Сила ночи сила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Сила ночи, сила дня...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сила ночи, сила дня...

Статья написана 27 августа 2009 г. 17:05

Генри Лайон Олди «Приют героев»

Произведения двуединого харьковчанина с совсем не харьковским именем славятся в первую очередь глубоким философским подтекстом, серьезностью затрагиваемых автором проблем и общей оригинальностью концепции. Но рано или поздно каждый автор хочет попробовать что-то нетипичное для своего творчества.

Период после 2000 года и стал для Олдей временем творческого поиска и экспериментов. В результате мы можем наслаждаться ярким, запоминающимся, забавным, но несколько легковесным циклом фэнтези.

Знакомство с этим циклом, как и с Плоскомирьем, которое он неуловимо напоминает, можно начинать с любого произведения. Есть, конечно, что-то и «для своих», но фабулу и идею (да-да, в этом Олди верны себе) понять можно и не читая других томов. Итак...

Завязка проста: существует что-то вроде ролевой игры для «золотой» (и позолоченной) молодежи, заключающейся в том, что ребята делятся на две команды (как и положено, черных и белых), выбирают себе предводителей и сражаются за Цитадель и заключенный там Пуп. Кто победит, тот будет управлять Цитаделью некоторое время, до следующего квеста. На момент начала романа Цитаделью владеют Черные, а Белые хотят её отвоевать. Начинается новый квест, белые квесторы собираются в гостинице «Приют героев» и...пропадают. Расследование поручено обер-квизитору Бдительного Приказа Конраду Фон Шмуцу, по совместительству дяде главы квесторов. Расследование, как водится, проведет его истинным квестом чуть не по всей карте королевства...

Перед нами несколько шаржированный фэнтези мир, однако, достаточно тщательно проработанный и невероятно уютный. Олди собрали многие штампы магических миров (мана, состав и количество нечеловеческих существ-хомобестий, абсолютизм как единственно возможное государственное устройство, некроманты) и составили логичный, очень живой мир, в котором так и хочется поселиться навсегда. Вообще, помимо всего прочего Олди знамениты своим демиуржьим талантом (в том же Кабире или их варианте Древней Греции тоже хотелось «жить и работать»), но на этот раз они в какой-то степени превзошли себя. Сделать что-то по-своему новое и настолько обаятельное из штампов очень и очень нелегко.

Под стать миру и герои: достаточно стандартные, милые, но каждый — со своей изюминкой. Нельзя сказать, что авторы глубоко проникают в душу своих героев, но сделать их запоминающимися у Олдей получилось. Еще один нюанс: в романе нет ни одного отрицательного персонажа. И Черный Аспид, и некроманты получились милейшими людьми, а единственное, что вызывает хоть какие-то опасения, это вопрос, уживутся ли герой с героиней после свадьбы?

В «Приюте» нет характерного для Олдей финала с горчинкой, чистый и незамутненный хэппи-энд просчитывается чуть ли не с первой страницы. Общая расслабленная атмосфера романа достигается с помощью рельефных героев второго плана и полного реминисценций и всяческих отсылок и реверансов текста. Забавный, несколько хулиганский слог вызывает ощущения, что для Олдей эта книга — возможность отдохнуть и расслабиться. Она полна оптимизма, уверенности, что все будет хорошо и какой-то эйфории.

В последней трети книги авторы словно бы спохватились, и ввели в роман определенный идейный пласт. Причем в отличии от того же Пратчетта, «Приют» — ни в коем случае не сатира. Олдей интересуют не пороки общества, а человек. Не столько психология личности, сколько определенное право человека. Мне кажется, главная идея романа в том, что нельзя оставаться статичным, что пресловутое «остановись, мгновенье» ведет в никуда. Человек должен постоянно развиваться, что-то кончаться, а что-то новое начинаться. Эта мысль очень созвучна общей оптимистичной атмосфере романа.

Итог: И все же «Приют» — в первую очередь буйство формы, а не содержания. Язык авторов и атмосфера запоминаются больше, нежели грустная притча в финале. Олди захотели подурачиться — получилось здорово. Рецепт идеального развлекательного романа не так сложен, как кажется на первый взгляд. Но и не так прост.

Рекомендация: Очень высокая

Вызывает ассоциации с: «Плоским миром» Пратчетта; отчасти с «Чужаком» Фрая.





179
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 августа 2009 г. 22:38
Спасибо за обзор.Сейчас эту книгу дочитываю.Согласен со всем написанным кроме ассоциаций с Прачеттом.От этой книги немогу оторватся,а Прачетта непереношу.Незнаю почему.Может потому что Прачетта читал в 1997.Наверное и Олди тогда бы непонравился...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2009 г. 22:43
Тут ещё вопрос в том, какого именно Пратчетта. Его ранние вещи довольно слабенькие, тянут скорее на пародию над фэнтезийными штампами и не более того. Поздние -- глубже и мудрее.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2009 г. 22:51
Прочитал три книги.Они выходили в издательстве 'Азбука' в 1997-1999 г.Это были 'Цвет волшебства','Посох и шляпа' и 'Мор ученик смерти'.Ни одна незацепила и я перестал интересоватся этим автором.Кое-кто пытался обьяснить мне что может быть это проблемы перевода,другие говорили что надо Прачетта читать только в оригинале,а я просто выбросил его из головы.Подумал что не моё:)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2009 г. 22:54
Ну правильно, из ранних. «Мор» ещё ничего и «Посох», но вы попробуйте при случае «Стража! Стража» или «Вещие сестрички». Дайте ему шанс. ;)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2009 г. 23:35
Вы знаете,я в этом году дал второй шанс тому же Олди.Книге 'Путь меча'.Читал я эту книгу в 97 или 98 году.Очень и очень тогда непонравилась.И после прочтения 'Шмагии' подумал что,наверное,тогда я чего-то непонял.Так вот.Всё я тогда прекрасно понял.Просто не моё это и всё.Так что незнаю буду давать шанс Прачетту или нет:)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2009 г. 23:41
Ну, дело хозяйское. ;-)


Ссылка на сообщение27 августа 2009 г. 23:43
Согласен практически со всем, кроме только фразы о «развлекательности» этого романа. Все же есть там некая «центральная мораль», нечто вроде сверхидеи... я не сразу это понял, но если главной героиней считать Марию Форзац, тогда вся книга — о ее долгом и трудном освобождении от собственного «демона»... Собственно, в «Шмагии» речь о том же (Фортунат Цвях сам себя «закрепостил» — и сам себя же «раскрепостил»), «Снулль» — о том же (в роли «демона» выступает снулль)... Просто это не так уж бросается в глаза.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 августа 2009 г. 14:28

цитата glupec

Согласен практически со всем, кроме только фразы о «развлекательности» этого романа. Все же есть там некая «центральная мораль»

По сравнению с другими романами Олдей тут сделан больший акцент на форму, нежели на содержание. А определенная центральная идея есть в любом действительно хорошем развлекательном романе.

цитата glupec

если главной героиней считать Марию Форзац, тогда вся книга — о ее долгом и трудном освобождении от собственного «демона»...

Вполне жизнеспособная трактовка, не спорю. Прелесть Олдей в том, что каждый найдет что-то свое.
 


Ссылка на сообщение28 августа 2009 г. 15:20

цитата Мисс Марпл

По сравнению с другими романами Олдей тут сделан больший акцент на форму, нежели на содержание.

:beer: За что я и люблю этот роман. Наряду с «Петером Сьлядеком», который в этом смысле — ИМХО — похож.
 


Ссылка на сообщение28 августа 2009 г. 15:22

цитата glupec

«Петером Сьлядеком»

Тоже надо будет прочесть...
 


Ссылка на сообщение28 августа 2009 г. 15:27
Безусловно. «Сьлядек» — одна из тех редких книг у Олдей, насчет которой почти все согласны, что это — мастрид.
Даже лидирующие в фантлабовском опросе «Герой» и «Путь Меча» — и то вызывают споры. А со «Сьлядеком», кажется, все согласны, что это — хорошая книга (а кто не согласен — тот, скорее, всего будет не из числа поклонников Олдей).
По моим наблюдениям, во всяком случае, так...


Ссылка на сообщение29 августа 2009 г. 15:20

цитата glupec

А со «Сьлядеком», кажется, все согласны, что это — хорошая книга (а кто не согласен — тот, скорее, всего будет не из числа поклонников Олдей).
По моим наблюдениям, во всяком случае, так...

Внесем изменения в Ваши наблюдения. :-) Я большой поклонник творчества Олди, но вот «Съялдек» особо не зацепил и не запомнился, в отличие от того же «Героя» или «Баламута».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 августа 2009 г. 21:56
Konst
Скажем так. Есть поклонники Олди, которые любят их «во всех видах» — а есть поклонники Олди, которые ценят в первую очередь их «историко-мифологические» романы (типа вот «Героя» и «Баламута»).
Я отношусь к первой категории (и говорил, собственно, о ней). Вы, вероятно, к другой.
Сойдёмся на том, что «на вкус и на цвет...» и т.д.?
 


Ссылка на сообщение31 августа 2009 г. 21:35
glupec
Я тоже отношусь к первой категории. :-) Практически все их произведения есть в моей библиотеке. И я же не говорил, что «Съялдек», плохая или неинтересная книга. ;-) Просто в моем личном рейтинге произведений Олди, она находится в середняках. И посему у меня же в категорию «маст рид» у Олди не входит. Хотя отдельные рассказы — да.   Тут скорее то самое «на вкус и цвет». Хотя... может и стоит перечитать. Не всякую книгу оценишь с первого раза.
В общем, я по прежнему претендую на исключение из общих наблюдений. :-D


⇑ Наверх