Об окололитературных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Об окололитературных мифах
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Об окололитературных мифах

Статья написана 11 июня 2016 г. 12:19

Любопытно устроен «текущий литературный процесс», предостерегает против глобальных обобщений. Есть, например, ряд мифов, которыми обожают стращать друг друга Молодые Талантливые Авторы на специализированных форумах. Ну там что вашу идею могут украсть, что в издательство можно попасть через постель, что легальные книжные интернет-магазины во всю торгуют ворованным контентом... Профессионалы обычно поднимают эти мифы на смех, и заслуженно. Но если покопаться, выясняется, что вообще-то конечно нет, но иногда, в исключительных случаях — вполне себе да.

Вот, например, популярный у МТА и других лузеров миф о продажности критики. Смех смехом, но на днях рассказали поучительную историю: несколько лет назад газета «Аргументы и факты» заказывала приторно-хвалебные рецензии на книги, которые выпускал тот же «АиФ». И платила за эти, простигосподи, рецензии очень приличные по тем временам деньги. Правда, заказывала не столько профессиональным литжурналистам, сколько писателям, и те находили хитрые способы обойти требования формата, но факт имел место быть. Рассказывал один из участников той аферы (зачеркнуто) истории, теперь искренне считающий всю поголовно критику исключительно рекламной.

Ну чо, основания есть.





319
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 17:41
Ну, вообще говоря, подавляющее большинство рецензий (и даже просто аннотаций), что вижу в бумажной периодике (подчеркну особо — в НЕспециализированной) носит откровенный (видно НЕвооружённым глазом) заказной характер...

А кстати Вы, Василий, не баловались ли подобным в бумажном ещё Питерbook?

Некоторые Ваши тамошние труды производили довольно странное впечатление (особенно, публиковавшиеся под псевдонимами) — кстати, в полном отличии от нынешних, в тех же СПб ведомостях или в КО, кои никак нельзя заподозрить в заказухе...

И, кстати, в КО прямо, совершенно открыто разделяют обычные рецензии-статьи от заказных — специальным шрифтом...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 18:04

цитата lena_m

носит откровенный (видно НЕвооружённым глазом) заказной характер...


Хотелось бы примеров. А то я четверть века этим гнусным делом занимаюсь, с книгоиздательским заказом столкнулся то ли во второй, то ли в третий раз.

А периодика да, диктует: столько-то знаков, такой-то формат, обязательно рассказать о том-то и том-то... Заказуха!

цитата lena_m

не баловались ли подобным в бумажном ещё Питерbook?


Нет.

цитата lena_m

И, кстати, в КО прямо, совершенно открыто разделяют обычные рецензии-статьи от заказных — специальным шрифтом...


Да, но это чётко маркированная реклама.
 


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 18:07

цитата vvladimirsky

Хотелось бы примеров
Да вот из недавнего совсем:

http://historiae.borda.ru/?1-...
Лилия Быкова. ДНК и Родина // Литературная газета, 2016, №17 от 27 апреля — 3 мая, с. 17.

Рец. на:
Анатолий Клёсов. Кому мешает ДНК-генеалогия? Ложь, инсинуации и русофобия в современной российской науке. – М.: Книжный мир, 2016. – 846 с. – 2000 экз.

Мало того, что очевидная заказуха, так ещё и на редкость глупая... :-)
 


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 18:15
Так это не «заказуха», это идеология.


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 18:16
А на мой предвзятый взгляд большинство нашей критики давно уже переформатировалось под нужды именно книготорговли и книгоиздания. С тех пор, как большинство рецензий стал бесспойлерными, они нечувствительно переквалифицировались из критики в разновидность бесплатного продвижения.
А так, соглашусь с тобой, я ни одного случая заказухи не знаю, хотя типа вращаюсь в кругах и около того
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 18:20

цитата Karavaev

большинство нашей критики давно уже переформатировалось под нужды именно книготорговли и книгоиздания


Идем по европейскому и американскому маршруту. Все путем. «как во всем мире: не оплатят издатели рецензию, ее в газете не будет (например, во Франции)» — комментирует в ФБ писатель Юрий Буйда. Нечто подобное мне рассказывали и про США. Как западник, ты радоваться должен.
 


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 19:02
Радуюсь, ага.
 


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 20:21
Ну и опять же: кроме газетных рецензий (которые на самом деле очень-очень разные) есть еще два десятка «толстяков», в каждом ежемесячно от одной до пяти рецензий. Есть «Кольта» и еще полдюжины культурных онлайн-проектов. Я уж не говорю о таких изданиях, как «НЛО» или «Воп.ли». Там о книгах пишут иначе. Правда, о фантастических — от случая к случаю, но заслуживают ли они того?..


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 01:46
Ну, вот насчет заказных рецензий я попросту не в курсе. А что касается воровства идей и постельных (водочных) вариантов, массовый характер ни то, ни другое не несет, но да, бывает и то, и это. Насчет постели я бездоказательно, но через нее в любых отраслях решались дела на протяжении истории человечества, ничего особоенного в этом нет. Ну а идеи и целые сюжеты уносят, правда, не в издательствах, а как придется. У меня тоже уносили, пара голливудских фильмов, к примеру, попросту калька с моих повестей. Так что мифы мифами, а дыма без огня не бывает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 08:52
Насчет идей — с этим периодически сталкиваются авторы прикладной литературы. Мне достоверно известно несколько случаев, когда издательства использовали проработанную концепцию книги и подготовительные материалы, заказывая работу совсем другим авторам. Нечасто, но случается. С художкой это в общем бессмысленно и нерационально. За кинопроизводство не скажу, не знаком с их кухней.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 12:51
Я больше чем уверен, что художку в издательствах не уносят — и вправду никакого смысла нет, да и попросту глупость. Но потом, после публикации художки, прочитавшие наверняка уносят. Есть и фирмы, специализирующиеся на массовом прочтении художки. И девочку, которая работает в такой фирме в США, знаю лично. Читают всё подряд и отмечают то, что заслуживает внимания следующего звена.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 10:04

цитата MikeGel

У меня тоже уносили, пара голливудских фильмов, к примеру, попросту калька с моих повестей.
А назовите пожалуйста фильмы и повести?
 


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 11:52
Ну вот, например:

Повесть
Фильм

Я, кстати, написал режиссёру в своё время, любопытства ради. Он очень вежливо мне ответил, что совпадения случаются. Ну они и в самом деле случаются, но фильм попросту калька с повести, что идейно, что сюжетно.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 12:11

Рассказ
Фильм

Здесь идея 1 в 1 и весьма разные сюжеты. Если, например, сказать мне, что совпадение по обоим позициям, я спорить не стану. Но для себя думаю, что и там, и там унесли — в обоих случаях разница между первой публикацией и фильмом — пара лет. Перелопатить текст в сценарий — дело плёвое, перевести — тем паче.


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 20:13
То есть то обстоятельство что писатели в 99% случаев пишут за деньги — это почему-то никого не коробит из моралистов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 20:15
Так ведь и НЕзаказные рецензии тоже ведь пишутся за деньги...

Вопрос только в том, КАК эти деньги влияют на содержание текста...
 


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 20:34
Только на размер рецензии: много денег — длинная рецензия, мало денег — короткая.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 20:52
Бгг. Смишно. Но нет.


⇑ Наверх