Часть 1: о первичности бога
Я понимаю, что поздновато пишу: о модных книгах – либо сразу, либо никому не интересно, — но при первом прочтении этих мыслей не возникло, а поклонников Пелевина всё-таки довольно много. Плюс очень хочется философски постебаться.
При первом чтении мне больше всего понравилась экзистенциальная гонка вооружений в борьбе Птиц с Творцом. Повторное же прочтение цепануло глаз неким несоответствием. Я надеюсь, что говорю сейчас с человеком, знакомым с теологией Пелевина и, скорее всего, читавшим «Цукербринов», поэтому сразу к делу.
Одним из постулатов выводится взаимная зависимость бога и человека из атмосферы субъективного идеализма (существует только то, что ощущается, остальное – недоказуемо) и солипсизма (а всё, что видим, мы создаем своим воображением, ибо кроме воображаемого ВООБЩЕ ничего не существует!).
цитата
«Мы нужны нашему Творцу и Создателю, чтобы он мог БЫТЬ, потому что он существует только относительно нас, своих созданий. Как луч фонаря становится виден лишь тогда, когда попадает на освещаемый предмет, так же и мое сознание, то есть я сам, возникает только вместе с осознаваемыми объектами – и исчезает вместе с последним из них.(…) Мы есть видения Создателя, делающие реальным Видящего.»
Вот только луч фонаря существует и без освещаемого предмета. И то, что находясь в тёмном, бесконечно длинном подвале мы не видим этот самый луч света и стенаем во тьме, самому лучу глубоко фиолетово. А вот освещаемому (только вдруг – неосвещённому!) предмету, вероятно, нет – какой табуретке хочется, чтоб об неё спотыкались в темноте, а потом еще и материли?
цитата
«Перед ним возникли два ослепительных шара, соединенные линиями, проходящими через расположенный точно между ними фокус. Это было подобие объемного знака бесконечности – переливающаяся и сверкающая всеми цветами радуги трехмерная восьмерка. (…) Эти два духовных солнца были связаны таинственнейшим из взаимодействий. Первый шар своими лучами создавал второй. А второй – своими лучами создавал первый. Они как бы взаимно порождали друг друга. Здесь не было творца и творимого – шары не могли существовать по отдельности. Не имел смысла вопрос, какой из них первый и главный. Это были два проектора, каждый из которых возникал из луча другого. Две руки с карандашами, рисующие друг друга на листе бумаги. (…) «Да, – подумал он, – это я не сообразил. Мы – просто кошмар, снящийся Богу. Но Бог – просто кошмар, снящийся нам.»
Но позвольте, а как же быть с атеистами? Они не думают о боге, но бог от этого существовать не перестаёт. Ладно, допустим, бог умер в отдельно взятой атеистической голове, но сами-то атеисты – вон они. Следовательно, существование бога не является непременным условием существования атеиста.
В общем-то я уже доказал отправной постулат: птицы, породив атеистов, бога не победят. Но давайте рассмотрим частные случаи.
Вот, зацепился за слово, но оно только кажется незначительным. Я совсем не согласен с тем, что всё равно, «кто из них первый», потому что тот, кто первым открыл глаза, — увидел (создал) второго и, следовательно, не зависит от него. Либо это бог, и тогда существование человека не является непременным условием существования бога, либо – бог лишь ментальная проекция и не является условием существования не только атеиста, но и человека вообще. Версия, что они открыли глаза одновременно так же несостоятельна – тогда должно быть что-то до, та самая пелевинская пустота, сгустившаяся одновременно в человека и в Вепря, а следовательно, оба они, и человек, и демиург – лишь объекты в сознании бога.
Наша вселенная начала существовать с 4,3-помноженной-на-10-в-минус17той-степени секунды после Большого взрыва. Что-то тогда произошло. И произошедшее никак не было человеком. Следовательно, даже уничтожив мир, Птицы никак не смогут повредить Создателю.
Ладно, рассмотрим научную модель, в которой вселенная родилась и развилась сама по себе, а бог – лишь психо-социальный феномен, позволяющий человеку право на слабость и зародившийся вместе с появлением разума. Тогда, чтобы убить бога, Птицы должны уничтожить все мыслящие существа и себя за одно. Растения же и животные останутся благоденствовать в гармонии и зелёном безмыслии, то есть в том самом идеале, который по Пелевину и есть бог!
Часть 2: о молитве.
цитата
«Я никогда не задумывался прежде, с кем, собственно, вступает в любовную связь пользователь интернет-порнографии. С далекой актрисой? Это вряд ли, она осталась в прошлом. Со своим воображением? Тоже вроде бы нет – пользователь смотрит на экран, где все уже нарисовано. С картинкой на экране? Но в сознании бедняги происходит самое настоящее соитие, и он, так сказать, торжествует над увиденным, иногда по три-четыре раза в день.»
Очень мне было интересно, к какому кульбиту мысли придёт маэстро? Он пришёл к каким-то инфернальным пиявкам. Но как же, Виктор Олегович! Вы же сами писали в «Generation П»:
цитата
«Можно ли сказать, что телевизор смотрит тот человек, который его смотрит?Мы утверждаем, что нет. И вот почему. Когда человек разглядывал выключенный телевизор, движение его глаз и поток его внимания управлялись его собственными волевыми импульсами, пусть даже хаотичными. (…) Включенный телевизор (… -) изображение непрерывно модифицируется оператором и стоящим за ним режиссером. (…) Смене изображения на экране можно поставить в соответствие условный психический процесс, который заставил бы наблюдателя переключать внимание с одного события на другое и выделять наиболее интересное из происходящего, то есть управлять своим вниманием так, как это делает за него съемочная группа. Возникает виртуальный субъект этого психического процесса, который на время телепередачи существует вместо человека, входя в его сознание как рука в резиновую перчатку» (При этом) «виртуальный субъект, замещающий собственное сознание зрителя, не существует абсолютно»
Другими словами, человек перестает быть личностью. Чем же он продолжает быть?
Бинго! Ответ известен!
Что происходит в голове интернет-дрочера? А в голове его происходит так любезное сердцу Пелевина НИЧЕГО. То самое ничто, которое является идеалом и божеством. И это ничто стремится к экстазу. То есть пользователь в этот момент вступает в любовную связь именно с богом. А точнее – бог, заместив собой пользователя, вступает в любовные отношения с самим собой. По любому — акт интернет-мастурбации оказывается самым главным священнодействием в мире пелевинской теологии!
К слову, этот акт – то, к чему Птицы толкают человечество.
Как бы последний размышлизм направить Виктору Олеговичу?..