На дваче Николая Николаевича К. попрекают библиографией его опубликованных рассказов (довольно тощей, между нами говоря): ведь все же знают, что напечататься в сборнике можно или за деньги, или через конкурс где «о-го-го какая конкуренция», или благодаря друзяшкам! Литературная дама с двойной фамилией грозится раскрыть в радиоэфире тайны издательской премиальной мафии – опять друзяшки! Обидно не то, что люди городят очевидные глупости, а то, что забалтывают действительно любопытную тему. Роль системы авторитетов в делах окололитератрных сложно переоценить, от их влияния никто не свободен. Вот только сводить все к личным связям... профанация, что ли, упрощение. Авторитет – это и журналист, которого я никогда в жизни не видел, но чьи взгляды разделяю, и покойный классик, восторженно нахваливающий кого-то в мемуарах, и умный блогер, и коллективный авторитет премиального жюри...
Интересный пример — роман «Роза и Червь» Роберта Ибатуллина. Дебют, первая книга, лично с автором никто не знаком — но благодаря поддержке авторитетов (отзывы Антона Первушина и Андрея Черткова, сравнения с Дэном Симмонсом, Питером Уоттсом и Вернором Винджем в обсуждениях) эта вещь уже попала в зону приоритетного внимания людей, причастных к «премиальному процессу». Я еще не читал, но уже оплатил: интригует, что роман поставлен в такой контекст.
Вот о том, как соотносится влияние разных типов авторитетов, как способствует распространению информации, действительно стоило бы поговорить. Думаю сделать мероприятие на Петербургской фантастической ассамблее – психологов привлечь, может, кого-то из социологов. Может получиться интересно.