Ток-шоу «Шутки кончились!» (общелитературный и фантастический блок)
Шутки шутками, но... Как писать смешно? Вопрос не праздный. Особенно для отечественной «жанровой» прозы, где книг с маркировкой «юмористическая фэнтези» хватит, чтобы сложить курган, под которым можно погрести всех авторов подобной литературы. Где проходит граница между пустым зубоскальством и по-настоящему смешной шуткой? Существует ли юмор «на все времена» или он строго ситуационен? Как грамотно использовать этот инструмент в литературе? И можно ли вообще научиться писать смешно? Об этом в режиме «вопрос-ответ» побеседуют два наших эксперта, хорошо известные любителям фантастики: писатели Евгений Лукин, лауреат — среди прочего — премии «Золотой Остап», и Алан Кубатиев, специалист – опять-таки среди прочего! – по творчеству Джонатана Свифта.
Тезисы:
- Можно ли научиться писать смешно?
- Как развить чувство юмора?
- Есть ли специфика у шуток, которые используются в фантастическом тексте?
- Имеет ли право на жизнь «юмор ниже пояса»?
- Если вы шутите, а читатель не смеется – кто из вас идиот?
- Можно ли говорить о смешном всерьез?
Прошло не так уж много лет с тех пор, как на обложках отечественных книг появилась возрастная маркировка: «8+», «12+», «16+», «69+»... Не секрет, что во многих издательствах, которые специализируются на детской и подростковой литературе, категорически не приветствуются произведения, где появляются курящие персонажи – и это никак не связано с качеством самого текста. То есть у Джоан Роулинг, например, в этой ситуации не было бы просто никаких шансов: ее герои, в том числе положительные, мало того, что курят, так еще и выпивают!.. Ну а весной 2015 года прогремел скандал, когда с полок нескольких крупных московских магазинов по требованию представителей бдительной общественности был снят знаменитый графический роман Арта Шпигельмана «Маус». Так о чем же можно и о чем нельзя писать в подростковой литературе с учетом последних законодательных актов? Какими критериями руководствуются издатели, а какими – книготорговцы? Где заканчивается цензура и начинается самоцензура? И что делать автору, особенно начинающему, чтобы обезопасить себя от придирок? Обо всем этом участникам Петербургской фантастической ассамблеи расскажут писатель и редактор Анна Гурова, маркетолог одной из крупнейших книготорговых сетей Северо-Запада Мария Акимова и другие представители отрасли.
Тезисы:
- Каковы на сегодняшний день законодательные требования к детской литературе в России?
- Что может послужить основанием для снятия книги с продажи?
- В чем принципиальная разница между литературой «12+» и «14+» и как вообще расставляется возрастная марикировка?
- Что ни в коем случае не должно происходить на страницах книги с точки зрения издателей подростковой литературы?
- Касаются ли эти ограничения классики – например, подростковых повестей Владислава Крапивина, Кира Булычева, Василия Аксенова, Лазаря Лагина?
- Разнятся ли требования в разных редакциях?
Разговор пойдет о литературном приеме «попаданчества» и накопленных им клише.
- Штампы: стоит их избегать или они являются необходимой приметой этого жанра?
- Литературные западни: оборванные, скомканные или чрезмерно запутанные линии сюжета, бесконечные эпопеи, отсутствие или переизбыток информации, «рояли в кустах» и «рельсы».
- Факты против магии: «прогрессорство» в условиях фэнтезийных миров.
- Сослагательные направления истории: альтернативная история и попытки ее обуздания руками попаданцев.
- Измененные тела: попаданцы в телах, отличных от родного по возрасту, полу, расе, виду; игра с чуждыми физиологиями; секс и попаданцы.
- Новое или подзабытое старое: использование чужих сеттингов, фанфики, заимствование мифологических, классово-расовых и авторских географических названий, цитирование, самоплагиат.