Для родной газеты.
Фантастический фильм «Земля Будущего» (Tomorrowland) от студии Disney – одна из самых чудовищных и циничных кинолент последних лет.
И то, что картина это детская, красочная, захватывающая, вроде как манящая к светлым горизонтам и немного сказочная, лишь усугубляет ее чудовищность. Одно дело, когда люди, жаждущие в основном наживы, снимают честное приключенческое кино, цель которого – развлечь, и совсем другое – когда посредством такого кино пытаются контрабандой пропихнуть в головы юных зрителей какую-нибудь недостойную идею.
Может, дело тут в человеческом факторе. Предыдущая «экранизация» диснейлендовского аттракциона, «Пираты Карибского моря», к третьему фильму превратилась из чистого приключалова в кино о том, как сложно сделать моральный выбор в аморальном мире; превращение совершилось благодаря режиссеру Гору Вербински – стоило ему передать эпопею в чужие руки, как та вновь стала приключаловом. «Землю Будущего» («по мотивам» другого аттракциона Диснейленда) снял Брэд Бёрд, звезд с неба не хватающий; соавтором сценария и продюсером здесь – Деймон Линделоф, до того приложивший руку к кошмарному «Прометею» Ридли Скотта; получился в итоге ужас, закамуфлированный под мечту.
Птица счастья завтрашнего дня
В 1964 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке юный изобретатель Фрэнк Уокер показывает большому умному дяде (Хью Лори), который оценивает всякие изобретения, самодельный ракетный ранец и – знакомится с девочкой Афиной (Рэффи Кэссади), которая вручает ему таинственный значок с буквой «Т», как становится ясно позже, от слова tomorrow, «завтра». С помощью значка мальчик вслед за дядей и Афиной перемещается в удивительный футуристический город, обитатели которого явно победили гравитацию и решили еще массу научных проблем...
Этот же город видит, прикасаясь к будто бы случайно оказавшемуся у нее значку с буквой «Т», девушка Кейси (Бритт Робертсон), дочь инженера НАСА, который вот-вот останется без работы – космодром демонтируют, ибо к 2014 году мечта о полете к звездам человечеством успешно похоронена. Прикасаясь к значку, Кейси перемещается в тот самый город, облетает его на левитирующем поезде, видит много чудес и чуть было не становится пассажиркой межзвездного корабля, улетающего к планете «всего-то в двадцати световых годах отсюда». Вернувшись в реальность, Кейси встречается с Афиной, выглядящей так же, как полвека назад. Афина спасает Кейси от злобных роботов, маскирующихся под людей, и привозит ее к стареющему Фрэнку Уокеру (Джордж Клуни), который, оказывается, давным-давно изгнан из Земли Будущего при обстоятельствах, которые вскрываются далеко не сразу.
Оказывается, увиденное Кейси – это лишь рекламный ролик, снятый на Земле Будущего, чтобы вербовать светлые умы нашей реальности и переманивать их к себе. Создали Землю четыре гения – Жюль Верн, Никола Тесла, Гюстав Эйфель и Томас Эдисон (честно говоря, дурацкая компания, но ладно), так что в Эйфелевой башне даже спрятана ракета, которая в нужный момент домчит героев до обетованной Земли. Расположена Земля в недалеком будущем, но при этом – в ином измерении и связана с нами тахионным порталом (не надо задумываться, что сие значит; это фантастика, причем ненаучная), к изобретению которого причастен как раз Фрэнк Уокер.
Тахионный портал заодно предсказывает будущее нашего мира, темное как никогда: с вероятностью сто процентов нам грозит гибель через 58 дней. От чего именно – от глобального потепления или ядерной войны – не уточняется. Собственно, осознав все это, большой умный дядя, он же губернатор Никс, в свое время приостановил проект, разогнал ученых и отправил к нам злобных роботов охотиться на вербовщиков, которые тоже роботы, и Афина – один из них. Появление Кейси понижает вероятность нашей гибели до 99,8 процента. А значит, у человечества еще есть шанс...
Украл будущее – молодец!
«Земля Будущего» – фильм детский, для подростков 12 лет, и страдает от всех пороков диснеевского детского кино: местами он глуп настолько, что неловко будет даже детям, местами – нелогичен. С середины фильма и герои, и сюжет стремительно деградируют: Афина еще выглядит прилично, а вот охотящиеся за героями злые роботы сошли со страниц комиксов, причем древних и наивных. Гений Фрэнк Уокер отпугивает незваных гостей голографической собакой – но ведь любой дурак докумекает, что пес не оставляет следов и вообще является оптической иллюзией. Ракета в Эйфелевой башне – нечто за пределами добра и зла. И так далее.
При всем том «Земля Будущего» заставляет вспомнить о прекрасной подростковой фантастике СССР – по крайней мере поначалу, пока не скатывается к голливудской формуле «кроме мордобития – никаких чудес». Афина – это и Алиса Селезнева, и Электроник; сама Земля Будущего очень напоминает Москву «сто лет тому вперед» из «Гостьи из будущего». Только месседж тут совсем другой. В СССР строили светлое будущее для всех, а тут его строят для избранной кучки: нашей реальности Земля Будущего никак не помогает. Напротив, она, если без обиняков, лишает нас будущего, переманивая к себе светлые умы. А те, как идиоты, переманиваются, посмотрев всего лишь рекламный ролик!
Более того, ближе к финалу выясняется, что тахионный портал транслирует нам сюда плохую энергию, и мы, покорные этой энергии, упиваемся близким концом света вместо того, чтобы его предотвращать. Самое любопытное, что герой Клуни в середине фильма все это проговаривает. Но потом под влиянием чар Афины (в которую влюблен с детства; влюбленность 60-летнего мужика в 10-летнюю девочку, честно говоря, глядится странно) меняет точку зрения и сражается за право Земли Будущего нас обкрадывать.
В итоге Земля Будущего подозрительно смахивает на идиллию стран «золотого миллиарда», которая как зиждилась, так и зиждется на обворовывании третьего мира (но пущать в Будущее жителей этого третьего мира – ни-ни!). Да, таков нынешний status quo, и изменить его очень трудно. Но каким паскудством надо обладать, чтобы это мироустройство втюхивать детям под видом правильного и единственно верного?