Влияние упомянутых внешних факторов в сочетании с богатейшей традицией фантастики в классической отечественной литературе вызвало невероятно быстрое развитие научной фантастики в современном Китае. Следует заметить, что уже в 1930-х годах (возможно под влиянием книг Ж.Верна и Г. Уэллса) начали появляться первые оригинальные китайские романы, которые можно отнести к этому жанру. Наиболее известным из них был роман «Записки о Кошачьем городе», написанный прозаиком и драматургом Лао Шэ (Lao She) – одним из наиболее выдающихся китайских писателей XX века.
Действие романа разворачивается на Марсе, где терпит бедствие китайский космический корабль. Единственный уцелевший после катастрофы астронавт попадает к аборигенам, похожим внешне на кошек, и описывает их обычаи, а затем и гибель, постигающую марсианское общество.
Поначалу китайцы весьма критически оценивали роман своего знаменитого соотечественника, усматривая в нем сатиру на присущие им, как нации, недостатки.
В действительности же это произведение проникнуто глубоким гуманизмом и заботой о благе каждого человека, оно имеет гораздо более широкое значение и может служить красочной панорамой любого из обществ на Земле.
Тогда же появился роман известного прозаика Чжан Тяньи (Zhang Tian-yi) «Записки из мира духов», в котором действительно отражались некоторые негативные стороны китайского менталитета, вытекающие, прежде всего, из всеобщей бюрократизации и излишней церемониализации китайского общества.
В 1940 году известный популяризатор науки Гу Цзюньшэн (Gu Jun-sheng) издал сборник НФ рассказов «Сон о мире», где показал возможности появления различных технических изобретений и проследил возможные последствия их использования.
(Продолжение следует)