Томаш Колодзейчак (Tomasz Kołodziejczak) "Белый Редут" ч.1 ("Biała Reduta" cz.I)
Первая часть третьей книги цикла "Последняя Речь Посполита" ("Ostatnia Rzeczpospolita") (о первой книге цикла "Чёрный горизонт" ("Czarny Horyzont") я писал пару лет назад, о второй "Красная Мгла" ("Czerwona Mgła") — пару месяцев назад). Постапокалипсис, технофэнтези + религиозная фантастика в одном флаконе. Теперь к этому ещё добавилось освоение планет Солнечной системы. Начинается роман с вызванной Чёрными катастрофы стартующего к Марсу корабля "Сатурн-15", а далее повествование разделяется на четыре параллельные сюжетные линии. Причём главный герой первых двух книг Каэтан Клобудзский действует только в одной из этих линий, занимаясь своей обыденной работой — исследованием переходов в другие Планы Бытия, в частности, в план Веретена.
Герой второй сюжетной линии, приёмный отец Каэтана, полковник Роберт Гралевский совместно с эльфом, капитаном Барг'O'Даром расследует в Варшаве убийство выдающегося математика и самоубийство проживающего в том же доме фотографа. Похоже, и то и другое — дело рук Чёрных, но понять, как и зачем это сделано весьма непросто.
События третьей линии происходят в самом логове балрогов Геенне. Главный герой — десятилетний мальчик Карл — обладающий особыми способностями узник концлагеря, в котором живут и умирают, питая своими страданиями балрогов, люди, которым не повезло родиться в Геенне.
И, наконец, действие четвёртой линии происходит на Марсе, где молодое поколение поселенцев, родившееся уже на Красной планете, готовит заговор с целью свергнуть руководство станции и отказаться от выполнения заданий Земли.
В конце все четыре линии сходятся, причём ряд главных персонажей оказываются на грани гибели, и о дальнейшей их судьбе мы узнаем лишь во второй части.
Как и в первых двух книгах Колодзейчак не ограничивается описанием происходящего с персонажами, постоянно расширяя и детализируя картину изображаемого постапокалиптического мира. Можно, пожалуй, сказать, что в "Белом Редуте" объёмность и детальность этой картинки возросла в разы. Одновременно стало особенно заметно, что при всём своём показном постмодернизме, автор выражает вполне традиционные, порой даже консервативные, идеи и ценности, что вполне логично, потому что, когда речь идёт о выживании человечества, именно такие ценности и должны выходить на передний план. Это, к тому же, сюжетно обусловлено, поскольку в описываемом мире мысль и идея способны к непосредственной материализации, но всё-таки прямые идеологические декларации местами выглядят неуместно.
Ориентирована книга, в основном, всё на тех же young adults, но, как я писал раньше, квалифицированный читатель тоже найдёт для себя много интересного, особенно если он любитель литературных игр и разбирается в польской культуре и истории. Вообще, книга очень польская, что может вызвать затруднения с её публикацией на других языках, но в любом случае заслуживает прочтения.
Рекомендую любителям необычной фэнтези, владеющим польским языком.