Джек Вэнс Вист Аластор


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Джек Вэнс "Вист: Аластор 1716": путешествие туриста в гротескный социализм
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джек Вэнс «Вист: Аластор 1716»: путешествие туриста в гротескный социализм

Статья написана 1 февраля 2016 г. 03:18

Последнее путешествие в скопление Аластор получилось не просто интересным, но пугающе узнаваемым. Не только от того, что, проживя полжизни при социализме, находила многие детали знакомыми, но от того, что Вэнс смог пойти дальше рядовой Антиутопии и написать о том, что не зависит от общественного строя и является общими чертами Человеческой натуры. С радостью рекомендую всем любителям социальной фантастики: Джек Вэнс     «Вист: Аластор 1716»:

Джек Вэнс «Вист: Аластор 1716»
Джек Вэнс «Вист: Аластор 1716»

Итак, любители экзотики и путешествий, мы с вами уже побывали на двух планетах скопления Аластор. На Труллионе, где жители миролюбивы и незлобивы в той же мере, как и внешне тихие воды, под поверхностью которых обитают самые настоящие монстры-людоеды.

Также мы побывали на Маруне, где среди великолепия средневековых замков их гордые владетели-интеллектуалы плетут изощренные интриги, находя малейшие лазейки в строгом своде традиций и правил, регламентирующих каждое мгновение их жизней.

И, если вам, любителям необычного и странного, эти два путешествия показались достаточно экзотичными, то вы просто ничего не знаете о том, что же есть на самом деле экзотика. Чтобы познать все грани необычного, я предлагаю вам отправиться на Вист.

Юный художник Джантифф Рэйвенсрок, как и многие из нас, тяготился размеренной и спокойной жизнью своей родной планеты Зак. Тяготился необходимостью зарабатывать себе на хлеб насущный, день за днем выполняя работу, к которой не лежала душа, переживая, что кто-то добился большего и преуспел там, где он потерпел поражение. Все то он искал чего-то необычного, что позволило бы ему выделиться из массы таких же, как он, все то он думал, что где-то там трава зеленее, солнце ярче и жизнь легче. Вы не замечали, в туристических проспектах оно так и есть?

Будем справедливы, по части необычного и странного Вист предлагает огромные возможности. Не то, чтобы его обитатели были оригинальны в своей социальном эксперименте — мы таких экспериментов в самых разных вариациях поставили в 20 веке достаточно, чтобы стать настоящими ценителями их тонкостей и деталей.

И, между прочим, некоторые до сих пор пытаются найти новые грани в воплощении идей всеобщего и полного равенства.

В этом плане обитатели Виста продвинулись дальше всех, доведя идеи социализма и коммунизма до полного и абсолютного абсурда. За что им честь и хвала, поскольку не каждый народ согласиться ставить на протяжении 100 лет такой эксперимент на самом себе, чтобы обогатить копилку негативного опыта всего Человечества.

перемалывающая жизни реальность
перемалывающая жизни реальность

Не знаю, откуда Вэнс черпал свои знания о жизни при социализме. Похоже исключительно из пропаганды времен холодной войны и рассказов перебежчиков на «забугорных голосах», которым, сами понимаете, надо было как -то отрабатывать свой хлеб с маслом, повествуя леденящие душу обывателей истории о вороватых, нищих, необразованных, глуповатых, вечно голодных и пьяных бывших соотечественниках.

Но самое замечательное, что из этой полуправды-полулжи родилась исключительно гротескная и не лишенная трагизма картина общества, где идея равноправия исказилась самым причудливым образом, превращаясь в свою полную противоположность, когда «равно» реализовано в полной мере, а «право» оказалось полностью уничтоженным. Так и родилось общество, где пороком становится все, что может выделить человека из общей массы: профессиональные навыки, мастерство, талант, увлечения, сексуальная привлекательность, привязанность, любовь, что превращает людей в однообразно-безликую, несмотря на пестроту нарядов и причесок, массу, бесцельно существующую в запредельно равнодушно-жестоком мире. Причем жестоком не просто в пассивно-бытовом плане, не предполагающем милосердия или сочувствия, а периодически взрывающемся убийственной агрессий и извращенным наслаждением унижениями и страданиями, когда публичное изнасилование, убийство или самоубийство превращается в популярное шоу.

Но не надо думать, что роман — очередная антиутопия, обличающая недостатки определенной идеологии. С моей точки зрения, будучи писателем талантливым, Вэнс действительно заглянул в будущее. Посмотрите и заметите, как идея равноправия пугающе искажается  там, где жителей трудно заподозрить в приверженности коммунистическим идеалам. Любой может назвать, не задумываясь, пару-тройку стран, где найдете и безликие ночлежки-общежития, набитые социальными нахлебниками, и проблемы миграции, и презрение к труду, и подозрение к «слишком грамотным», и жестокое преследование инакомыслящих, и превращение чужих страданий в шоу, когда прилюдно смакуются мельчайшие детали чужого несчастья. И эти страны будут вполне известными и уважаемыми поборниками прав человека.

Это я все говорила об идейной составляющей. Будет несправедливым не упомянуть, что история Джантиффа Рэйвенсрока — вполне традиционный вэнсовский рассказ о взрослении молодого человека, обретении им цели в жизни в результате целого ряда событий, открывающих ему глаза на окружающий мир. По традиции тут будут и заговоры, и преследования, и детективное расследование, и любовная история. Все то, что происходит в разных мирах и обществах, с самого начала времен.

Надеюсь, что мой небольшой рекламный проспект не отпугнет Вас от знакомства с настоящей экзотикой. Чудесные пейзажи, волшебный свет белого солнца Двона, бесконечное море лиц, щекотящая нервы опасная реальность... Добро пожаловать на Вист!

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





271
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 03:40

цитата primorec

Надеюсь, что мой небольшой рекламный проспект не отпугнет Вас от знакомства с настоящей экзотикой.
Меня уже одна картинка отпугнула 8-)

цитата

И, если вам, любителям необычного и странного, эти два путешествия показались достаточно экзотичными, то вы просто ничего не знаете о том, что же есть на самом деле экзотика. Чтобы познать все грани необычного, я предлагаю вам отправиться на Вист.
Тралльон нормально, а вот после Маруна я Вэнса отложил, в долгий ящик. Слишком большая куча абсурда/гротеска/экзотики мне не нравится. Кстати, по вашей наводке взялся за «По ту сторону тьмы» и в ней тот же минус — действие идёт от одного дурдома (странного/экзотичного места) до другого. К седьмой главе уже бошка разболелась. :-) У меня когда такие «экзотичные» попадаются всегда или в сон клонит, или голова болеть начинает 8-) Наверно Бэнкса всё же домучаю как-нибудь, а вот экзотишный Вист, увы, не моё.

З.Ы. Сейчас наконец Салливана стали выкладывать, его читаю. Может и вы когда-нибудь соберётесь, да отзыв потом напишите. :-) Если так, прочту с любопытством.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 03:43
А мне Салливан, напротив, показался пресным и слишком детским. Бросила на пятой странице.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 03:51
Ну, это рано. Хотя он действительно такой. Вернее, похож на что-то в духе Сальваторе. Но постепенно усложняется. Не слишком, но... Вторая книга, Авемпарта, по крайней мере мои надежды оправдала. В принципе Салливан это вот как взять классическое фэнтези (простое и наивное) и попытаться слегка убрать эту простоту, типа осовременить. Но только чуточку, чтобы «дух» классики был узнаваем. Попытка облагородить, что ли? Ну, как-то так в общем 8-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 03:56
Сальваторе тоже не смогла осилить дальше первой трилогии про Темного Эльфа. По той же причине, что и Салливана. Ведь должен же быть в книге хоть какой-то смысл, пусть абсурдный или спорный!
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:12
Знаете, я Марун уже не очень помню, но невразумительный финал там был вторым минусом после бредовых обычаев местных. И у Салливана и у первой трилогии Сальваторе с этим явно лучше... Ха! А ведь уклад дроу своей нелепостью один в один тот же Марун или чудики в общинах из «Большой планеты» или «Кугеля». Выходит и там и там смысл просто в приключении среди чудиков :-) Ну, берём в проводники героев, и следим за экзотическими порядками, не? 8-) А если вся разница по сути в проводниках, то есть героях? Тогда чьи герои лучше, у того и книга лучше получилась. Дзирт и Адриан с Ройсом точно э.. похаризматичнее героев Аластора. :-):-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:17
Только вот иронии и элементов сатиры у Сальваторе нет и в помине. Марун — насмешка над аристократией в любом ее виде.
Дзирт был бы харизматичным, если бы Сальваторе удержался в пределах первой трилогии, где есть и атмосфера и оригинальность, и не скатился в банальщину.
А «Вист» лучше читать во взрослом состоянии, там есть моменты, которые можно оценить только регулярно читая новости и хорошо зная историю.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:30
У этих «элементов иронии и сатиры» есть сопутствующий изъян. Читаешь, и впечатление будто персонажи под веществами.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:38
??? Уж что-что, а ирония в отношении аристократии читается явно. Тогда такие же претензии можно предъявить, к примеру, к Пратчетту.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:51
У Пратчета вся книга — «ирония». И когда берёшь его читать, знаешь, что он в книге всё обстёбывать будет. Аластор это приключения, а не юф, а во-вторых не всё подряд обстёбывается. Поэтому сложно сказать где автор серьёзно, а где нет. Похоже на ситуацию с Адем у Ротфусса в «Страхе мудреца». Вот про адемов там насколько всерьёз? Я лично не смог определить.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:22
Есть и еще одно замечание по героям Аластора. Они и не должны быть харизматичными. Это просто гиды в туристическом путешествии читателя.
В сущности. все три героя приблизительно одинаковы с одинаковыми историями: жил- не тужил, произошло непредвиденное — открылись глаза- нашел свое место. Девчонка в придачу. Тут важны три варианта общества и человеческих качеств, аналогии с которыми легко найти в реальности, а не сам герой.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:33

цитата primorec

Они и не должны быть харизматичными. Это просто гиды в туристическом путешествии читателя.
Ну нет, не соглашусь. В книге первостепенно всегда важен герой. Фактически написать книгу это написать героя. Майлз Форкосиган, Фланди, Джеймс Бонд, Остап Бендер :-). Это не гиды.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:36
Говоря о «гидах», я имела в виду прежде всего именно «Аластор»
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:45
Я так и понял. Просто я вообще о всех книгах, об Аласторе в том числе. Скажем, автор задумал показать какое-либо общество или ситуацию. Ему конечно нужно чтобы читатель книгу не забывал как можно дольше. А помнится только связанное с ярким персонажем. Не просто ситуация или какая-та страна с обычаями, а та, в которую попадал Герой. Который с большой буквы, и чем-то цепляет.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 04:57
По моему, такой прием вполне жизнеспособен для тех историй, где мир и атмосфера первичны, а история героя — лишь вторичная часть для внесения развлекательного элемента или связующая отдельные эпизоды. Как в Висте, где бегство из «города» необходимо только для того, чтобы познакомить с жизнью и мировозрением «деревни».
Кстати, мне такой подход, когда автор ведет читателя за собой нравится больше, чем тот, когда автор пытается угодить читателю.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 05:05

цитата primorec

Кстати, мне такой подход, когда автор ведет читателя за собой нравится больше, чем тот, когда автор пытается угодить читателю.
Ну, я смотрю по-другому. :-) В одном случае вы получаете просто хорошую экскурсию, во втором — экскурсию плюс знакомитесь с красивой экскурсаводшей 8-)
Если перевести на книги, то скажем, есть просто про жизнь древнего Рима, а есть Спартак, где то же самое плюс история харизматичного чувака 8-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 05:13
Да, но в этом случае вы смотрите на мир глазами экскурсовода. А если задача в том, чтобы вы сделали собственные выводы, не отвлекаясь на красивую экскурсоводшу? А то заглядитесь. пропустите чего важное.???
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 05:19
На этот случай всё давно наработано. К герою добавляют столь же яркого антоганиста. Или герою придумывается слабость, недостаток. И уже не так безоглядно веришь ему, не только его глазами смотришь :-) Ну и как раз самое важное лучше всего будет заметно в центре конфликта двух ярких героев 8-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 05:38
И тогда вы получаете не собственное мнение, а лишь то, что скажут- сообщат- решат герой или герои? Точнее, мнение автора, которое он активно проталкивает через героев. Нет, увольте, в серьезных вопросах, таких, как оценивать моральные или этические аспекты, я все же предпочитаю решать только сама. Что Вэнс мне и предлагает в «Висте». Может поэтому я увидела несколько больше, чем сам автор задумывал, не ограничиваясь банальным «коммунизм- плохо, капитализм- хорошо», как это могло показаться, если бы история концентрировалась только вокруг героя и его восприятия.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 06:31

цитата primorec

И тогда вы получаете не собственное мнение, а лишь то, что скажут- сообщат- решат герой или герои?
Немного не так. Скорее вы будете судьёй, а герой с антигероем — адвокатом и прокурором. Они вам свою сторону правды. А вы уже сами решаете кто прав :-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 06:41
Нет, не так. Необходимость адвокатов и прокуроров значит, что ваших знаний и опыта, уверенности и жизненных принципов недостаточно, чтобы принимать самостоятельно решение, оценить предложенные факты и сделать из них выводы. Более того, если вы позиционируете себя, как судью, определяющего какую-то сторону, то заранее ограничиваете собственные возможности в оценках и определениях. Адвокат и прокурор — бинарная система, предполагающая только белое и черное, что не годится в разноцветном мире. Чем мне Вэнс и нравится: он не предлагает готовых рецептов и предлагает читателю делать свои выводы. Кстати, такое предложение во всех Аласторах , как правило, делает второстепенный персонаж.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 07:08

цитата primorec

 Чем мне Вэнс и нравится: он не предлагает готовых рецептов и предлагает читателю делать свои выводы.
То есть любите «открытые финалы»? Я их считаю авторским недостатком, неумение подвести к нужному выводу, так как сам автор его не знает. Кстати, в Тралльоне разве есть такая неопределённость?

цитата primorec

Более того, если вы позиционируете себя, как судью, определяющего какую-то сторону, то заранее ограничиваете собственные возможности в оценках и определениях. Адвокат и прокурор — бинарная система, предполагающая только белое и черное, что не годится в разноцветном мире.
Читатель не может быть никем кроме судьи. У которого обязательно «адвокаты с прокурорами» — герои, от которых узнаёшь детали. И чем это ограничивает? У такого «судьи» нет кодекса законов, только свои взгляды, нет и ответственности за не то решение. Никакого ограничения не вижу. Зато в «разноцветном» мире ограничение есть всегда. То есть если бы вы были правы насчёт ограниченности позиции судьи, то это бы значило, что такая позиция жизненна, плюс, а не минус, типа учит ограничениям реальной жизни :-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 07:18

цитата Rusts2

То есть если бы вы были правы насчёт ограниченности позиции судьи, то это бы значило, что такая позиция жизненна, плюс, а не минус, типа учит ограничениям реальной жизни


В моральных и этических проблемах вообще нет однозначных ответов. Мне, знаете ли, более нравится позиция наблюдатели, а не судьи, истории. где не навязывают мне мнение, каким бы «жизненным» оно не казалось.
И, да, мне нравятся открытые финалы. Они более подходят жанру, даже в названии которого закреплены фантазия и воображение. Фантастика и фэнтези должны поддерживать в читателе эти качества, а не душить их однозначностью и безальтернативностью.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 07:25
:-) Ну, в итоге убедили, что Вист может и стоит как-нибудь прочесть. Спасибо за отзыв и обмен мнениями :beer:


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 08:22

цитата primorec

Не знаю, откуда Вэнс черпал свои знания о жизни при социализме.


Вполне возможно, что у Роберта Хайнлайна. Хайнлайн был в Советском Союзе в 1960 году (его жена Вирджиния даже выучила русский язык перед поездкой).

цитата primorec

Посмотрите и заметите, как идея равноправия искажается самым причудливым образом там, где жителей трудно заподозрить в приверженности коммунистическим идеалам.


Идеи социализма происходят отнюдь не из России. Они гораздо более созвучны душам англосаксов и скандинавов — со всеми (далеко не всегда привлекательными) последствиями.

А какой строй в скоплении Аластор ... даже трудно понять — монархия, пожалуй :-)

Книга интересная — приключенческий сюжет вполне крепкий и завершенный , и любителям вэнсианских описаний и отступлений раздолье :beer:


Ссылка на сообщение1 февраля 2016 г. 08:27

цитата Фыва Прол

А какой строй в скоплении Аластор ... даже трудно понять — монархия, пожалуй


Причем, монархия анонимная. Никто ведь не знает. как выглядит самый главный. Такую же идею он рассматривает в «Аномэ», более подробно в части избрания властителя. Здесь же этот вопрос практически обойден.


⇑ Наверх