Роман «Мир Нуль-А», открывающий цикл «Нуль-А», написан в 1945 году и для своего времени, наверное, был революционным. Но сейчас читается с некоторым недоумением. Крайне интересная завязка: мир, управляемый Машиной; Игры, на которых отбираются кандидаты на ключевые административные посты; самоуправляющееся в масштабах планеты общество на Венере; принципиально новое учение о мире, способное раскрыть возможности человеческого разума в полной мере; герой, потерявший память, за которым охотятся спецслужбы. Все обещало добротный боевик с хорошей научно-фантастической идеей. А в итоге действие вырулило к банальной борьбе за власть и проблеме бессмертия. И даже боевика в полной мере не получилось: плохие и хорошие бегали «за» и «от» довольно бестолково, действия персонажей слабо мотивированы.
Достигнутое якобы бессмертие не выдерживает критики. Во-первых, оно идет в разрез с представлениями нуль-А учения, поскольку предполагает использование чужих тел для дублирования предназначенного к бессмертию разума. Во-вторых, это по сути своей не бессмертие, что мы видим на примере сопоставления первооткрывателя метода и его создания, которые совершенно разные личности, хотя мозг создания изначально был заполнен фрагментами памяти создателя. В мире нуль-А разработана технология копирования памяти на мозг другого человека, которому искусственно не дают развиваться, и ничего больше. С внедрением такого открытия философию нуль-А можно выбросить на свалку, хотя именно она помогла это открытие сделать.
Ван Вогт показывает очень интересную философию жизни, восходящую к древнекитайским учениям, но адаптированную к современному технологическому обществу. Он дает набросок опять-таки очень интересного общества без властной структуры, основанного на массовом восприятии людьми нуль-А учения. И общество это показывает свою жизнеспособность даже в кризисной ситуации военного вторжения. Также очень хорошо раскрыто внутреннее состояние героя, который не знает, кто он, чувствует себя марионеткой в руках неизвестного, но при этом сохраняет самообладание и пытается действовать осмысленно.
Местами кажется, что роману не достает динамики, действие разворачивается слишком медленно для боевика. Но в этом есть своя изюминка. Это позволяет лучше уяснить особенности созданного Автором мира, проникнуться основами его философии. Герой такого сложного и одновременно простого мира не может мельтешить, как агент 007, в его мире слишком высокие скорости.
«Мир Нуль-А» разочаровал и понравился одновременно. Разочаровал, поскольку представленная в нем концепция бессмертия с позиций сегодняшнего читательского опыта выглядит наивной. Понравился, потому что действие происходит в оригинальном мире, мире логичном, сложном и развивающемся. При этом развитие касается не только технологий, но и идеологической составляющей общества. Оно опирается на реальный багаж философских знаний человечества, которые Автором переосмыслены творчески и в весьма своеобразном ключе.
Во втором романе «Пешки Нуль-А» получают объяснения почти все вопросы, возникшие после прочтения первого романа. География приключений расширяется, мы видим другие населенные людьми планеты, помимо Земли и Венеры, на первый план выдвигается военное противостояние Империи диктатора Энро и Лиги Благородных — объединения демократических планет. Энро талантлив, Империя имеет весомые шансы на победу, и главный герой призван переломить сложившееся соотношение сил.
В сюжет вводятся разные загадки и тайны: предсказатели, Спящий Бог, физиологические особенности мозга главного героя, инопланетяне. Тайны обозначаются, проявляют себя, озадачивают, раскрываются, иногда в полной мере, иногда в части, но в целом первые две книги цикла представляют собой законченную историю.
Галактическая война постепенно отодвигается на второй план, главный герой вовлекается в разгадывание гораздо более масштабных и интригующих событий. Феномен Гилберта Госсейна получает объяснение, правда, для Земли и других населенных планет он так и останется уникальным реликтом, ибо единственный, но, возможно, с его помощью человечество получит доступ к своей изначальной истории, расширит свои знания о мире.
Несмотря на насыщенный сюжет, и этот роман очень спокойный, в нем множество философских отступлений, с позиций нашего времени несколько наивных, но для 1949 года, когда он был написан, всё это наверняка выглядело свежо и оригинально. Автор предпринял попытку сформулировать принципы нового отношения к миру, жизни, мышлению, человеку. Попытка зачетная, суть философии Нуль-А по прочтении книги укладывается в голове, самоуправляющееся венерианское общество на базе такой философии выглядит достаточно реалистично.
В обеих книгах герои прописаны несколько блёкло. Даже Гилберт Госсейн скорее иллюстрирующий инструмент к идее, чем живой человек. Но применительно к главным целям цикла — показать принципиально новое социальное сообщество, скрытно интегрированное в привычную среду, значение воспитания, интеллектуальной и эмоциональной самодисциплины для расширения возможностей человеческого мозга, неабсолютности любых истин ввиду привязки их к конкретному ограниченному научному базису и многих других моментов, составляющих основу неаристотелевского взгляда на мир, таких героев достаточно. Яркие персонажи сработали бы даже во вред, отвлекая внимание и мысль.
В финале второй книги получает объяснение цель разработки технологии бессмертия и причины хаотичного поведения главного героя. Становится ясно, что с критикой в адрес первой книги я поспешила. Для финальной миссии необходимо было сохранить определенное тело, именно на это были направлены опыты доктора Лавуазье, неидентичность памяти и личности значения не имели. И хотя теория происхождения человечества от высокоразвитых инопланетных пришельцев за последние полстолетия набила оскомину, в этом романе она воспринимается органично и даже необычно благодаря эффектному обрамлению.
В связке первые два романа цикла оставляют очень хорошее впечатление. Их интересно читать, интересно следить за развитием авторской мысли и раз за разом проводить переоценку сюжета. Перед нами действительно золотая классика научной фантастики — литературы идей.