Научная детективная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Синяя мышь» > Научная детективная фантастика ближнего прицела, или "Файлы Сергея Островски"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Научная детективная фантастика ближнего прицела, или «Файлы Сергея Островски»

Статья написана 7 декабря 2015 г. 00:53

Аннотация: «Криминалисты будущего – почти волшебники: дай им окурок, они найдут на нем ДНК и сделают портрет курильщика. Правда, генотипы законопослушных граждан недоступны для полицейских, но портретное сходство – это улика, верно?.. В будущем действуют суровые законы по защите интеллектуальной собственности, однако пираты их не боятся. Сверхсекретные биологические проекты работают на Луне. Дороги в России не исправили, зато автомобили научились летать. И кстати, ждать этого светлого будущего осталось совсем недолго

Это сборник детективных рассказов, объединенных миром и главным героем — американским полицейским/частным детективом русско-еврейского происхождения Сергеем Островски.

Несмотря на потенциал вышеприведенных характеристик, Сергей — простая сюжетная рамка; все, что о нем известно, или задано традициями жанра, или будет использовано для раскрытия преступления. Умный, честный, увлекается скалолазанием, в о время визита к родственникам тоже раскрывает преступления.

Но сама картина в этой рамке настолько хороша, что большего и не требуется.

Это мир, отстоящий от нас нас максимум на сорок-пятьдесят лет. Не утопия, не антиутопия, а очень живой и своеборазный, где привычные проблемы решают методами науки будущего, очертания которой можно угадать уже сейчас. ЗД-печать почти как ксерокс в канцтоварах, мясо для гамбургера «из пробирок», флайботы с видеозаписью места преступления, биолаборатория в гараже, вифоны, активированные электронные страницы, секвенирование ДНК в пробах из канализационных стоков (рутиная работа санстанции)...

И в этом мире Сергей Островски решает логические головоломки в духе классического детектива. Минимум подозреваемых, четко поставленная задача (найти убийцу, вычислить шпиона, раскрыть тайну вульгарного сиреневого костюма), изящное решение, которое, кстати, всегда демонстрирует новую грань отношений люди/технологии.

При этом автор очень любовно относится к деталям, аккуратно вставляя нужные части паззла общей картины мира в нужные места.

Например, она никогда не напишет «специалисты сидели, перебрасываясь непонятными терминами». Она обязательно даст краткий отрывок их разговора, покажет эмоционально заряженный жаргон:).

цитата

»- Тогда я смягчу правила перехода? Только на абзац!

— Ты еще трехколнником его разверстай!»

Немного по отдельным историям

«Убийство в салоне красоты» — маникюршу убил кто-то из клиентов салона красоты, но кто именно? Рассказ-экспозиция, введение в мир, оттого немного затянутый, и детективная загадка не цепляет так, как в последующих.

«Луна родилась из мысли» — украдена технология, которая превращает человека в гения, и вор — уже гений. Как его вычислить обыкновенному человеку? А здесь прекрасно все: возведенная в абсолют герметичность лунной станции, подробности быта ученых вроде фотографий с штангой при уменьшенной силе тяжести, и, не побоюсь этого выражения, нравственные вопросы, которые порождают высокие технологии.

«Дело об украденной трилогии» — проблемы издательства и пиратства. Автор еще не успел написать книгу, а ее уже украли. Но как? И как помешать краже, если забота о безопасности дошла до паранойи, а пираты уже злорадствуют?

«Дело об откушенном пальце» — клиент, который сунул палец в работающий ЗД-принтер, хочет отсудить у маленькой компании 100 тыс долларов. Он не похож ни на скрягу, готового пожертововать пальцем ради денег, ни на реального дурака, ни на человека, который мстит владельцу компании. Но все равно у него была очень весомая причина сделать то, что он сделал:)

«Московские каникулы» — а здесь, на мой вкус, слишком много слабо прописанных персонажей, но зато интереснейшее фантдопущение (особенно этот рассказ понравится медикам).

«Аллея славы» — к Сергею приходит женщина и просит его проследить не  за мужем, а всего лишь за соседом: прилизанным, благообразным менеджером, который иногда надевает дичайшей расцветки костюм и уезжает куда-то.

Мой фаворит, чем-то напомнил Честертона, когда все начинается с безобидной, даже забавной мелочи, потом раскручивается, раскручивается... и заканчивается страшной низостью и подлостью, до которой может дойти человек с уязвленным самолюбием.

«На самой обыкновенной улице» — история о том, во что может впутаться сыщик в отпуске, случайно встретив на улице хорошенькую девушку. Дамзель ин дистресс, экшн, биотерроризм.

Я вот подумала, что, если бы любителю триллеров из восьмидесятых дать прочесть современный триллер с поиском маньяка профайлерами, единой компьютерной базой данных, анализом ДНК и прочим, он испытывал бы чувства, сходные с теми, что испытывала сейчас я от «Файлов».

Очень достойная работа в редком сейчас жанре, точнее, в редком совмещении жанров: чистого классического детектива и чистой НФ.





1490
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 декабря 2015 г. 09:35
уже хочется прочитать! )) спасибо за отзыв
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2015 г. 16:45
Пожалуйста:) Я в своем отзыве еще была довольно сдержанна и честно отметила недостатки, но на самом деле я фанат классического детектва и мне очень понравилось!


Ссылка на сообщение7 декабря 2015 г. 13:08
Сп.
Правда, вот, интересно: какая разница, ближний прицел, дальний? Фантасты 30-60-х годов могли о 1980-х, например, написать так, как будто это (для нас уже) 24-й — 25-й век. Главное, содержание, а не обложка. Хотя некое значение она тоже имеет, безусловно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2015 г. 16:44
Нет, мне это все же кажется принципиальным моментом, потому что речь идет о будущем, которое уже начинает воплощаться. и про это ОЧЕНь интересно читать, интересней, чем про контакт с шестипалыми остракоидами в 25 веке.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2015 г. 16:52
Мне показалось или вы чувствуете в этой теме пафос, которого нет? :)
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2015 г. 23:20
Вм пкзлсь:)


Ссылка на сообщение7 декабря 2015 г. 21:10
Немного проедусь на асфальтоукладчике по трем рассказам, выложенным в открытом доступе.
Увы, это не будущее.
Это тимуровец на детективной работе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2015 г. 23:23
Вообще-то, это очередная, надцатая инкарнация ШХ, но будь это даже тимуровец?.. Почему не будущее?
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2015 г. 13:43
Посмотрим. Книга у меня есть, в планах где-то через полторы недели, а реально две-три.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2015 г. 16:33
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2015 г. 21:58
«2077 год на дворе, а мерют в дюймах?» © :-))) Если ещё и фаренгейты применяют, то вообще трэш.

цитата Синяя мышь

ЗД-печать почти как ксерокс в канцтоварах, мясо для гамбургера «из пробирок»… секвенирование ДНК в пробах из канализационных стоков (рутиная работа санстанции


Дешёвая 3D-печать? Насколько знаю, сегодня только покупка принтера, это где-то вся средняя зарплата за 3—4 года. Плюс, как минимум, столько же в год на расходники, обслуживание и ремонт. Отпечатать лист А4 стоит вроде 3 рубля. Купить принтак: 25 тыщ, плюс 5 на всё про всё в год. Разница, сократиться, конечно же, со временем. Но головою думать-то надо.

Искусственное мясо? Это ж сколько там населения, 50 миллиардов? Я как-то и на 15 к тому времени не рассчитываю, если уж и вообще меньше не станет. Не говорю уже о том, что на Земле его делать неразумно, умнее наштамповать витаминных таблеток.

Секвенирование ДНК безмерно и всюду? За последние годы ценник упал на порядки и сейчас, по-моему, не более 100 $. Больше он так сильно не упадёт, разве что изобретут новый способ и уронят цену до рублей 500, что, однако, сомнительно. И, разумеется, не хватит никаких ресурсов, чтобы неограниченно этим заниматься. Всё равно, что сейчас каждому в дом игровой комп за 0,5 млн рублей поставить: столько чипов для видеокарт и процов сделать просто не смогут.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 09:11

цитата G.I.C.

Насколько знаю, сегодня только покупка принтера, это где-то вся средняя зарплата за 3—4 года.

Ошибаетесь.
Даже в моем «медвежьем углу» 3D принтер стоит от 60 тыс. рублей. Вполне доступно уже сейчас, пусть и не для всех-всех желающих.
За пару лет цена упала в несколько раз. Аппроксимируйте тенденцию и вот вам итог.

цитата G.I.C.

Искусственное мясо? Это ж сколько там населения, 50 миллиардов?

Есть такой эффект масштаба, что массовое производство в промышленном объеме выгоднее, чем штучное фермерство. Так что полной фантастикой искусственное мясо я бы не назвал:)
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 11:11

цитата Green_Bear

Ошибаетесь.
Даже в моем «медвежьем углу» 3D принтер стоит от 60 тыс. рублей
Заглянул в инет, приличный для минимальной коммерческой деятельности около полумиллиона. А промышленный так вообще млн 17. Так что, это вы ошибаетесь.

цитата Green_Bear

Есть такой эффект масшатаба, что массовое производство в промышленном объеме выгоднее, чем штучное фермерство
Поэтому я и сказал, что проще делать витаминные таблетки, чем страдать дурью с искусственным мясом.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 11:29

цитата G.I.C.

приличный для минимальной коммерческой деятельности около полумиллиона


А вы оговаривали где-то непременный промышленный масштаб?
И продолжающееся подешевление вы тоже не учитываете, угу?
Такое ощущение, что время действия книги для вас — завтра-послезавтра. Вы так наверное в девяностых бы утверждали, что мобильники никогда не станут дешевыми и повсеместными, а в пятидесятых бы говорили, что персональный компьютер — фантастика. Они же огромные!))
:-)))

цитата G.I.C.

Поэтому я и сказал, что проще делать витаминные таблетки, чем страдать дурью с искусственным мясом.

Искусственный белок может быть дешевле в производстве, чем натуральный. А с витаминных таблеток сыт не будешь.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 11:39

цитата Green_Bear

А вы оговаривали где-то непременный промышленный масштаб?
Да, читать внимательнее нужно.

цитата Green_Bear

Искусственный белок может быть дешевле в производстве, чем натуральный.
О недостатке элементов и витаминов говорят все. О недостатке белка никто, даже наоборот, всякие недоумки-веганы процветают.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 15:10

цитата G.I.C.

Да, читать внимательнее нужно.

цитата G.I.C.

Дешёвая 3D-печать? Насколько знаю, сегодня только покупка принтера, это где-то вся средняя зарплата за 3—4 года. Плюс, как минимум, столько же в год на расходники, обслуживание и ремонт. Отпечатать лист А4 стоит вроде 3 рубля. Купить принтак: 25 тыщ, плюс 5 на всё про всё в год. Разница, сократиться, конечно же, со временем. Но головою думать-то надо.

Не покажете, где здесь речь о промышленности? Формулировать точнее нужно.

цитата G.I.C.

О недостатке элементов и витаминов говорят все. О недостатке белка никто, даже наоборот, всякие недоумки-веганы процветают.

Гм, вы вообще в другую степь зачем-то полезли. Никто не оспаривает важность витаминов. Речь о другом — синтезирование белка вполне может стать более выгодным. И все.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 16:11
4 предложение. Ещё не видел человека, который домой себе купил бы принтер и за деньги предоставлял бы услугу его использования. Ну и, в сообщении другого юзера кое-что упоминалось.

цитата Green_Bear

синтезирование белка вполне может стать более выгодным
Так же, как ГМО-соя? Очень не хотелось бы. А обычного белка в мире пока вполне хватает. И через 10 лет тоже будет хватать. А потом это уже будет зависеть не от демографии или с/х, а от хода политической истории.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 16:55

цитата G.I.C.

А обычного белка в мире пока вполне хватает

Дело не в нехватке, а в стоимости производства. Если есть более дешевая альтернатива, то этого хватит, чтобы началось замещение. Конечно, есть роль традиций, вкусовых предпочтений, воли государства — так сейчас спонсируются и поддерживаются фермеры.

цитата G.I.C.

Так же, как ГМО-соя? Очень не хотелось бы.

Угу по обоим пунктам.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 11:37
Учитывая образование и профессию автора, предположение, что она знает, о чем пишет, когда пишет о молекулярной биологии, очень сильно экономит время;-)
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2015 г. 10:53
На момент «сейчас» 3Д принтеры уже могут производить практически все гомогенные бытовые изделия. Плюс армирование углеволокном и проч. — в ближайшей перспективе мы, вероятно, будем видеть что-то вроде мастерских в шаговой доступности (жилмассив или деревня — дадут потребителей), которые обеспечат клиентов большей частью несъедобных предметов потребления (а если клиент еще и электронную начинку принесет, то и почти 100% предметов потребления). Для многих автомастерских уже выгоднее ставить 3Д принтер и делать некоторые запчасти (малоответственные, понятно) вроде ручек, клавиш, накладок, крыльев.


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 12:24
G.I.C. beskarss78
В одном романе Клиффорда Саймака герой в далеком будущем читает бумажную газету и пишет чернилами. Любим ли мы Саймака из-за этого меньше? У Кира Булычева, д-р Павлыш, оказавшись на другой планете, все снимает на камеру, пока не кончается плёнка. Стали мы меньше уважать Булычева из-за того, что он не мог предугадать цифровые камеры? Таких примером можно найти море у любых фантастов. В рассказе на первом месте должна стоять хорошо рассказанная история, а не точность предсказанных технологий.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2015 г. 12:28

цитата Fyodor

В одном романе Клиффорда Саймака герой в далеком будущем читает бумажную газету и пишет чернилами. Любим ли мы Саймака из-за этого меньше?
Про бумажную газету да, промах. Бумажная книга в разы более вероятна. Но чернила? Я вот уже давно хочу купить перьевую ручку, но пока не могу позволить себе потратить несколько тысяч на чисто символическую вещь для красоты и удовлетворения самого себя. Может быть, герой Симака это смог?..

цитата Fyodor

рассказе на первом месте должна стоять хорошо рассказанная история, а не точность предсказанных технологий.
Позволительно ошибаться технически, но не позволительно ошибаться логическо-практически. Прочтя про частные летающие автомобили в XXI веке я автоматически причислю автора к идиотам. Можно что-то упустить из виду, как вы писали выше, но придумывать бредовые вещи нехорошо. Когда постоянно думаешь «что за маразм», никакой хорошо рассказанной истории не будет. Потому что для её написания нужно думать головою.


Ссылка на сообщение12 декабря 2015 г. 14:48
Главное: и в самом сборнике, и в рецензии — это восхищение разумом как чудом. А также его способностью реконструировать по маленькой явной детальке всё общее скрытое событие. На мой взгляд, для человечества, включая читательство)) — это до сих пор остается ярким фокусов, маленьким чудом, т.е. тем, за что люди и любят детектив. А там кто гл. герой — русско-еврей или еврейско-якут, да будь он хоть негром преклонных годов... также как и вопрос, в чем мерить будущее: в 3Д принтерах, в каллориях искус. мяса и т. п. — это неинтересные — потому что хрестомотийные — подробности. Главное что передала рецензия — это то самое чудо, которое наполняет детектив. В данном случае «Файлы». Наверное, стоит их прочесть, чтобы проверить на соответствие рецензии :)


⇑ Наверх