
Аннотация: «Криминалисты будущего – почти волшебники: дай им окурок, они найдут на нем ДНК и сделают портрет курильщика. Правда, генотипы законопослушных граждан недоступны для полицейских, но портретное сходство – это улика, верно?.. В будущем действуют суровые законы по защите интеллектуальной собственности, однако пираты их не боятся. Сверхсекретные биологические проекты работают на Луне. Дороги в России не исправили, зато автомобили научились летать. И кстати, ждать этого светлого будущего осталось совсем недолго
Это сборник детективных рассказов, объединенных миром и главным героем — американским полицейским/частным детективом русско-еврейского происхождения Сергеем Островски.
Несмотря на потенциал вышеприведенных характеристик, Сергей — простая сюжетная рамка; все, что о нем известно, или задано традициями жанра, или будет использовано для раскрытия преступления. Умный, честный, увлекается скалолазанием, в о время визита к родственникам тоже раскрывает преступления.
Но сама картина в этой рамке настолько хороша, что большего и не требуется.
Это мир, отстоящий от нас нас максимум на сорок-пятьдесят лет. Не утопия, не антиутопия, а очень живой и своеборазный, где привычные проблемы решают методами науки будущего, очертания которой можно угадать уже сейчас. ЗД-печать почти как ксерокс в канцтоварах, мясо для гамбургера «из пробирок», флайботы с видеозаписью места преступления, биолаборатория в гараже, вифоны, активированные электронные страницы, секвенирование ДНК в пробах из канализационных стоков (рутиная работа санстанции)...
И в этом мире Сергей Островски решает логические головоломки в духе классического детектива. Минимум подозреваемых, четко поставленная задача (найти убийцу, вычислить шпиона, раскрыть тайну вульгарного сиреневого костюма), изящное решение, которое, кстати, всегда демонстрирует новую грань отношений люди/технологии.
При этом автор очень любовно относится к деталям, аккуратно вставляя нужные части паззла общей картины мира в нужные места.
Например, она никогда не напишет «специалисты сидели, перебрасываясь непонятными терминами». Она обязательно даст краткий отрывок их разговора, покажет эмоционально заряженный жаргон:).
цитата
»- Тогда я смягчу правила перехода? Только на абзац!— Ты еще трехколнником его разверстай!»
Немного по отдельным историям
«Убийство в салоне красоты» — маникюршу убил кто-то из клиентов салона красоты, но кто именно? Рассказ-экспозиция, введение в мир, оттого немного затянутый, и детективная загадка не цепляет так, как в последующих.
«Луна родилась из мысли» — украдена технология, которая превращает человека в гения, и вор — уже гений. Как его вычислить обыкновенному человеку? А здесь прекрасно все: возведенная в абсолют герметичность лунной станции, подробности быта ученых вроде фотографий с штангой при уменьшенной силе тяжести, и, не побоюсь этого выражения, нравственные вопросы, которые порождают высокие технологии.
«Дело об украденной трилогии» — проблемы издательства и пиратства. Автор еще не успел написать книгу, а ее уже украли. Но как? И как помешать краже, если забота о безопасности дошла до паранойи, а пираты уже злорадствуют?
«Дело об откушенном пальце» — клиент, который сунул палец в работающий ЗД-принтер, хочет отсудить у маленькой компании 100 тыс долларов. Он не похож ни на скрягу, готового пожертововать пальцем ради денег, ни на реального дурака, ни на человека, который мстит владельцу компании. Но все равно у него была очень весомая причина сделать то, что он сделал:)
«Московские каникулы» — а здесь, на мой вкус, слишком много слабо прописанных персонажей, но зато интереснейшее фантдопущение (особенно этот рассказ понравится медикам).
«Аллея славы» — к Сергею приходит женщина и просит его проследить не за мужем, а всего лишь за соседом: прилизанным, благообразным менеджером, который иногда надевает дичайшей расцветки костюм и уезжает куда-то.
Мой фаворит, чем-то напомнил Честертона, когда все начинается с безобидной, даже забавной мелочи, потом раскручивается, раскручивается... и заканчивается страшной низостью и подлостью, до которой может дойти человек с уязвленным самолюбием.
«На самой обыкновенной улице» — история о том, во что может впутаться сыщик в отпуске, случайно встретив на улице хорошенькую девушку. Дамзель ин дистресс, экшн, биотерроризм.
Я вот подумала, что, если бы любителю триллеров из восьмидесятых дать прочесть современный триллер с поиском маньяка профайлерами, единой компьютерной базой данных, анализом ДНК и прочим, он испытывал бы чувства, сходные с теми, что испытывала сейчас я от «Файлов».
Очень достойная работа в редком сейчас жанре, точнее, в редком совмещении жанров: чистого классического детектива и чистой НФ.