Блок М Апология


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Блок М. Апология истории
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Блок М. Апология истории

Статья написана 2 июня 2015 г. 02:43

Блок Марк. Апология истории, или Ремесло историка. Серия: Памятники исторической мысли. М. Наука. 1986г. 256 с. Твердый переплет, Обычный формат.

В 1944 году был расстрелян член Сопротивления Марк Блок. Кто из тех, кто спускал курки в то хмурое июньское утро, знал, чью жизнь он отнимает? Маленький, щуплый француз еврейского происхождения, не открывший ни одной явки, умер, с именем Родины на устах. Кто знал, то имя этого человека будут вспоминать все последующие поколения историков – с благодарностью за многочисленные труды по истории. Их восхваляли, и их критиковали – но едва ли не каждый французский (и не только!) историк-медиевист отдавал свою дань уважения этому человеку.

Люсьен Февр и его коллеги нашли позже прощальный поклон своего друга – машинописный текст, обстоятельно перепечатанный в трёх экземплярах, который содержал наброски методологической работы, которая вскрывала бы всю подноготную работы историка, её подводные камни, её принципы.

Что хотел сделать Марк Блок? Посреди тихой войны против умопомрачительной идеологии фашизма, предельно эгалитарной и жёсткой, он хотел доказать, что история – вовсе не та наука, представители которой в XIX в. возвещали о неминуемой поступи прогресса, говоря о логичности и последовательности развития европейской цивилизации. Та, история, которую Ницше называл «историей коллекционеров» — позитивизм. Впрочем, и история как вид литературы, как акт веры, творческого усилия автора («Всяк сам себе историк», по выражению Беккера).

Чему научил Блок последующие поколения историков? Видеть в истории жизнь. Живых людей. Их чувства. Их мысль. Это поколения людей, которые сменяют друг друга, каждое – со своим опытом, со своими бедами. Именно поэтому Марк Блок старался не употреблять любимое в его время слово «цивилизация» — он предпочитал «societe» — общество.

Общество – более конкретное понятие. Общество состоит из конкретных групп людей, которых, в свою очередь, формируют индивиды. Всё остальное представляет из себя абстракции – «феодализм», «капитализм», «варварство»… Есть конкретные люди, в конкретном времени и в конкретном пространстве, которые образую конкретные формы своего бытия – социального, экономического, культурного. О чём писал Блок? Об «идоле истоков». Разве мы можем понять истоки явления, не осознав его в совершенной полноте? «Люди похожи более на своё время, нежели на своих отцов». Есть абсолютно конкретные связи явлений между собой, их нужно искать, а не вдаваться в любимый философами экзестенцианализм.

Следовательно? Нужно забыть о мерках своего времени. Забыть о константах современности. И попытаться изучить время конкретной социальной общности, постараться познать её изнутри, понять, что она представляла из себя вообще. Понять сознание, уловить мысли, узнать, что для человека было очевидным, а что – чуждым. Чтобы понять феномены, явления, процессы, нужно осознать, в какой сетке координат действуют их творцы. Так возникает понятие «исторического времени»…

Но что делать – ведь прошлого-то нет. Есть только его следы – источники – хрупкий и неверный материал. Для того, чтобы извлечь из них нужное, необходимо прибегать ко всему многообразному арсеналу наук, гуманитарных и естественных, создавая таким образом междисциплинарность. В этом видении, в видении Блока, история превращается не просто в коллекционирование и жонглирование фактами прошлого, но в сумму всех наук, изучающую историю общества в его вечном движении, свободную от идеологических пут – науку-диалог, попытку понимания тех, на чьих плечах мы стоим, а не навязывания им своих мыслей.

Когда молодой студент читает «Апологию истории», он понимает, что эта наука выходит далеко за пределы обычных учебников, заточенных на политическую событийную историю. Глобальные обобщения Маркса, Шпенглера, Тойнби рушатся под интеллигентным, лёгким нажимом французского историка, превращаются в ничто, в игру ума. Да, мы можем познавать историю. Мы можем вычленять процессы. Можем выстраивать закономерности. Всё, что угодно. Но – главное – всегда нужно помнить, что имеешь дело с хрупким материалом – с людьми, живущими в своём времени и пространстве. Как сказал сам Марк Блок, «причины в истории, как и в любой другой  области, нельзя постулировать. Их надо искать…».

Трезвой, взвешенной «Апологии истории» во многом не хватает нашим историкам. Конечно, читали её практически все, но кто воспринял? Таких, по всей видимости, не очень много. Да и просто любителям – разве они не имеют права прикоснуться к этой книге, раскрывающей секреты ремесла историка? Эта книга может внести понимание в то, что это за наука, и насколько она далека от того, что нам преподносят на блюде борзописцы-публицисты и «администраторы». Что это наука о том, где мы сейчас, и кто мы. И о тех бесчисленных миллионах, кто строил по кирпичику наш мир.

Небольшой блог в ЖЖ — размышления о Гегеле, рецензии на книги А. Я. Гуревича, М. Б. Пиотровского, Ю. А. Петросяна. Если будут замечания, пожалуйста, комментируйте.- http://alisterorm.livejournal.com/





503
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 16:37

цитата AlisterOrm

Трезвой, взвешенной «Апологии истории» во многом не хватает нашим историкам.


Трудно согласиться, см. к примеру:

В.А.Бердинских
Ремесло историка в России
М.: Новое литературное обозрение, 2009.
608 с. Пер. 1500 экз. 5-86793-665-5

цитата

В книге известного российского историка, доктора исторических наук, профессора Виктора Бердинских в яркой и оригинальной манере раскрываются основные пути и проблемы развития исторической науки в России XVIII—XX веков. Постижение основ ремесла, его приемов, техники и инструментария — вот задача, которую ставит перед собой автор, обращаясь к опыту двенадцати поколений российских историков, чьи жизни не менее интересны, чем их труды.

Глубоко личностная, во многом субъективная книга не лишена дискуссионности и интеллектуальной провокативности. Взгляд автора сфокусирован в первую очередь на внутренних, содержательных моментах русской историографии — стимулах к творчеству, становлении профессионала, периодической смене научной тематики, связях с жизнью, отношениях с властью, на всем, что превращает науку из сухой теории в глубокое человеческое переживание...

Рекомендую всем, кто не читал ещё, полистать...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 16:42
Конечно, и такие работы бывают. Но они редки. Сочинений, напоминающих опусы почтенного акадЭмика Ковальченко у нас в разы больше... Навскидку десяток точно вспомню.
 


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 16:48

цитата AlisterOrm

Сочинений, напоминающих опусы почтенного акадЭмика Ковальченко у нас в разы больше... Навскидку десяток точно вспомню.


Ну десяток не надо, а вот хотя бы пару-тройку СОВРЕМЕННЫХ характерных примеров таковского было б интересно поглядеть...
 


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 17:26
Пожалуйста — Ю. Семёнов. Философия истории. М. 2003.
Навскидку это могу вспомнить, очень яркий пример.
 


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 18:28

цитата AlisterOrm

Ю. Семёнов. Философия истории. М. 2003.
Навскидку это могу вспомнить, очень яркий пример.


Да ладно — какое отношение ЭТО-то имеет к нашим историкам... :-)


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 18:56
Ну как, имеет — всё-таки это издание я периодически в ссылочках встречаю...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 19:09

цитата AlisterOrm

Ну как, имеет — всё-таки это издание я периодически в ссылочках встречаю...


Посмотрела — кто, где и в каком контексте ссылается...

В специальной исторической периодике по крайней мере за последние 10 лет (2005-2015) НЕТ ни одной ссылки на эту самую «Философию истории»...

Да и вообще — ссылки историков на ту-иную публикацию ещё не делают априори эту публикацию исторической...
 


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 19:44
Но тем не менее, она есть, слово из песни не выкинешь. И студентам её наши преподаватели тоже иногда советуют...
 


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 19:53

цитата AlisterOrm

Сочинений, напоминающих опусы почтенного акадЭмика Ковальченко у нас в разы больше... Навскидку десяток точно вспомню.


Ну с Семёновым ясно — а другие примеры у вас есть? тем более, навскидку... :-)
 


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 22:17
насчёт постсоветского — скажу честно, не помню, нужно будет посмотреть специально. Я о том и говорю, что немного подобных книг. А советские — М. А. Барг, Е. М. Жуков, Б. Г. Могиницкий, М. В. Нечкина, А. М. Сахаров, Л. А. Дербов... Все пишут в одном ключе, и подобных книг и статей достаточно много.


⇑ Наверх