Popiól i diament Пепел и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alex1970» > Popiól i diament (Пепел и алмаз)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Popiól i diament (Пепел и алмаз)

Статья написана 8 декабря 2015 г. 15:15

Польша, 1958, 103 мин.

Реж. Анджей Вайда

В ролях Ян Чечерски, Галина Квятковска, Станислав Мильски, Игнаций Маховски, Збигнев Цибульски, Збигнев Сковроньски, Ева Кшижевска, Вацлав Застшежиньски, Богумил Кобеля, Артур Млодницки, Адам Павликовски

Военная драма

Оценка 7,9 (6679) Моя оценка 9 (шедевр)

Иллюстрированный обзор можно посмотреть здесь

Экранизация повести Ежи Анджеевского (точнее, ее модификация).

Шедевр и один из основополагающих фильмов нового польского кино, создавший на десятилетие вперед образ Збигнева Цибульского с его темными очками. Как пишут поляки, этот фильм сделал Цибульского бессмертным.

Преимущества шедевра в актуальности и истории на все времена. Сложность в том, что его невозможно адекватно передать.

История здесь очень простая.

Заканчивается война. Поляки, ранее сражавшиеся против общего врага, теперь уничтожают друг друга.

Собственно, в фильме речь пойдет о двух боевиках, которые должны ликвидировать местного секретаря ПОРП. Первая попытка вышла неудачной – в расстрелянной машине оказались работяги с завода, а партийное руководство запоздало.

Поляки нередко показывали с симпатией не только коммунистических партизан и Армию Людову, но и «Батальоны хлопски» и даже АК (прямых конкурентов коммунистов в борьбе за власть).

Здесь автор явно симпатизирует боевикам. Кроме них и девушки, с симпатией показан только сам секретарь Щука (объект покушения).

В повести рассказывается о нелегком периоде приход коммунистов к власти. И образы новой власти выведены «светлыми, идейными и практически святыми» (недаром она преподносилась как один из источников литературы новой Польши). В то время, как бойцы АК показаны загнанными бандитами. Интересно, что автор книги принимал участие в написании сценария, но результат был совершенно иным.

Здесь авторы не осуждают, они, скорее, скорбят о братоубийственной бойне. Образ Мацека, бывшего студента, которого война сделала жестоким бойцом, циничным и, вместе с тем, не утратившего способности сомневаться, потрясает. Великолепная работа Цибульского, ставшего сразу сверхновой.

За трагикомичность здесь отвечает Богумил Кобеля, создавший образ типа, который пытается усидеть сразу на всех стульях. Помните, героя «Свадьбы в Малиновке» – «опять власть меняется».

К сожалению, оба этих замечательных актера трагически погибли в конце 60-х.

Замечательный фильм, не утративший своей актуальности. Его нужно смотреть, чтобы составить свое мнение. Чужих суждений о нем слишком много, и зачастую они взаимоисключающи.



Тэги: фильмы


109
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 декабря 2015 г. 10:10
Помню этот фильм случайно поставили по 1-му каналу вместо КВН по случаю траура. Не ожидал, что рассмотрюсь и, что он на меня произведет такое сильнейшее впечатление.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2015 г. 11:19
Мощное кино, тоже не ожидал, когда первый раз смотрел еще в начале 90-х


Ссылка на сообщение9 декабря 2015 г. 14:04
После такой рецензии — невозможно не посмотреть фильм.
Настораживает аннотация на рутрекере: «... третий фильм из его «военной трилогии»
Можно ли смотреть фильм в отрыве от первых двух?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2015 г. 16:04
Это кино само по себе. На него есть отсылки во многих польских фильмах, хотя бы в «Перстне с орлом».
Но сюжет совсем отдельный. С какими фильмами он в трилогию входит, я не в курсе
 


Ссылка на сообщение10 декабря 2015 г. 10:26
Спасибо.
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2015 г. 17:41
Фильм замечательный.
И смотреть отдельно можно и нужно.
Кроме него я у Вайды смотрел только его версию Мастера и Маргариты — или точнее — его вариации на тему...
А что это часть трилогии я и не знал...


⇑ Наверх