Любовь – как шестое измерение, или Спасительная Одиссея
Не очень далекое, и не очень приятное будущее. Некий коварный вирус-патоген последовательно уничтожает растения, составляющие основу нашего питания. Погибли пшеница, картофель, окра. Держится пока только кукуруза. Пока. Но, как выясняется смерть от голода не самая большая опасность для человечества. Хуже другое. Этот самый коварный патоген вырабатывает азот, которого в атмосфере становится все больше. Человек может ко многому приспособится. Но дышать азотом не приучен. А это значит, что совсем скоро род гомо сапиенс на Земле угаснет.
Остается лишь один шанс. Покинуть Землю. Воспользовавшись «Кротовой норой» близ Сатурна. Ведущей в другую галактику. Ведь по предварительным данным, там нас ждут планеты, пригодные для жизни человека.
«Очередной шедевр Кристофера Нолана ». «Лучший фантастический фильм года, и одна из лучших лент о космосе». «Фильм, в котором современные физические теории становятся основой сюжета». В общем «сарафан» у фильма был превосходен. Отчего я садился за просмотр с самыми радужными ожиданиями. Вставал же из-за телевизора с весьма противоречивыми чувствами.
С одной стороны лента вышла красивой, местами напряженной, полной научных словечек, вызывающих желание слазить в Гугл за консультацией. С другой — банальной, полной логических дыр, и очень неровной в плане актерской игры.
Сперва о хорошем. Что можно занести Interstellar в плюсы безо всякой оглядки – это визуальную сторону. Даже киноакадемики со мной согласны. Космос, звезды, черная дыра, планеты, кротовая нора. Все на высшем уровне. Сплошное наслаждение. Как в детстве. Эдакая выстраданная, и заслуженная хорошими оценками прогулка в планетарий.
Также неплохо поддерживается уровень саспенса (за исключением, пожалуй, изрядно затянутого начала). А когда начнется третий час ленты, так и вовсе глаз от экрана не оторвать. Живенько так, напряженно. Кульминация во всей красе. Как и глупо отрицать то, что картина стала неплохим мотиватором для поиска в интеренете научно-популярной информации о космосе.
Что, согласитесь, огромный плюс.
А вот то, что сам Интерстеллар этих знаний нам практически не прибавит – это наоборот минус. Герои сыпят понятиями «гравитация», «сингулярность» и «время» в самых разнообразных комбинациях, но звучат они в их устах исключительно как элементы магических заклинаний. За редкими исключениями абсолютно не открывая зрителю те самые обещанные «современные физические теории».
Я, говорит, седовласый профессор, ищу решение проблемы гравитации! Это типа, взять и полететь? — круто, соглашается зритель. А как? Ну-ну-ну… по-научному хмурит брови профессор. С помощью трим-пам-пации!, пардон квантовых данных. А! Облегченно вздыхает зритель, квантовая трим-пам-пация! Что ж вы сразу не сказали!
Понятно, что никто не ждал от блокбастера серьезных научных объяснений, но выйти по этому критерию хотя бы на уровень научно-популярной программы для среднего школьного возраста, они были вполне в силах. Но не захотели. Пару слов о черной дыре, пару о кротовой норе, и будя.
Но бог бы с ним, научным объяснением, главную свою задачу – заинтересовать, фильм выполняет. И даже чересчур смелые псевдонаучные допущения, как то планеты, вращающиеся вокруг Черной дыры, или пресловутые ледяные облака, впечатление, конечно, портят, но не критично. Но когда вступают в дело здоровенные (с Кротовую нору) логические дыры в сюжете, ты понимаешь: «Интерстеллар» слава богу, не «Прометей», но что-то «прометеистое» в работе Нолана просматривается.
И если кое-что, типа похищения космо-корабля в самом конце, вызывает лишь легкую улыбку. То очередные косяки «12 лучших ученых», отправившихся на разведку, уже пробуждаю настоящую идиосинкразию и желание использовать в их адрес много ненормативной лексики. Ну, неужели трудно перед посадкой обследовать планету? И тогда никакие сюрпризы для вас не будут неожиданными. Времени мало? Лучше кинуться как в омут, и сделать так, чтобы его вообще не осталось? Ни на что? Да и экипаж «Эндюранс» не лучше. Носятся, как загнанные савраски. А зачем? Где использование телескопов? Где хотя бы анализ данных, полученных от зондов? А уж «хрустальные» лицевые щитки скафандров, и вовсе вусмерть утомили.
Что еще сложно занести Interstellar в актив, так это изрядную банальность решения при довольно неординарно поставленной задаче. Казалось, собирались поговорит о времени, об относительности, о будущем человеческой расы. А большую часть времени вновь рассказывают о любви, которая спасет мир (с чем я в принципе согласен), и о навязших в зубах, как старая «Ириска», семейных ценностях.
Бессмертный Капитан Очевидность на пленере в космосе? Как это мило.
Да и типажи героев прямо скажем, изрядно шаблонны. Особенно семейство Купера, да и он сам. Обычная девочка, ведущая себя так, и только так, как подобает обычной смышленой девочке ее возраста, папиной дочке. Туповатый братик, конечно же, обижающий младшую. Отец, напрочь игнорирующий сына и души не чающий в дочурке. Остальные персонажи тоже далеко не ушли. Профессор – полный мудрости и печали. Его наследница – сильная духом снаружи и нежная внутри. Негр, а куда нынче без негра? Третий член экипажа, взятый на борт явно для мебели.
Казалось бы ничего криминального. Для обычной стандартной космической фантастики без претензий – ничего. От нее иного и не ждешь. А для ленты, претендующей на звание «одной из лучших лент о космосе», минус. И большой минус.
Как и очень неровная актерская игра. Тот же МакКонахи, один из сильнейших лицедеев современности, то выдает сцены, к которым не прикопался бы сам Станиславский. То плывет по течению, вяло выполняя функцию заботливого отца, или отважного пилота.
А при такой работе возникают вопросы скорее не к актеру, а к режиссеру. Что же это вы, уважаемый Джонатан Джеймс, размахнулись на рупь, а ударили пускай не на копейку, но максимум на полтинник. Тщательней нужно, товарищ режиссер, тщательней, вас же не только в попкорновой Америке смотрят.
Эрго. Классическая голливудская фантастика. Яркая, красочная, с удовольствием играющая в Капитана Очевидность. Полная научных словечек и логических дыр. К счастью, сделанная на достаточно высоком уровне и все же будящая в зрителе жажду познания. Главное не рассчитывайте на «лучший фильм года», и тогда вполне сможете получить удовольствие от просмотра.
P. S. Автором идеи фильма является американский физик и астроном Кип Торн. Его книгу «Черные дыры и складки времени. Дерзкое наследие Эйнштейна» по слухам можно найти даже на «великом и могучем». От всех, кто доберется и осилит, с удовольствием выслушаю комментарии.
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Майкл Кейн, Дэвид Гяси, Уэс Бентли, Кейси Аффлек, Джон Литгоу, Мэтт Дэймон, Тофер Грэйс, Эллен Бёрстин, Элиес Габел, Тимоти Чаламет, Дэвид Ойелоуо, Коллетт Вульф, Фрэнсис З. МакКарти, Билл Ирвин, Эндрю Борба, Уильям Дивэйн