Польша, 1958, 103 мин.
Реж. Анджей Вайда
В ролях Ян Чечерски, Галина Квятковска, Станислав Мильски, Игнаций Маховски, Збигнев Цибульски, Збигнев Сковроньски, Ева Кшижевска, Вацлав Застшежиньски, Богумил Кобеля, Артур Млодницки, Адам Павликовски
Военная драма
Оценка 7,9 (6679) Моя оценка 9 (шедевр)
Иллюстрированный обзор можно посмотреть здесь
Экранизация повести Ежи Анджеевского (точнее, ее модификация).
Шедевр и один из основополагающих фильмов нового польского кино, создавший на десятилетие вперед образ Збигнева Цибульского с его темными очками. Как пишут поляки, этот фильм сделал Цибульского бессмертным.
Преимущества шедевра в актуальности и истории на все времена. Сложность в том, что его невозможно адекватно передать.
История здесь очень простая.
Заканчивается война. Поляки, ранее сражавшиеся против общего врага, теперь уничтожают друг друга.
Собственно, в фильме речь пойдет о двух боевиках, которые должны ликвидировать местного секретаря ПОРП. Первая попытка вышла неудачной – в расстрелянной машине оказались работяги с завода, а партийное руководство запоздало.
Поляки нередко показывали с симпатией не только коммунистических партизан и Армию Людову, но и «Батальоны хлопски» и даже АК (прямых конкурентов коммунистов в борьбе за власть).
Здесь автор явно симпатизирует боевикам. Кроме них и девушки, с симпатией показан только сам секретарь Щука (объект покушения).
В повести рассказывается о нелегком периоде приход коммунистов к власти. И образы новой власти выведены «светлыми, идейными и практически святыми» (недаром она преподносилась как один из источников литературы новой Польши). В то время, как бойцы АК показаны загнанными бандитами. Интересно, что автор книги принимал участие в написании сценария, но результат был совершенно иным.
Здесь авторы не осуждают, они, скорее, скорбят о братоубийственной бойне. Образ Мацека, бывшего студента, которого война сделала жестоким бойцом, циничным и, вместе с тем, не утратившего способности сомневаться, потрясает. Великолепная работа Цибульского, ставшего сразу сверхновой.
За трагикомичность здесь отвечает Богумил Кобеля, создавший образ типа, который пытается усидеть сразу на всех стульях. Помните, героя «Свадьбы в Малиновке» – «опять власть меняется».
К сожалению, оба этих замечательных актера трагически погибли в конце 60-х.
Замечательный фильм, не утративший своей актуальности. Его нужно смотреть, чтобы составить свое мнение. Чужих суждений о нем слишком много, и зачастую они взаимоисключающи.