Томаш Колодзейчак «Красный туман»
Последняя Речь Посполитая все еще борется — мечами и бомбами, рунами и спутниками, реликвиями и автоматами.
В совсем недалеком будущем на наш мир напали зловещие существа из другой реальности, использующие магию и странные технологии. Они стремительно покорили многие страны. Одним из последних бастионов сопротивления объединенных сил людей и эльфов является Королевство Польское.
Каетан Клобуцкий — посланник Великого Гетмана Короны, владеющий могущественными артефактами и мощной магией — должен исследовать тайны красного тумана, оказавшись в котором люди по неясным причинам внезапно превращаются в смертоносных монстров.
Смешение фэнтези, научной фантастики и польской истории в прекрасно написанных рассказах из самобытной вселенной Последней Речи Посполитой.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Последняя Речь Посполитая»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 19 февраля 2022 г.
«Чёрный горизонт» — глыба мира «Последней Речи Посполитой», а сборник «Красный Туман» — её огранка.
Нам покажут четыре приключения Каетана Клобуцкого, польского географа и боевого мага. Приключения разбросаны во времени и пространстве. В «Ключе перехода» герою одиннадцать, в остальных рассказах он старше.
За исключением «Ключа», являющегося приквелом, все произведения про географа строятся по одному беспроигрышному шаблону, известному со времён Конана и «Пикника на обочине»: герой идёт в аномальную Зону. За разным интересом, в разной компании. Аномальщина тоже отличается, но всегда у Колодзейчака вычурна и изобретательна.
Особых твистов и психологизма не ждите, но за мир-декорации и неуёмную фантазию автора можно многое простить.
Схватки и магия не просто кинематографичны, а больше напоминают кат-сцены крутейшей компьютерной РПГ, где создатели не связаны узами реалистичности.
Колодзейчак упоминает в качестве действенной магии атрибуты практический всех земных религий: ката, мантры, молитвы, руны и так далее. Эклектично, на грани хаотичности. Больше «вау!», чем «фу!»
Сборник «Красный туман» можно рекомендовать для первого знакомства с современной польской фантастикой: героика Вегнера, миротворчество и словотворчество Дукая, постап Збешховского, экзотика Майки. При чём «Красный туман» не нечто серо-усредненное, но яркое и динамичное повествование, где все эти параметры вывернуты на максимум!
9(ОТЛИЧНО)
SeverianX, 7 февраля 2023 г.
«Красный туман» (сборник)
Это уже не полноценный роман, а сборник повестей. Хочется отметить, что с малой прозой Колодзейчак справляется не хуже.
«Красавица и граф»
В повестях автор все больше расширяет свой мир. Тут мы встретим гораздо больше хорошо прописанных персонажей. В центре сюжета все тот же королевский географ Каетан Клобуцкий. В своих странствиях он встречает Анну Наа’Маар – загадочную эльфийку необычной силы из Ордена Лебедя. Даже другие эльфы ее побаиваются! А это о многом говорит. Ее предназначение – это борьба с сильнейшими представителями Черных. Силы зла привыкли к злу и страданиям, поэтому их не проймешь никакими пытками. Чего же они боятся? Любви! И могущественная эльфийка может как раз по-настоящему полюбить самое ужасное из порождений зла, что для них самая страшная пытка. В этот раз людям и эльфам удалось пленить Графа – своего рода военачальника Черных. Именно ему предстоит стать жертвой эльфийки, а такое он не сможет простить.
«Не одолеть доцента!»
В данном рассказе Каетану предстоит сопровождать группу учёных в страну Черных. Дело в том, что в Польшу стали проникать ментальные паразиты – клещи, цепляющиеся за определенные слабости и негативные эмоции, а затем подчиняющие себе людей. Дошло до того, что заражённый совершает покушение на короля. Учёным и Каетану предстоит разобраться в этой проблеме. Однако все ли участники сами защищены от клещей? В рассказе показано несколько персонажей-ученых. Приятно осознавать, что героями могут быть не только сильные маги и бойцы, но и преданные служители науки.
«Красный туман»
В заглавной повести сборника место действия переносится из Польши в Беларусь, пограничный городок Новый Бобруйск. Смена локации идёт повести на пользу. Мы наконец-то узнаем, что же творится на востоке. Балрогов тут нет, но жизни людей мешает иное зло. Где-то в бескрайней степи открылся проход во враждебный План, откуда и просачивается красный туман. Он изменяет людей, превращая их в кровожадный урка-хаев. Любой человек, которого коснулся туман, рано или поздно может обратиться. Поэтому к таким людям всегда относятся с недоверием. Одна женщина, Александра Мацеевицкая, обращается к Каетану с просьбой найти ее мужа, пропавшего во время последнего налета на Новый Бобруйск. Королевский географ оказывается в незнакомых для себя условиях, ведь даже эльфийская магия здесь работает иначе. Было интересно читать, как Колодзейчак обыгрывает тюремную атрибутику, гиперболизируя ее в кровожадных урка-хаях, в то же время отсылая нас к урук-хаям Толкина.
«Ключ перехода»
Финальный рассказ переносит нас в прошлое Каетана и рассказывает о его детстве. Мальчик живёт в небольшой деревне под властью балрогов, как и все довольствуясь рабской долей. Однажды в лесу он встречает загадочного незнакомца – гнома. Тот ранен, и мальчик из любопытства решает помочь необычному существу, ещё не осознавая, чем ему это грозит. Именно тут мы узнаем о том, как будущий королевский географ получил свой могущественный артефакт – Ключ Перехода. Во время этих событий он также познакомился со своим будущим приемным отцом – молодым кадетом Робертом Гралевским. Рассказ учит нас, что у каждого решения есть последствия. И они могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.
Deusuum, 12 марта 2022 г.
Совсем недавно в отзыве на творчество другого польского писателя, Петра Гурского, я жаловался на недостаток экспозиции. Теперь приходится жаловаться на её переизбыток.
Малая проза Томаша Колодзейчака сильнее обнажает недостатки его подхода к созданию литературы, чем роман «Чёрный горизонт», в котором магистральный сюжет вытаскивал повествование из-под описания мира. А мир действительно очень интересный, автор последовательно и с выдумкой развивает своё фантастическое допущение о нашем мире, в котором открылись врата на другие, чуждые планы Бытия. Проблема лишь в том, что абсолютно всё — сюжет, персонажи, драма, действие — тонет под волнами её величества Экспозиции. Колодзейчак до дотошности подробен в описании малейших деталей своего удивительного сеттинга, и каждая мысль, каждое действие, каждый предмет подчинены его строгим законам. Крутятся колёса транспортного средства — нужно тщательно рассказать, как они крутятся, чтобы высвободить магическую энергию. Песня — не просто песня, а сконцентрированное заклинание. И всё это описывается почти наукообразными терминами. Иногда на абзац диалогов, сюжета, раскрытия персонажей приходится несколько страниц описаний макабрического мира. А понять персонажей и проникнуться их трагедиями не получается, хотя задумки у автора всегда интересные: уничтожить демона любовью, настойчивость и самопожертвование истинного Учёного... Но даже частые схватки с врагами почти лишены динамики из-за того, что Колодзейчак спешит подробно описать каждую деталь и потаённый смысл движений, предметов, заклинаний.
Иногда из-за всего вышеописанного книга казалась мне почти невыносимой. А в новелле «Красный туман» я почти сломался, когда прочитал про «урук-хаев», ведомых «паханом» и «Я не люблю» Владимира Высоцкого в качестве боевой наступательной магии.
Весьма специфическая литература от талантливого автора.