Рецензия на сборник Пола


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензия на сборник Пола Андерсона "Патруль Времени"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на сборник Пола Андерсона «Патруль Времени»

Статья написана 7 июля 2016 г. 15:26

Предыдущую мою рецензию выпилили из колонки «Рецензии», поскольку колонка «Рецензии», как выяснилось, на самом деле должна называться «Рецензии-только-на-фантастические-книги». ОК, никаких обид, перенес в «Другую литературу». Вот вам на сей раз рецензия на самую-рассамую харкдорную НФ-классику, их есть у меня. Опубликовано на сайте Петербургской книжной ярмарки ДК им. Крупской в 2015 году.

Та самая, которая ни слова, ни полслова не соврет


Пол Андерсон. Патруль Времени: Повести. / Poul Anderson. The Time Patrol. Пер. с англ. Н.Науменко, А.Корженевского, А.Ройфе, К.Королева, А.Кириченко, Г.Корчагина. — СПб: Азбука. М: Азбука-Аттикус, 2015. — 640 с. — (Звёзды мировой фантастики). Тир. 3000. — ISBN 978-5-389-08994-5.

Идея полицейской организации, задача которой — присматривать за путешественниками во времени, помогать терпящим бедствие и отлавливать нарушителей, появилась не на пустом месте. К 1955 году, когда был опубликован первый рассказ Пола Андерсона о Патруле Времени, пространственно-временной континуум англо-американской фантастики уже бороздили несметные орды хронотуристов — а также толпы преступников и скудоумных экспериментаторов, решивших на практике проверить, что будет, если вернуться в прошлое и пристрелить собственного дедушку до того, как он познакомится с бабушкой. Зачастую по пятам за ними гнались доблестные герои, стремящиеся предотвратить парадокс и ликвидировать анахронизм, шерифы и полицейские из будущего — сам бог велел как-то упорядочить этот хаотичный процесс.

Именно в такую тайную организацию, чья зона ответственности охватывает несколько миллионов лет человеческой истории, вступил в 1954 году отставной военный с говорящей фамилией Эверарад (от английского «ever» — «всегда» или «когда-либо»), сквозной герой всего цикла Андерсона. Здесь, впрочем, содержится некоторое преувеличение. Хотя Патруль Времени на полную катушку использует высокие технологии далекого будущего, а среди коллег Мэнса Эверарда хватает выходцев из грядущих тысячелетий, сам он предпочитает патрулировать прошлое. Испанские конкистадоры, финикийские моряки, древние германцы и древние римляне интересуют его куда больше, чем постчеловеки из прекрасного далеко. Ни в одной из девяти повестей, составивших цикл, Мэнс, получивший статус полевого агента с почти неограниченными полномочиями, не рискует забраться дальше конца 1980-х — что по-своему мудро, поскольку избавляет автора от необходимости прописывать ближайшее будущее в мелких подробностях, неизбежно выставляя себя на посмешище перед потомками.

Любопытно, что в том же 1955 году вышел один из самых известных романов Айзека Азимова, «Конец Вечности», также посвященный тайной организации, управляющей человеческой историей при помощи машин времени. Ну а в 1956-м свою историю о временных парадоксах, роман «Дверь в лето», выпустил Роберт Хайнлайн — там, правда, обошлось без спецслужб, отвечающих за безопасность континуума. В «Патруле Времени» Пол Андерсон отчасти полемизирует с Азимовым. Если агенты Вечности относятся к человечеству как к неразумному дитяти, оберегают от любых потрясений, революций, войн и катастроф, то у Патруля прямо противоположная задача: не сглаживать острые углы, а сохранить историю в первозданном, неотшлифованном виде. Ведь прошлое человечества — да и будущее, судя по оговоркам героев цикла, — и есть череда войн, завоеваний, переселений народов, природных бедствий и прочих эпохальных потрясений. Именно они сделали нас такими, какие мы есть — а когда-нибудь, через миллион лет, приведут к возникновению расы сверхчеловеков-данилиан. Поэтому первое, от чего избавляется Мэнс Эверард вступив в ряды Патрульных, это от привычки судить о людях иных эпох с позиции человека XX века. Да и вообще — от привычки судить. «Там, в будущем, все еще спорят, был ли этот период эпохой неестественных пуританских условностей и почти не прикрытой жестокости или последним расцветом клонящейся к упадку западной цивилизации, — рассуждает один из героев, путешествуя по викторианской Англии. — Но, глядя на этих людей, понимаешь, что справедливо и то, и другое: историю нельзя втиснуть в рамки простых определений, потому что она складывается из миллионов человеческих судеб». «И это справедливо для любой эпохи», — отвечает собеседник. Удивительно взвешенный и здравый подход для научно-фантастической повести, написанной в середине 1950-х.

Впрочем, отличия «Патруля Времени» от «Конца Вечности» глубже. Если Азимов размышляет о Человеке и Времени, то в центре внимания Андерсона другая коллизия: взаимоотношения Человека и Истории. Очень похоже, но совсем не то же самое. История — безумно интересная штука, хрупкая и одновременно эластичная, изменчивая и неподатливая. Ее можно фальсифицировать и переписывать, прояснять темные места и выявлять неочевидные закономерности. Она может подхватить, понести, поднять на невиданные высоты и низвергнуть в пропасть забвения. Мэнс Эверард, его коллеги, друзья и недруги то оказываются в положении щепки, подхваченной Ниагарским водопадом, то сами направляют могучие потоки, то плывут по течению, то перекрывают русло... Руководствуясь когда интуицией, когда внезапным эмоциональным порывом, когда причудливой логикой кураторов-данилиан. Такая вот «история, та самая, которая ни слова, ни полслова не соврет», как поют студенты истфаков. Пожалуй, единственное, чего не хватает Андерсону в этом цикле — раскованности, а его героям — бесшабашности, готовности к экспериментам. Всего один альтернативный мир на девять повестей, да и тот схлопывается почти сразу же, при активном участии Патрульных!.. Зато показать, как работает гипертрофированное чувство ответственности, писателю удалось блестяще: сразу становится понятно, почему организация с такими запросами испытывает острый дефицит кадров во всех временных пластах и пространственных координатах.

Ну а тем, кому не хватает размаха, рекомендую перечитать «Берег Динозавров» Кита Лаумера — самый недооцененный, на мой взгляд, роман о путешествиях во времени, анахронизмах и темпоральных войнах. Заодно Лаумер подводит итог полемике между Азимовым и Андерсоном — как и положено в таких случаях, через изящный парадокс. Чистая, незамутненная радость «для тех, кто в теме» и способен уловить намеки и аллюзии.

Не возьмется ли «Азбука» переиздать?


Источник:

Онлайн-журнал «Питерbook», сайт Петербургской книжной ярмарки ДК им. Крупской, 19.11.2015


Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога»

— на книгу Станислава Лема «Черное и белое»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего. Мемуары»

— на книгу Дэрила Грегори «Пандемоний»

— на книги Антона Первушина «Ходячие мертвецы. Зомби-нашествие на кинематограф» и «Иные пространства»

— на книгу Кирилла Еськова «Америkа (reload game)»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книгу Иэна Бэнкса «Несущественная деталь»

— на книги Владимира Аренева «Мастер дороги» и «Душница»

— на книгу Гиллиан Флинн «Острые предметы»

— на книгу Грега Игана «Отчаяние»

— на книги Дмитрия Комма «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино»

— на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»

— на роман Дэвида Кроненберга «Употреблено»

— на книгу Роберта Хайнлайна «Ворчание из могилы»

— на книгу Майкла Муркока «Византия сражается»

— на книги Марии Галиной «Куриный бог» и «Автохтоны»

— на книги Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ» и «Царь головы»

— на книги Феликса Пальмы «Карта времени» и «Карта неба»

— на книги Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Любовь к трём цукербринам»

— на книги Уильяма Гибсона «Нейромант» и «Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв»

— на книгу Дмитрия Казакова «Черное знамя»

— на книги Умберто Эко «Откровения молодого романиста» и «Сотвори себе врага»

— на антологию «Зеркальные очки» под редакцией Брюса Стерлинга и книгу «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

— на книги Сергея Носова: «Полтора кролика» и «Фигурные скобки»

— на книгу Кима Стенли Робинсона «2312»

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

— на книгу Романа Арбитмана «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать»





2086
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 15:41
Первый Патруль времени, по-моему, организовал Бим Пайпер в 1948 году в цикле «Паравремя». Ну, конечно, если всё это не придумал, как обычно, Джон Вуд Кэмпбелл-младший. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 16:06
У Фредерика Пола что-то такое было. Чуть ли не в 1930-х.

Но Андерсон и Азимов, конечно, резонанснее.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 16:12
Это всё придумал Черчилль, в восемнадцатом году.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 16:44
Кто знает, как оно на самом деле было

 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 16:46
Они что-то замышляют!
Надо это предотвратить.
Пока не поздно.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 16:54
Поздно. Это уже было... будет... станет быть... ааа! Английский язык не приспособлен для таких вещей (с)
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 16:59
Но в английском может диафрагмировать дверь.
Не всё, стало быть, потеряно.


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 15:47
Danellians — данелиане


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 15:51
Цикл хороший. Только вгоняет в тоску то, что время от времени, герои говорят о том, почему нельзя менять прошлое. Из повести в повесть. Каждый раз, когда читаешь, хочется спать.
А так, прекрасный цикл. Моя оценка 9/10.
А почему собственно говоря тут одно Азбучное переиздание?
Их же было много
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 15:59

цитата igor_pantyuhov

А почему собственно говоря тут одно Азбучное переиздание?


В смысле? Рецензия на азбучное переиздание. Потому оно тут. 8-)
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 16:08
Понятно. Я думал собственно на сам цикл
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 16:11
Цикл несколько больше. Там и «Щит времени», и еще по мелочам.


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 23:29

цитата

колонка «Рецензии», как выяснилось, на самом деле должна называться «Рецензии-только-на-фантастические-книги»


Эндрю такой, ага) меня тоже пнул с какой-то из рецек в «другие», ну да, ладно, на самом деле, какие уж тут обиды?)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июля 2016 г. 00:14
Никаких.

Балтийцы не обижаются... ;-)
 


Ссылка на сообщение8 июля 2016 г. 09:32
татары тоже)


Ссылка на сообщение8 июля 2016 г. 12:16
У Хайнлайна в этом контексте я бы не «Дверь в лето» поминал, где машина времени хоть и сюжетно значимый элемент, но без социальных последствий, а как раз хронополицейский «Уроборос» («Все вы зомби»).


Ссылка на сообщение10 июля 2016 г. 00:45
Хорошая рецензия. И насчёт «Берега динозавров» целиком согласен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2016 г. 22:45

цитата Ryczard Humel

Хорошая рецензия. И насчёт «Берега динозавров» целиком согласен.

А я согласен про рецензию, а про «Берег..» не согласен. Самая недооцененная темпоральная фантастика — «Ветер времени» Чеда Оливера. Есть множество замечательнейших романов на эту тему, в том числе все вышеупомянутые, но такого атмосферного романа как «Ветер времени» больше нет.
А оценок всего 67, против 272 у «Берега динозавров», и не переиздают уже 27 лет.


⇑ Наверх