Сергей Снегов Кольцо


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Сергей Снегов "Кольцо обратного времени": восстание белых кроликов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сергей Снегов «Кольцо обратного времени»: восстание белых кроликов

Статья написана 5 ноября 2015 г. 06:21

Получился отзыв многословным, поскольку в самом романе затронуто достаточно много проблем, причем лежащих в области этики и морали. Сначала хотелось назвать отзыв пафосно, что-нибудь на тему о величии духа человека. Но это было бы ложью: нет в романе почти ничего о величии духа и победе человеческой морали. Зато тема о «белых кроликах» очень и очень актуальна, ведь мы так мужественно и самоотверженно раз за разом предлагаем себя в этом качестве для различных социальных, политических, экономических и прочих экспериментов. Итак, заключительная часть романа-эпопеи Сергея Снегова   «Люди как боги»     «Кольцо обратного времени»:


Галактическое ядро

Некоторые бытовые, социальные или исторические роли много предпочтительней других.  К примеру, быть Повелителем/Богом, вершащим судьбы, много приятнее, чем тем, бесправным, чью судьбу, собственно, вершат «небожители». Кстати, рецензентом/критиком тоже много приятней быть, чем тем бедолагой, действия и мотивы которого прилюдно разбираются жестокими «судьями». А уж исследователем/экспериментатором, который ставит некий опыт с только ему понятными целями,  по-любому  быть приятнее, чем подопытным «белым кроликом», над которым ставят бездушный эксперимент.

Кстати, почему всегда «белый кролик»? Не потому ли, что он мягкий, пушистый и с виду безобидный, вызывающий жалость и желание защитить его от жестоких и бездушных мучителей? Почему не мышь или крыса? Те вообще миллионами отдают жизни ради всеобщего процветания, но никто не льет слезы по павшей на полях прогресса этой безвестной армии голых хвостов.

Но вернемся к нашей теме. Мнящие себя могучими Богами люди, встретили, наконец, тех, кто много их божественней. Буквально по народной мудрости: Не говори, что крут, всегда найдется круче.


Гибнущие миры
После успешного завоевания/освобождения Персея — сами выбирайте близкое вам по духу — люди нацелились на новое небывалое свершение — поиски таинственных рамиров, которые что-то там миллионы лет творят в Галактическом ядре. Опять все тот же прямолинейный подход. Мы пойдем туда, куда нас не звали, применим свои понятия справедливости и морали там, где нас не просили, понесем наш свет тем, кто этот свет по своей природной сущности не может его воспринимать. И здесь люди, привыкшие, пусть и к нелегким, но постоянным победам, к непрерывному поступательному движению по пути совершенствования божественного могущества, терпят одно поражение за другим.

Если первый роман состоял практически только из победоносных свершений, когда молодое божественное человечество/общество/просто сметало на своем пути любые препятствия, во втором все-таки появилось допущение, что могут быть некие трудности, которые могут потребовать единичных людских и материальных жертв, то третий состоит целиком из провалов, поражений, горечи и потерь. И неохотного признания, что в мире есть другие мнения и пути развития, другие важные дела, взгляды на жизнь и устремления, кроме тех, которое человечество считает единственно правильным.


Обратное время
В этом романе очень много горести и потерь, признания своих ошибок, споров с собой и самобичевания. Главный герой уже не тот, кто принимал безапелляционные решения, не сомневался в своей непогрешимости и данном «цивилизованности» праве карать и миловать по своему усмотрению и исходя из своих морально-этических представлений.

Но вот беда, сомнения в своей непогрешимости возникают не от духовного роста или пересмотра под влиянием фактов и реального положения вещей этических постулатов играющих в богов смертных, а лишь когда привычный принцип «пришел-увидел-победил» перестает действовать,  натолкнувшись на большую силу и мощь, когда люди оказываются на месте тех, чьими судьбами еще недавно распоряжались, становятся не экспериментаторами, а очередными «белыми кроликами».

И эта непривычная роль порождает странные и пугающие изменения в морали. Чего только стоит решение цивилизованных и высокоморальных существ — КАЗНИТЬ — любого своего товарища, заподозренного в связях «с неизвестным врагом».  Опять без сомнений, протестов, мук, жалости.  В пору повторить за неоднозначным героем — демиургом Эллоном: «Но вас — боюсь! Боюсь не силы вашей, а ваших заблуждений. Убедительности ошибок, доказательности просчетов, заразительности непонимания!».

И тем пугающе звучит заключительный манифест восставших «белых кроликов» против равнодушия неизвестных богов. Вроде бы и правильные слова — о ценности жизни, сознания, личности, разнообразия, неодинаковости. Но это в самом конце: «Придется, придется вам с этим посчитаться!» Сразу же настораживает: а не пусты ли красивые слова о равенстве, братстве и взаимопонимании после всех рассуждений о врагах, шпионах и особом предназначении?

Есть еще одна примечательная и очень актуальная деталь, которая почти потерялась в финале. О наших неразрывных связях с прошлым и ответственности за будущее, которые всегда надо учитывать, затевая очередной эксперимент или предлагая себя/любимая наша забава/ в качестве «белого кролика». Хотя мне кажется возмутительным любое положение вещей, где «нам отводят жалкую роль муравьев, истребляемых из-за равнодушия к ним» или  отводят роль подопытных кроликов, «которых будут хладнокровно ввергать в тяжелейшие условия и великодушно следить, удастся ли нам справиться с испытанием!»

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





245
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх