноменными булыжнками, которыми можно было забивать гвозди. А следом вышли Рельсы на 500 страниц, но в три раза тоньше. Купил Вокзал и Рельсы и задумался — а нужен ли мне Шрам и Совет в этом неоправдано раздутом виде. Или подождать переиздания?


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 10:20
Редкий случай — я задумался над Вашей рецензией. Поскольку книгу я давно прочитал и она у меня в бумажном виде, то интересен как раз разбор ее — все же я читатель, а Вы профессионал. Но здесь я вижу кучу перечислений, имен, даже примеров из текста, но нет осмысления. Это не рецензия, а реклама книги. Реклама сложная, ибо сложен сам Чайна Мьевиль, но все же реклама.
С другой стороны рецензия не аналитическая статья... Видимо я привык за много лет, что Вы пишите интересно и раскрываете тему, а тут общие слова да перечисление.
Так может рецензия это вот это? И я просто ошибаюсь в терминологии? Хотя анализ книги это явно не одна страница текста...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 10:37
Это, конечно, не реклама — просто рецензия написана 5 лет назад, когда у МФ был немного другой формат.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 14:19
И вы сейчас ее вспомнили:-D
Кстати, меня его пролетарские загибы ничуть не смущают. У него атмосфера неописуемая.


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 10:34
Мне, как читателю, из всей трилогии «Железный Совет» понравился меньше всех. Настойчивое стремление Мьевиля «всунуть» пролетарское содержание во все щели, просто вызывает отвращение (у меня). Самый слабый роман из всей трилогии, и это после великолепного «Шрама».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 августа 2016 г. 17:49

цитата alex-virochovsky

Настойчивое стремление Мьевиля «всунуть» пролетарское содержание во все щели, просто вызывает отвращение

Странно, я вот не заметил никакого «пролетарского содержания».
1. Рабочие на строительстве железной дороги взбунтовались? Но им не платили обещанные деньги. Вам не будут платить — вы не взбунтуетесь? Ну или хотя бы работу не бросите?
2. Восстание против мэра Нью-Кробюзона? Согласитесь, весь государственный аппарат этого города — конченные мерзавцы, не гнушающиеся пытками и прочими весьма и весьма сомнительными методами (об этом можно много найти в «Вокзале потерянных снов). Где тут «всовывание пролетарского содержания»? Есть плохие парни. Есть те, кто с ними борется. Все просто.
Честно говоря, не понимаю, как «Совет» может понравится меньше других книг серии. Тут есть поездка через какотопическое пятно, война с Тешем, магия высших уровней, шедевральная битва с кробюзонскими элементалистами...


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 19:28

цитата

К нынешним выборам наши писатели-фантасты начали активно баллатироваться в Госдуму


баллОтироваться

хоть как-то отметиться, поскольку читать Чайну мне некогда...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 19:33
:beer:


⇑ Наверх