Пелевин Цукербрины почему


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cadawr» > Пелевин, «Цукербрины»: почему Птицам не победить (частный разбор)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пелевин, «Цукербрины»: почему Птицам не победить (частный разбор)

Статья написана 25 декабря 2015 г. 19:03

Часть 1: о первичности бога

Я понимаю, что поздновато пишу: о модных книгах – либо сразу, либо никому не интересно, — но при первом прочтении этих мыслей не возникло, а поклонников Пелевина всё-таки довольно много. Плюс очень хочется философски постебаться.

При первом чтении мне больше всего понравилась экзистенциальная гонка вооружений в борьбе Птиц с Творцом. Повторное же прочтение цепануло глаз неким несоответствием. Я надеюсь, что говорю сейчас с человеком, знакомым с теологией Пелевина и, скорее всего, читавшим «Цукербринов», поэтому сразу к делу.

Одним из постулатов выводится взаимная зависимость бога и человека из атмосферы субъективного идеализма (существует только то, что ощущается, остальное – недоказуемо) и  солипсизма (а всё, что видим, мы создаем своим воображением, ибо кроме воображаемого ВООБЩЕ ничего не существует!).

цитата

«Мы нужны нашему Творцу и Создателю, чтобы он мог БЫТЬ, потому что он существует только относительно нас, своих созданий. Как луч фонаря становится виден лишь тогда, когда попадает на освещаемый предмет, так же и мое сознание, то есть я сам, возникает только вместе с осознаваемыми объектами – и исчезает вместе с последним из них.(…) Мы есть видения Создателя, делающие реальным Видящего.»

Вот только луч фонаря существует и без освещаемого предмета. И то, что находясь в тёмном, бесконечно длинном подвале мы не видим этот самый луч света и стенаем во тьме, самому лучу глубоко фиолетово. А вот освещаемому (только вдруг – неосвещённому!) предмету, вероятно, нет – какой табуретке хочется, чтоб об неё спотыкались в темноте, а потом еще и материли?

цитата

«Перед ним возникли два ослепительных шара, соединенные линиями, проходящими через расположенный точно между ними фокус. Это было подобие объемного знака бесконечности – переливающаяся и сверкающая всеми цветами радуги трехмерная восьмерка. (…) Эти два духовных солнца были связаны таинственнейшим из взаимодействий. Первый шар своими лучами создавал второй. А второй – своими лучами создавал первый. Они как бы взаимно порождали друг друга. Здесь не было творца и творимого – шары не могли существовать по отдельности. Не имел смысла вопрос, какой из них первый и главный. Это были два проектора, каждый из которых возникал из луча другого. Две руки с карандашами, рисующие друг друга на листе бумаги. (…) «Да, – подумал он, – это я не сообразил. Мы – просто кошмар, снящийся Богу. Но Бог – просто кошмар, снящийся нам.»

Но позвольте, а как же быть с атеистами? Они не думают о боге, но бог от этого существовать не перестаёт. Ладно, допустим, бог умер в отдельно взятой атеистической голове, но сами-то атеисты – вон они. Следовательно, существование бога не является непременным условием существования атеиста.

В общем-то я уже доказал отправной постулат: птицы, породив атеистов, бога не победят. Но давайте рассмотрим частные случаи.

Вот, зацепился за слово, но оно только кажется незначительным. Я совсем не согласен с тем, что всё равно, «кто из них первый», потому что тот, кто первым открыл глаза, — увидел (создал) второго и, следовательно, не зависит от него. Либо это бог, и тогда существование человека не является непременным условием существования бога, либо – бог лишь ментальная проекция и не является условием существования не только атеиста, но и человека вообще. Версия, что они открыли глаза одновременно так же несостоятельна – тогда должно быть что-то до, та самая пелевинская пустота, сгустившаяся одновременно в человека и в Вепря, а следовательно, оба они, и человек, и демиург – лишь объекты в сознании бога.

Наша вселенная начала существовать с 4,3-помноженной-на-10-в-минус17той-степени секунды после Большого взрыва. Что-то тогда произошло. И произошедшее никак не было человеком. Следовательно, даже уничтожив мир, Птицы никак не смогут повредить Создателю.

Ладно, рассмотрим научную модель, в которой вселенная родилась и развилась сама по себе, а бог – лишь психо-социальный феномен, позволяющий человеку право на слабость и зародившийся вместе с появлением разума. Тогда, чтобы убить бога, Птицы должны уничтожить все мыслящие существа и себя за одно. Растения же и животные останутся благоденствовать в гармонии и зелёном безмыслии, то есть в том самом идеале, который по Пелевину и есть бог!

Часть 2: о молитве.

цитата

«Я никогда не задумывался прежде, с кем, собственно, вступает в любовную связь пользователь интернет-порнографии. С далекой актрисой? Это вряд ли, она осталась в прошлом. Со своим воображением? Тоже вроде бы нет – пользователь смотрит на экран, где все уже нарисовано. С картинкой на экране? Но в сознании бедняги происходит самое настоящее соитие, и он, так сказать, торжествует над увиденным, иногда по три-четыре раза в день.»

Очень мне было интересно, к какому кульбиту мысли придёт маэстро? Он пришёл к каким-то инфернальным пиявкам. Но как же, Виктор Олегович! Вы же сами писали в «Generation П»:

цитата

«Можно ли сказать, что телевизор смотрит тот человек, который его смотрит?

Мы утверждаем, что нет. И вот почему. Когда человек разглядывал выключенный телевизор, движение его глаз и поток его внимания управлялись его собственными волевыми импульсами, пусть даже хаотичными. (…) Включенный телевизор (… -) изображение непрерывно модифицируется оператором и стоящим за ним режиссером. (…) Смене изображения на экране можно поставить в соответствие условный психический процесс, который заставил бы наблюдателя переключать внимание с одного события на другое и выделять наиболее интересное из происходящего, то есть управлять своим вниманием так, как это делает за него съемочная группа. Возникает виртуальный субъект этого психического процесса, который на время телепередачи существует вместо человека, входя в его сознание как рука в резиновую перчатку» (При этом) «виртуальный субъект, замещающий собственное сознание зрителя, не существует абсолютно»

Другими словами, человек перестает быть личностью. Чем же он продолжает быть?

Бинго! Ответ известен!

Что происходит в голове интернет-дрочера? А в голове его происходит так любезное сердцу Пелевина НИЧЕГО. То самое ничто, которое является идеалом и божеством. И это ничто стремится к экстазу. То есть пользователь в этот момент вступает в любовную связь именно с богом. А точнее – бог, заместив собой пользователя, вступает в любовные отношения с самим собой. По любому — акт интернет-мастурбации оказывается самым главным священнодействием в мире пелевинской теологии!

К слову, этот акт – то, к чему Птицы толкают человечество.

Как бы последний размышлизм направить Виктору Олеговичу?..





502
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 декабря 2015 г. 12:09
Пелевин смешал современную популярную философию с Angry Birds.
А тут прямо такой умняк попёр. Искренне завидую.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2015 г. 09:11
Вряд ли с Angry Birds. Скорее всего он намешал поп-филосфию с какой-то старой игрушкой
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2015 г. 12:43
именно с энгри бёрдс :) перечитайте.
ну и зелёная свинья в «супротивниках» и тематические вставки ,как тематические наборы в разных выпусках игры... в общем мнгого общего
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2015 г. 13:14
С Angry Birds, действительно. Но получилось, как всегда, иронично и изящно.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2015 г. 18:49
Получилось попсово. Попсовая философия и попсовая игра.
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2015 г. 04:21
мне кажется, любая философия хороша, если заставляет человека подумать над собой, миром и социумом, в котором живет. Учитывая популярность Пелевина, он заставляет думать очень широкую аудиторию, причем, отнюдь не философов. Так что на мой взгляд, все очень хорошо и правильно.
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2015 г. 20:27
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2015 г. 14:05
переход на оскорбления — не аргумент в беседе.
 


Ссылка на сообщение4 января 2016 г. 17:55
Интересно, а как вы ухитрились оскорбиться? Многие виды животных срыгивают еду для потомства. Матери бывает разжевывают для детей.
И знаете, если кого-то нужно заставлять думать, особенно над пережеванным... то...
извините, но я как-то в этом позитива не вижу.
 


Ссылка на сообщение8 января 2016 г. 08:54
Оскорбление в форме вашего прошлого высказывания. А по сути — вы подошли к качелям, где ребятишки с увлечением обсуждают «Буратино», и стали с сарказмом совать им под нос учебники по кибернетике, раз они так роботами увлекаются. Учебники — вещь, безусловно, более умная, но и у «Буратино» масса художественных достонинств, на этой книге воспитаны поколения детей и часть из них, благодаря этому, когда-нибудь возьмутся и за учебники кибернетики. Так что уважайте «Буратино»
Или зайдите за гаражи, там тусуются юные химики с кругами под глазами. Узнаете их по пузырькам «Нафтизина». Они с удовольствием возьмут ваши учебники (как и имеющуюся при вас валюту и средства свзи) и конвертируют всё это в эфемерные видения. Зато они «Буратино» не читают.
 


Ссылка на сообщение10 января 2016 г. 18:54
Спасибо. Это было типа тонко.;-)


Ссылка на сообщение26 декабря 2015 г. 18:46
Здравствуйте!
мне постановка «основного вопроса философии» больше всего понравилась в «снафФъ»: Δамилола сравнивает всю эту гнилую канитель (существование, мироздание и/или т.д. и/или т.п.)
с взаимодействием
нерва (или, возможно, нервной клетки, точно не помню, надо бы перечитать, только нескоро у меня такая возможность будет)
и вируса (лучше всего подходит в.бешенства, Rabiovirus, насколько я могу судить;)
С другого бока: в пресловутом «буддизме Пелевина» меня давно что-то беспокоило, и оформилось это «что-то» когда я читал лурковскую статью «Адвайта(=недвойственность)».
И то, оформилось это не настолько, чтобы я мог связно аргументировать постулат «В.П. — адепт адвайты». ;) такие дела ;)


Ссылка на сообщение29 декабря 2015 г. 19:32

цитата cadawr

какой табуретке хочется, чтоб об неё спотыкались в темноте, а потом еще и материли?

Лично знакома именно с таким столом и табуреткой (по счастью, не своими). Которым доставляет некое извращенное удовольствие, чтобы об них сначала больно ударились, а потом от безысходности обматерили — кто с ними, деревянными, станет драться или вызовет на дуэль за оскорбление действием? Да и людям иногда в радость быть такой табуреткой (причины могут быть разные).

Строго говоря, все предметы, растения и животные имеют свои интересы, личность, характер — и, возможно, своего Бога, просто нам его не постичь до тех пор, пока не научимся быть антилопами, цветами, звездами и табуретками 8-)

цитата cadawr

Растения же и животные останутся благоденствовать в гармонии и зелёном безмыслии, то есть в том самом идеале, который по Пелевину и есть бог!

Из биологии нам известно, что имя этой гармонии — война борьба за выживание.
Значит, идеальный пелевинский бог есть война? :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2015 г. 19:49
цитата Aliena

цитата

идеальный пелевинский бог

есть безмыслие и равновесие.
Впрочем, по Пелевину, кроме бога в мире больше ничего не существует. Он — каждое из растений и каждый из людей, специально «забывший» в каждом из нас, что мы все -бог. Потому что объект существует только когда его кто-то воспринимает, и мы существуем, только пока нас кто-то воспринимает, но поскольку все мы — субъекты и сами создаем все объекты, на которые падает наш взгляд, то рождается противоречие: как тогда существуют потерянные нами вещи, которые мы не созерцаем? и другие личности, которые тумаками доказывают нам независимое от нас существование? Вот и получается, что все мы — пустота-Бог, просто надетые на его руки марионетки, а сам Он притворяется, что руки его не знают, что они — часть бога и живут свою пьессу. А Он на нас смотрит (причем нашими же марионеточными глазами — друг на дружку), поэтому мы и существуем.
цитата Aliena

цитата

Лично знакома именно с таким столом и табуреткой


цитата cadawr

цитата

самому лучу глубоко фиолетово. А вот освещаемому (только вдруг – неосвещённому!) предмету, вероятно, нет


Твоим тубареткам полюбому ведь не безразлично. А свету — безразлично.8-) ЧИД.
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2015 г. 20:44

цитата cadawr

есть безмыслие и равновесие.
Впрочем, по Пелевину, кроме бога в мире больше ничего не существует. Он — каждое из растений и каждый из людей, специально «забывший» в каждом из нас, что мы все -бог. Потому что объект существует только когда его кто-то воспринимает, и мы существуем, только пока нас кто-то воспринимает, но поскольку все мы — субъекты и сами создаем все объекты, на которые падает наш взгляд, то рождается противоречие: как тогда существуют потерянные нами вещи, которые мы не созерцаем? и другие личности, которые тумаками доказывают нам независимое от нас существование? Вот и получается, что все мы — пустота-Бог, просто надетые на его руки марионетки, а сам Он притворяется, что руки его не знают, что они — часть бога и живут свою пьессу. А Он на нас смотрит (причем нашими же марионеточными глазами — друг на дружку), поэтому мы и существуем.

Марионетки — как раз понятно. Непонятно, откуда безмыслие и равновесие, если эта божественная пустота смотрит на нас, притворяется и проживает наши жизни вместе с нами?
По-моему, это было бы «чертовски громкое молчание» :-)
Ты хочешь сказать, что она не мыслит, не интересуется, совсем ничего не думает, пусть даже чужими головами? А зачем ей мы, в таком случае?

цитата cadawr

Твоим тубареткам полюбому ведь не безразлично. А свету — безразлично.8-) ЧИД.

Выше была просто ремарка про возможность злонамеренных табуреток )
А если продолжить беседу про свет — то чем свет принципиально отличается от табуреток?
По-моему, ничем. Это тоже материальный объект со своими характеристиками и законами, и имхо ему тоже интереснее освещать что-то, выхватывать предметы из темноты, чем лететь через пустоту без цели и смысла. Да, он не может по своей воле остановиться, оставаясь собой, но почему ему должно быть безразлично, чем заниматься в процессе?
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2015 г. 14:14

цитата Aliena

А если продолжить беседу про свет — то чем свет принципиально отличается от табуреток? По-моему, ничем.

согласен. Он такое же божественное воплощение, как и табуретка.
На этом примере Пелевин хотел показать, что свет для табуретки (бог для человека) появляется только когда они соприкасаются: иначе луч света не виден, а следовательно для табуретки не существует. Я же развил мысль, что табуретка (человек) больше нуждается в свете (боге), чем свет в табуретке. Осветил табуретку — хорошо, нет — лечу себе дальше и жду, чего бы осветить. А вот ненайденная табуретка пылится, никому не нужная, в чулане, и ждет, когда же ее наконец хотя бы обматерят )))
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2015 г. 14:24

цитата Aliena

откуда безмыслие и равновесие, если эта божественная пустота смотрит на нас, притворяется и проживает наши жизни вместе с нами?
По-моему, это было бы «чертовски громкое молчание»
Ты хочешь сказать, что она не мыслит, не интересуется, совсем ничего не думает, пусть даже чужими головами? А зачем ей мы, в таком случае?


А вот это очень интересный вопрос... Я так с ходу и не припомню, зачем по-пелевину пустота чем-то становится. У него она априори — исходный идеал, который лишь вливается в формы, которые мы наблюдаем и считаем реально существующими. А на самом деле реально существует лишь пустота, которая заполнила эти формы. Как фигурки в восковой лампе — они могут быть похожи на медведя, инопланетянина, вообще ни на что, но Пелевин предлагает абстрагироваться от формы и увидеть, что все эти фигурки — всего лишь воск; и существуют они — секунды, а воск — вечен.
Я думаю, идея о пустоте как изначальном идеале родилась из медитаций — чем глубже мы уходим в созерцание и безмыслие, тем меньше давлеет над нами мир, и отступает суета, которая тянет нас в низменное, словно гиря, и ты приближаешься к состоянию божества. Т.е. к пустоте. Начинаешь чувствовать себя не фигуркой, а вечным воском.
А вот зачем пустоте это надо?..
Может быть

цитата Aliena

ему тоже интереснее освещать что-то, выхватывать предметы из темноты, чем лететь через пустоту без цели и смысла.

Я думаю, в своих последних работах Пелевин как раз об этом и размышляет, и именно поэтому выводит апорию о свете и табуретке, то есть о необходимости восприниматься, чтобы существовать

цитата Пелевин

Мы нужны нашему Творцу и Создателю, чтобы он мог БЫТЬ, потому что он существует только относительно нас, своих созданий. Как луч фонаря становится виден лишь тогда, когда попадает на освещаемый предмет, так же и мое сознание, то есть я сам, возникает только вместе с осознаваемыми объектами – и исчезает вместе с последним из них.(…) Мы есть видения Создателя, делающие реальным Видящего.


⇑ Наверх